ГлавнаяИсторияГ.Я. СедовЗемлякиПриродаРыбалкаПочем рыбка Отдых в Седово ФотогалереяГостевая книга


Владимир Лях

ВЛАДИМИР ЛЯХ

 

   Владимир Лях Школа в российской провинции (5 октября - День учителя)
Провинциальная Россия глазами очевидца

       В советские годы профессиональный праздник День учителя отмечался в первое воскресенье октября. Позднее, уже в независимые времена, его приурочили к международному  Дню учителя, учрежденному ЮНЕСКО в 1994 году и отмечаемому более, чем в ста странах мира. В этот день принято чествовать работников системы образования, подводить какие-то  итоги.
     Что же заметного произошло в российском образовании за последние годы? Мы расскажем об этом на примере небольшой школы в провинции, где работает автор этой статьи.   Это школа в хуторе Нижнепопов близ города Белая Калитва в Ростовской области.
      Самое заметное - это, пожалуй, постепенный переход школы на новые федеральные стандарты, предусматривающие, кроме собственно учебных занятий, внеурочную деятельность,  могущую быть самой различной: спортивной, художественной, экскурсионной, проектной и т.д. Пока, если не считать пилотных школ, на ФГОСы перешли классы с первого по третий. В следующем учебном году это будут уже все классы начальной школы и так далее, год за годом. На внеурочную работу отводится дополнительно 10 часов в каждом классе. Вести их могут  как учителя, так и привлеченные специалисты. Конкретно в нашей школе это - шахматы, хореография, драматическое искусство, программы общефизической подготовки, раннее  обучение английскому языку, предметные кружки и т.п.
     В этом году принята новая редакция закона "Об образовании", узаконившая договорные отношения между школой и родителями, расширившая демократические начала управления  образовательным учреждением. Приняты и действуют новые должностные инструкции педагогических работников, предусматривающие обязанности педработников в информационно- коммуникационной сфере, а также обязательные умения и навыки, связанные с ИКТ. Всё это, естественно, контролируется надзорными органами.
      Несколько слов об оплате труда. С начала этого учебного года зарплата работников образования, кроме руководителей, в Ростовской области ощутимо повысилась: введены в действие  новые оклады, изменился порядок начисления стимулирующих доплат за результативность. Руководителям зарплата повышается со следующего месяца. В российском образовании исполняется давнее обещание Ельцина довести среднюю зарплату в регионах до средней зарплаты в промышленности. Для этой цели каждая школа участвует в федеральном  электронном мониторинге, результаты которого отслеживаются руководством региона и принимаются соответствующие меры. Кроме того, каждая школа, отражает на обязательных по  закону собственных сайтах, а также ряде государственных ресурсов целый ряд обязательной отчетной информации: финансовой, плановой, профессиональной и т.д. За этим так же   пристально следят надзорные органы и общественность.
      Каждая школа обязана по закону вести электронные журналы и дневники учащихся, доступные для родителей. Так что работать в российской школе непросто, требования все время   ужесточаются, приходится постоянно учиться и переучиваться, но все понимают, что таково веление времени. Средняя зарплата учителя по основной должности в нашей небольшой  школе составляет примерно 17 тысяч рублей. К этому нужно прибавить заработную плату руководителей кружков, внеурочных занятий, индивидуального обучения на дому, выплаты  классным руководителям, а также доплаты за работу, не входящую в круг основных должностных обязанностей (проверка тетрадей, заведование кабинетами и т.д.), премиальные выплаты.
      С учетом этого средняя заработная плата в месяц составляет 24-27 тысяч рублей. Наибольшая зарплата по нашей школе в сентябре - 43 тысячи рублей. Можно зарабатывать и больше, если вести часы внеурочных занятий, участвовать в профессиональных конкурсах, бороться за федеральные и региональные гранты. Это вполне реально, если есть достижения.
      Рабочее время работников четко регламентировано и все знают свои права. Ответственность за нарушения в этой сфере, особенно за несвоевременную выплату заработной платы,  довольно высокая. Надо учесть, что в РФ нет давления на работников пенсионного возраста, чтобы они уходили, освобождая место молодым. Профессионализм надо ценить, это  совершенно понятно. Но сменяемость кадров мягко стимулируется системой целевых показателей школы. Все педагогические работники, имеющие выслугу 25 лет и более и отмеченные ведомственными наградами, имеют статус "Ветеран труда" и получают пенсию по выслуге лет. В среднем она составляет 12 тысяч рублей и выплачивается независимо от того работает  человек или нет. Так что, значительная часть педагогов получает в среднем, с учетом пенсии по выслуге лет или по возрасту, примерно 30-35 тысяч рублей. Поговаривают, что работающим пенсию заморозят, что ее не будут индексировать и т. д., но пока этого не происходит. Социальное положение российского учителя, хоть и медленно, но понемногу меняется  к лучшему. К сказанному нужно добавить, что педагоги имеют право на компенсацию затрат на отопление и освещения жилья, на протяжении уже довольно заметного периода времени  оно обеспечено реальными деньгами.
     "Ветераны труда" имеют и другие льготы. В частности, они могут бесплатно ездить на общественном транспорте в пределах области. Мы, к примеру, иногда ездим в свободные дни в  Ростов-на-Дону культурно отдохнуть, сходить на выставки живописи, а кто-то ездит за покупками или в больницу. Почему и не поехать, если платить приходится только за такси до автовокзала (100-120 рублей). По городу тоже оплаты не требуется, кроме маршрутных такси. Эта льгота реально есть и многие ею пользуются.
       Несколько слов о материально-технической базе. В РФ действует программа модернизации образования, имеющая целый ряд подпрограмм, обеспеченных реальным  финансированием. Более того, за исполнением этих программ четко следят и не выполнить без последствий для пребывания в должности их нельзя. В этом году, например, во всех  школах России исполнена президентская программа "Тёплый туалет", по которой во всех, в том числе  сельских школах, где бы они ни находились, оборудованы внутренние санузлы по санитарным  нормам в зависимости от числа мальчиков и девочек, персонала. Оборудованы такие санузлы и в нашей школе. Во всех школах организовано горячее питание детей, в том числе  льготное. В нашей школе бесплатное питание получают 64% учащихся. Кроме того, все ученики начальных классов получают бесплатное молоко. Количество питающихся вообще -  платно и бесплатно - в Ростовской области в каждом учреждении образования не должно быть меньше 90% учеников.
       В этом учебном году в Ростовской области действует программа "Школьная изгородь", по которой все школы должны установить заборы из металлической сетки высотой 2 метра на   неогороженных участках. В нашей школе сейчас проект практически исполняется выигравшей тендер фирмой. По закону все ученики должны быть обеспечены бесплатными учебниками,  ежегодно учебники закупаются. Приличные деньги выделяются на подписку - школа выписывает современную методическую литературу с электронными приложениями практически по  всем направлениям деятельности. По программе модернизации образования все школы области получили в текущем году федеральные средства для закупки спортинвентаря и  спортивного оборудования. По нашей школе эти суммы составили соответственно 50 и 200 тысяч рублей.
      Все школы Ростовской области по другой программе обязаны заменить окна на пластиковые, сейчас идет подготовка ПСД. В нашей школе окна заменены были еще в 2006 году в   ходе капремонта. В Белокалитвинском районе постоянно идут планомерные капремонты учреждений образования и большая часть их уже отремонтирована. Капитальный ремонт  обязательно сопровождается масштабной модернизацией.
      Это еще не все программы в рамках президентской инициативы Дмитрия Медведева "Наша новая школа". В этом году значительная часть школ Ростовской области получает   мобильные компьютерные классы. Класс представляет собой передвижной металлический шкаф с 14 ноутбуками, связанными по сети с учительским и имеющие с ним обратную связь.  Получит в ближайшее время такой класс и наша школа. Кроме этого, у нас есть стационарный компьютерный класс, в каждом учебном кабинете также есть медиакомплекс. В него входит  компьютер, подключенный к локальной сети школы и через неё к Интернет, сканер, лазерный принтер, потолочный медиапроектор, экран, акустические колонки. Вся офисная техника  обеспечена расходными материалами и обслуживанием. Важно отметить, что компьютеры старше 5 лет передаются другим учреждениям, заменяются более производительными, так  что ученики обучаются только на современном оборудовании. Кроме компьютеров, в каждом классе есть современные телевизоры HD, DVD- плейеры с функцией "караоке". Есть в школе полноцветный производительный принтер с раздельными картриджами, несколько копиров, в том числе формата А3. В школе работает система видеонаблюдения,  автоматической  пожарной сигнализации с выходом на пульт дежурного ПЧ, мобильные кнопки тревожной сигнализации.  Ежегодно закупается лицензионное программное обеспечение: контентные фильтры, антивирусы, графические и офисные программы и т.п. Все учителя полностью обеспечены  необходимыми им для работы канцелярскими принадлежностями. В начале года они пишут заявку и получают все, что им нужно для работы. Обеспечена финансированием   планомерная курсовая переподготовка кадров и все проходят ее вовремя. Практически все наши учителя прошли переаттестацию и имеют первую квалификационную категорию по оплате труда, один - автор этой статьи - высшую. Показатели квалификации, стажа, наличие почетного звания влияют на заработную плату, поэтому упрашивать никого не приходится.
      Конечно, российская система образования, особенно в провинции, переживала в прошлом очень непростые времена, но постепенно всё входит в цивилизованное русло. Многое  сделано в рамках приоритетного государственного проекта "Образование", инициативы "Наша новая школа", многое делается благодаря принципиальной позиции ростовского губернатора Василия Юрьевича Голубева. Губернатор Ростовской области, кстати, провел свои школьные годы в шахтерском поселке Шолоховском Белокалитвинского района. Сейчас этот забытый  после закрытия шахт поселок, некогда поражавший приезжих своей красотой и благоустройством, буквально заново родился. Современнейшие интерьеры школы №8, где учился  В.Ю. Голубев, новый Дворец спорта с бассейном, обновленный Дворец культуры, новый асфальт улиц и многое-многое другое. Немало сделано и в Белой Калитве. Все это дает основания  с оптимизмом смотреть в будущее. С этого года в малокомплектных школах в начальном звене раздельно обучаются классы, если общее количество учеников в них 15 и более. Раньше эта норма была 25. В основном и старшем звене действуют кое-где классы в составе 3, а то и вообще одного ученика, если нет другой возможности. Государство на это идет.
      Есть, конечно, и трудности, и недостатки. В школах (но не в нашей) мало мужчин, это не лучшим образом сказывается на качестве учебно-воспитательного процесса, на школьной жизни  вообще. Есть дисбаланс в возрастных пропорциях, среди педагогов явно недостаточно молодежи, но в последние пару лет количество молодых педагогов стало расти. Система  образования сильно бюрократизирована, приходится много времени тратить непроизводительно на всевозможные отчеты, справки, документы и т.п. Не все довольны действующей  формой итоговой аттестации выпускников. В управлении образованием не всегда можно видеть демократические подходы, необходимые для творческой инициативы, часто приоритетом  становится пресловутая "исполнительская дисциплина". Этого, наверное, нельзя изменить быстро и в отрыве от прогресса гражданского общества. Порою нет реального уважения к   личности педагога, его творческому поиску. Стремление управленцев все стандартизировать понятно - так легче управлять. К школе нередко предъявляются высокие требования даже там,  где по определению должны нести ответственность родители. Это тоже понятно - так проще. Есть масса всевозможных запретов и ограничений на различных уровнях, назначение и смысл которых часто совершенно непонятен и лишен практического смысла. Но все-таки хорошего гораздо больше и прогресс в российском образовании налицо.

Когда писалась эта статья, примерно так всё и было. К сожалению, позже не только сохранились все прежние недостатки, но наметились новые, очень тревожные тенденции, которые только усугубляются.  Низкая зарплата педагогов и, как следствие, нехватка квалифицированных учителей, которых готовят уже на краткосрочных курсах, нередко дистанционных. Не в лучшую сторону изменились программы, учебники, наметилась тенденция внедрения дистанционного обучения, продолжается "оптимизация" системы образовательных учреждений и т.д. 20.12.2020г

Школа должна развиваться. Размышления в день учителя    Учитель - это творческое призвание. Нужно растить Эдисонов

 Литературная страница       Владимир Лях           Стихи.ру          Проза.ру       Калитва.ру        Новости   

 

Главная История Г.Я. Седов Земляки Природа  Рыбалка Почем рыбка Отдых   Фотогалерея    Моя школа   Контакты Гостевая

Copyright © Лях В.П. При использовании материалов обязательно указание авторства и прямая ссылка на источник