ГлавнаяИсторияГ.Я. СедовЗемлякиПриродаРыбалкаПочем рыбка Отдых в Седово ФотогалереяГостевая книга


Царь Николай первый

Царь Николай Первый

Генерал Иван Никитич Инзов

Генерал Иван Никитич Инзов

Профиль генерала Раевского, рисунок А.С. Пушкина

Профиль генерала Раевского, рисунок А.С. Пушкина

Наталья Николаевна Пушкина (Гончарова), впоследствии Ланская

Наталья Николаевна Пушкина (Гончарова), впоследствии Ланская

Владимир Иванович Даль

Владимир Иванович Даль

Фото из семейного архива Л. Фатун

Фото из семейного архива Л. Фатун

Фото из семейного архива Л. Фатун

 

БОРИС БЕРЕЖНОЙ  ЗАГАДКИ   ТАГАНРОГСКОГО  ТРАКТА  стр.2

        Начиная с этой осени, Пушкин периодически приезжает в Москву, где пользуется большим успехом на светских приемах и балах, а 18 февраля 1831 г. женится на первой красавице Н.Н. Гончаровой. Летом этого года он переезжает в Царское Село. Здесь, возможно в память о южной ссылке, был заказан портрет, который среди пушкинистов получил название «Пушкин в поярковой шляпе». На нем стоит точная дата - 13 июня 1831 г. Имя художника до сих пор не установлено. По мнению многих краеведов, из всех  известных портретов именно этот дает нам наиболее близкое представление о внешнем облике Пушкина периода южной ссылки, несмотря на временную дистанцию порядка десяти лет. Это объясняется двумя причинами: первая - по данным современников, Пушкин с возрастом почти не старел (за исключением последних двух лет) и в 30 лет выглядел двадцатилетним; вторая - за многие годы  все привыкли к образу «изгнанника в поярковой шляпе», чему немало способствует неизменный дорожный костюм поэта - его  «визитная карточка».
      В заключение приведем небольшую зарисовку из замечательного очерка В. Калиниченко «Талисман неразлучный» о встрече  Александра Пушкина и Владимира Даля во время последнего путешествия поэта в Оренбуржье в 1833 году: «Даль открыто любовался Пушкиным. Невысок, да ловок и сложен соразмерно, плечи крепкие, рука тверда. Из-под поярковой шляпы выбиваются каштановые курчавые волосы, а на матовом, смуглом, чуть рябоватом лице неожиданно яркой синевой привораживают глаза. Взгляд быстрый, проницательный, пытливый. Не красавец, верно, как тут не вспомнить из его ранних стихотворений наболевшее «потомок негров  безобразный», но, воодушевившись, как же преображается!  Внутренний свет дивно меняет черты, они сияют, наполняются живостью и влагой, толстоватые губы приобретают рисунок твердый и значительный. А уж смеется Александр Сергеевич, Бог ты мой, от души хохочет, заливается заразительно, право, и покойник не стерпел бы, улыбнулся! Верно подметил кто-то: смех Пушкина магнетичен и увлекателен, как его стихи».
        Эта статья была написана накануне печальной для всех нас даты смерти А.С. Пушкина. В связи с этим будет уместно вспомнить  последнюю встречу двух великих людей России, которая состоялась только через три с лишним года. Зимой 1837 года Даль приехал в столицу из Оренбурга по казенной надобности, а 28 января случайно узнал, что Пушкин тяжело ранен на дуэли, и тотчас поспешил на его квартиру. Но эта встреча оказалась бессменным дежурством врача Даля у постели умирающего поэта. 29 января в 14 часов 45 минут Пушкина не стало. На руках Даля «закатилось солнце русской поэзии».
                                                                   

ЗАВТРАК С ГЕНЕРАЛОМ НА ХУТОРЕ БЛИЗ МАРИУПОЛЯ


      
Благодаря публикациям краеведа Льва Яруцкого проезд А.С. Пушкина с семьей генерала Н.Н. Раевского в 1820 году через  Мариуполь и окрестные села стал для нас общеизвестным историческим фактом. Однако точный маршрут и подробности этого южного путешествия опального поэта остаются белым пятном в местной пушкиниане и на карте юга Донецкой области.
       В статье «Загадка Таганрогского тракта» («Приазовский рабочий» от 14 июня 2003 года) мною была дана и обоснована альтернативная платовская  версия. В рамках новой версии особый интерес представляет конно-почтовая станция Широкая, которая, согласно почтовой карте  1821 года, находилась в районе хутора Пикуз (современное село Коминтерново).
       В путевом журнале генерала Раевского об этой станции есть лаконичная запись, которая неоднократно цитировалась краеведами, но без соответствующего анализа и выводов. Позволю себе еще раз процитировать этот первичный исторический документ: «На первой почте за Мариуполем встретили мы жену Гаевского, которая дожидалась меня трое суток и отправилась к мужу; ей не давали лошадей, для меня приготовленных. Она зато приготовила нам завтрак; мы поели, я написал с нею вам письма, и поехали».
       Из этого текста сразу следует два вывода: во-первых. Широкая была одной из самых крупных станций на Таганрогском тракте,  так как здесь для генерала держали трое суток в резерве не менее 15 почтовых лошадей; во-вторых, это единственная станция в  Северном Приазовье, где Пушкин с Раевскими провел несколько часов. Кроме того, согласно платовской версии, именно здесь был  изменен маршрут и сделан поворот с почтового тракта к морю на хутор Кирпичев (современное село Широкино). Поэтому «первая  почта за Мариуполем» является историческим памятником со статусом пушкинских мест в Украине, и мы должны знать ее точное  местоположение в селе Коминтерново. Это явилось целью нашего исторического поиска, в основе которого были следующие посылки.
       В царской России конно-почтовая связь была делом государственным, поставлена на высоком уровне, поэтому все станционные постройки сооружались по типовым проектам и на века. Для небольшого хутора Пикуз, затерянного в бескрайней приазовской степи. Таганрогский тракт и огромная конно-почтовая станция были своего рода центром цивилизации и не могли бесследно исчезнуть.  Значит, предстояла работа с архивами и общение с аборигенами прибрежных сел. Долгие зимние вечера проходили в беседах со  старожилами об истории нашего края и происхождении старинных широкино-безыменских легенд о Пушкине. В одной из таких бесед  выяснилось, что моя давняя знакомая Л. Фатун свои детство и юность провела в селе Коминтерново, а ее большая семья, состоящая из трех поколений династии Олейниченко, долгое время проживала на территории бывшего постоялого двора, расположенного прямо в центре села на пересечении «старого шляха» (ныне улица Ахматовой) и улицы Победы. Огромный двор площадью около гектара  занимали две Г-образные конюшни, каждая на 20-25 лошадей, два типовых дома для станционных смотрителей с кухней, столовой и  комнатами для гостей, два капитальных колодца и другие хозяйственные постройки. В боковых отделениях конюшен располагались просторные помещения для конюхов и отдыха ямщиков.
      После Октябрьской революции жители этих домов продолжали принимать на ночлег приезжих, особенно многочисленных в период межсезонья. В это время «старый шлях» (Таганрогский тракт) становился основной транспортной магистралью. Это продолжалось   вплоть до начала 60-х годов, когда завершилось строительство современной асфальтовой магистрали Ростов-Одесса, проходящей вдоль побережья Азовского моря.
       Свой рассказ Л. Фатун подтвердила фотографиями из семейного архива. На одной из них ее младший брат Костя Олейниченко в школьной форме сфотографирован верхом на коне на фоне старой конюшни. Если наши предположения верны, то эти постройки относятся к эпохе царя Александра I, a фотографии являются историческими документами.
         Вскоре после прокладки новой автомагистрали станционные постройки пошли под снос. При нашей встрече с Константином Анатольевичем Олейниченко он нарисовал схему расположения построек бывшей станции и рассказал, что на месте одной из  конюшен в центре села в 1963 году построен магазин. После этой встречи мы побывали в селе Коминтерново, где познакомились со старожилом А.Г. Хаджиновым, замечательным знатоком истории бывшего хутора Пикуз. Он оказался прекрасным рассказчиком и в качестве гида показал место, где находились постройки бывшей почтовой станции, магазин, построенный на фундаменте одной из  конюшен, а также двор по другую сторону тракта, где была кузница при станции - там подковывали почтовых лошадей.
       Сопоставляя записи генерала Н.Н. Раевского, данные почтовой карты 1821 года со свидетельствами старожилов села Коминтерново (в том числе фотоматериалы), приходим к выводу, что речь идет о конно-почтовой станции Широкой. Сейчас пакет соответствующих документов готовится для прохождения экспертизы.
       Остается еще один нюанс, который интересен поклонникам Пушкина: речь идет о досуге 20-летнего поэта после завтрака на  станции. Чтобы не вдаваться в художественный вымысел, приведем некоторые исторические события на момент его проезда, а также свидетельства современников и знатоков биографии о некоторых привычках и особенностях поведения.
       По свидетельству доктора Рудьковского (военного врача генерала)  Пушкин, несмотря на приступы жестокой горячки, был активен и даже продолжал писать стихи. Писатель И. Новиков в книге «Пушкин в изгнании» пишет, что на почтовых станциях поэт любил  появляться на конюшнях, чтобы пообщаться с бывалыми ямщиками и послушать их «байки».
      Каждому из нас известно, что в этот период молодой поэт увлекался свободолюбивыми идеями декабристов, темой революции и
крестьянских восстаний. Это отразилось в его стихах и эпиграммах, за что он и оказался в южной ссылке. 29 мая 1820 года  именно здесь, в землях Войска Донского, эти идеи получили реальное воплощение: на момент проезда Раевских достигло апогея  самое мощное за последние 50 лет восстание на Дону. Дело доходило до грабежей на станциях Таганрогского тракта и угона  почтовых лошадей. Восстание подавлял генерал Чернышев с применением артиллерии. Надо думать, Пушкину было о чем поговорить  с ямщиками, встречными пассажирами и со своим другом Колей Раевским.
       Не последнюю роль в его жизни играли сердечные дела, а в этой поездке он был увлечен 15-летней Марией Раевской. Буквально через час поэт наблюдал первую встречу Марии с Азовским морем в селе Широкино (бывший хутор Кирпичев), а после описал ее в  замечательных стихах «Я помню море пред грозою...» Подытожив эти факты, каждый любознательный читатель в силу своего воображения самостоятельно представит, как мог провести свой досуг 20-летний Пушкин после завтрака с генералом на «первой  почте за Мариуполем».

Автопортрет А.С. Пушкина, 1821г

Автопортрет А.С. Пушкина, 1821г

Страница  1 2, 34567, 8   продолжение                           Крымская эпопея. Раевские

 

Главная История Г.Я. Седов Земляки Природа  Рыбалка Почем рыбка Отдых   Фотогалерея    Моя школа   Контакты Гостевая

Copyright © Лях В.П. Использование материалов возможно только при условии указания авторства и активной ссылки на источник