ГлавнаяИсторияГ.Я. СедовЗемлякиПриродаРыбалкаПочем рыбка Отдых в Седово ФотогалереяГостевая книга


Первая совместная фотография Натальи и Дениса Матвейчуков. Седово, ул Степная, декабрь 1993-го

п. Седово, кафе б-о Горизонт, 16.12.1994

п. Седово, кафе базы отдыха "Горизонт", 16.12.1994

Апрель 1995, 9-А и 9-Б

Апрель 1995, 9-А и 9-Б

9-й класс, апрель 1995-го. Неслабый прикид, цветастая жилетка куплена в Московском ГУМе

9-й класс, апрель 1995-го. Неслабый прикид, цветастая жилетка куплена в Московском ГУМе

г. Евпатория, 1995 год

г. Евпатория, 1995 год

В районе двойного котлована, 1996г., МТ-Урал сам тюнинговал

В районе двойного котлована, 1996г., мотоцикл "Урал" сам тюнинговал

1996г., на Стрелке. Меотиды с Молоданом еще нет

1996г., на Стрелке. "Меотиды"  с Молоданом еще нет

1996г., на Стрелке

Выпускной в Новоазовске, 1997г., с классным руководителем Ниной Ивановной

Выпускной в Новоазовске, 1997г., с классным руководителем Ниной Ивановной

Выпускной, 1997 год, директор школы Ланин В. Д. вручает золотую медаль

Выпускной, 1997 год, директор школы Ланин В. Д. вручает золотую медаль

1997г., выпускной в Седово

1997г., выпускной в Седово

1997г., идем на Стрелку отмечать выпускной

 1997г., идем на Стрелку отмечать выпускной

ПАРНАС, ПЕГАС И ПЕЛЕНГАС

Денис Матвейчук   Детство моё туманное    Наброски автобиографии

Денис Валентинович Матвейчук

 

Сначала вас не замечают, потом над

вами смеются, потом борются с вами. А

 потом, вы побеждаете.

Махатма Ганди

Детство мое,
Смешная девчонка,
Детство мое,
Здравствуй, Ассоль.
Я прошу: "Ну, позволь...",
Детство мое,
Ну, зачем эти слезы и боль,
Я ведь с тобой, буду вечно с тобой.

Олег Газманов

       Если бы, наверное, не целенаправленное любопытство отдельных моих «заклятых друзей», туманные времена далёкой теперь уже юности еще долго оставались бы где-то в глубинах   памяти. Однако, не по-мужски острый, прямо таки неудержимый интерес со стороны заслуженного в прошлом руководителя местной власти господина Ш к этой теме, составляющей для  нормальных людей неприкасаемое, личное пространство человека, вынуждает меня заняться воспоминаниями. Такой же маниакальный интерес ко временам моего отрочества снедает   и госпожу И, статус которой определить весьма и весьма непросто: с одной стороны сия дама – сугубо общественный деятель, но с другой – восседает в местной управленческой структуре  и имеет на неё вполне конкретное материальное  влияние, которое само по себе не может не наводить на определенные мысли. Впрочем, эти мысли пусть волнуют тех, кому заботиться о подобном  положено по должности. А я, следуя публично высказанной просьбе вышеупомянутой госпожи И, продолжу своё повествование.
       В общем, конечно, интерес к моей скромной персоне возник не на пустом месте, оно и понятно: с чего бы это поцелованные в темечко индивидуумы стали бы интересоваться  каким-то рядовым гражданином. Началось все с того, что в 2010 году во время выборов в местные органы самоуправления на меня необходимо было срочно найти компромат: нарушив  все неписаные понятия властного сообщества, я обнаглел до того, что, не будучи ничьим «проектом», выдвинулся кандидатом на пост головы поссовета. Выдвинулся сам по себе, имея  желание изменить траекторию падения, приведшую мою малую родину к катастрофическому упадку. Выдвинулся, даже не спросившись у негласных баронов. Этого простить «лучшие  люди», понятное дело, не могли. Перерыли всё - ничего существенного не нашли. Не ведая усталости, подобно навозным червям, докопались до детства, но и там оказалось всё, как обычно, всё – как у всех. Не привлекался, не состоял, не находился… Пришлось озабоченным господам самим сочинять историю про коварного малолетку - обманщика, самим  поверить в свою придумку и время от времени подогревать эту дурно пахнущую стряпню в общественном сознании.
       Апофеозом всей этой суеты пока что можно считать заявление моего оппонента на выборах 2010 года господина Б в  правоохранительные органы о привлечении автора этих  заметок к уголовной ответственности(!) за то, что якобы в школе он был … троечником! Да, да, да, именно троечником. «Не умел связать двух слов», что-то там ещё… «Прикол» не  только в том, что все вышеупомянутые господа сами безоговорочно, а то и с натяжкой, принадлежат к мощной прослойке бывших школяров-троечников, и их публичные выступления  оставляют впечатление посильнее, чем телепередача «Кривое зеркало». Напускная, позёрская «мудрость» только усиливает этот эффект…
       Не знали предусмотрительные господа, что зачисляя меня в троечники, они, тем самым, роднят своего оппонента с Пушкиным, Чеховым, Александром Островским, Иваном  Буниным, Эмилем Золя, Александром Дюма-старшим, Вальтером Скоттом, Вольтером, Исааком Ньютоном, Сергеем Королевым, Альбертом Эйнштейном, Пьером Кюри, Карлом  Линнеем, Чарльзом Дарвином, Людвигом ван Бетховеном, Вольфгангом Амадееем Моцартом, Никколо Паганини, Отто фон Бисмарком, Уинстоном Черчиллем, Авраамом Линкольном…   Можно продолжать и продолжать. Говорят, что коронной фразой Эдисона была такая: «Неужели вы думаете, что я изобрел бы хоть что-нибудь, если бы ходил в школу!» Так ли важно,   какие оценки имел тот или иной имярек в школе. Главное – не остаться безынициативным троечником по жизни. А этих персонажей видно без всяких слов, видно по результатам их неказистой  исполнительской  деятельности.
       Зачем говорить о том, например, как учился в школе или даже «писал» кандидатскую господин Ш. Многие и так знают, тут и сочинять не надо, а, тем более, глубоко копать –  достаточно пройтись по поселку и посмотреть на результаты его деяний. Как говорится, факт – налицо. Зачем говорить о том, как учился в школе и в 2008 г. получил   «высшее»  образование вышеупомянутый господин Б. Тут тоже с первой же фразы, им произнесённой, всё понятно. Точно так же незачем пересказывать впечатления одного знакомого донецкого  преподавателя, который пытался учить еще одного неофициального фигуранта местной политики. В общем, не было бы счастья, да несчастье помогло. И вот – я пишу.
      У меня была уникальная и, наверное, даже экстремальная учеба в школе. За 10 лет учебы поменял 7 школ 11 раз. Некоторые интересуются, а как это – 7 школ 11 раз. Просто среди   школ, в которых приходилось учиться, были не только «новые», но и такие, в которых уже ранее учился, возвращаясь по несколько раз. Бывало, в учебном году менял школы трижды. Не  знаю, проходил ли кто еще такой же путь. И это была не моя воля, а суровая необходимость, связанная с военной службой отца. Впрочем, бывали, хотя и нечасто, и другие причины –  об этом ниже.
       Если сказать, что было тяжело – это всё равно, что ничего не сказать. Только начинаешь привыкать к методике учителя, школе, классу – меняется школа, и всё начинается сначала.  Мне до сих пор, хотя школьные годы давно позади, режет слух слово «новенький». Судьба новенького в классе сравнима с положением «салаги» в армии. Никогда не был ни маменькиным, ни папенькиным сынком, а уж, тем более, «мажором», как выражается вышеупомянутый господин Ш и иже с ним. Родителям не жаловался: естественно бывали бои не на  равных, синяки и ссадины. Приходилось быстро учиться жизни, входить в коллектив, правильно ставить себя и даже порой становиться лидером. Сторонником драк никогда не был, но   участвовать в них приходилось. Помню, не хотел, но пришлось в классе на перемене даже не просто побить, а вырубить одного «одноклассника». Так получилось. После этого, как ни странно,  воцарились среди новых однокашников мир и лояльность, появилось уважительное отношение. Тяжело было осознавать, что в большинстве случаев в качестве убедительного   аргумента принималась физическая сила, а вовсе не доводы разума. Таково, по-видимому, наше общество. Люди привыкли бояться и продолжают это делать уже просто по инерции, не задумываясь.
           Порой приходилось справляться не только с одноклассниками, но и со старшеклассниками. Так что, тепличной жизни у меня никогда не было. И моё глубокое убеждение: если родители  создают тепличные условия своим детям, в последующем они этим программируют большие проблемы.  Естественно, в школе не был круглым отличником, но и заядлым троечником тоже. В конце шестого класса из школы в г. Владивостоке приехал, так сказать, уже на постоянное место  жительства и пришел в Седовскую школу. Да простят меня наши седовские учителя, но школа крупного города оказалась несравнима с поселковой. Можно поверить моему богатому опыту, мне есть с чем сравнивать. Школа во Владике была не только сильной вообще, но была она с математическим и английским уклонами. Стандартный курс программы проходили  максимум за три четверти, а в четвертой четверти нам преподавали дополнительный материал. При всём этом, у меня ниже общего среднего балла «4» ни в одной из школ не было. И  тут я попадаю в Седово. В значительной мере, как мне казалось, сразу же «затмил» будущую единственную в этом выпуске медалистку, ставшую потом моей супругой. На дворе весна,  а я не могу понять, зачем хожу в школу, если это всё уже знаю. Но учителя, похоже, не догадываются, почему у меня несоответствующее поведение, а арсенал «успокоительного»,  надо отметить, в школе всегда был неслабый. Один из самых ходовых приемов успокоить ученика – вызвать его и публично провалить. Наш классный руководитель Валентина  Михайловна (учитель математики), применяя этот прием, задает мне вопрос – я отвечаю. Затем вызывает к доске решать задачу – решаю. Затем предлагает мне объяснить  одноклассникам новую тему урока. Я с готовностью выхожу к доске и веду урок до звонка. Валентина Михайловна, в состоянии, близком к шоковому, ставит мне «пять» и обречённо  интересуется, что со мной делать. Я ответил тогда, что не знаю.
       Надо ли говорить, что знания и оценки – не одно и то же. Так что, «круглым» я так и не стал, были проблемы, в частности, по физкультуре. Ее вёл мой родной дядя Анатолий Матвейчук,  он по родственному блату пятерок не ставил. Я сейчас ему благодарен за это, хотя в семейном кругу ему до сих пор нет-нет, да и вспоминают тогдашнюю принципиальность.
      Жизнь шла свои чередом, школа учила, а воспитывала, в основном, улица. Первые сигареты, первая проба алкоголя. И, конечно, первая настоящая – ранняя и, как оказалось,  последняя – моя любовь, одноклассница Ната. Мы, вопреки неписанным правилам, не прятали свои ранние отношения, не боясь выставлять их напоказ. Это было непривычно, многим   не нравилось, в том числе, а, может быть, даже в первую очередь,– школе. Однажды семья Кихтенко – соседи моей будущей супруги – рассказали будущей теще, что их прилежная дочь  связалась буквально с террористом, на котором негде пробы ставить, и это нужно прекращать, пока не поздно.      Ставились преграды, но какие преграды могли нас удержать?! Были даже  такие, кто полагал, что я встречаюсь с отличницей ради корыстных побуждений – чтобы самому лучше учиться.
       В девятом классе по тогдашней, в известной степени протестной, моде я отпустил длинные волосы. Такого своеволия не мог позволить директор школы В.Д. Ланин, он буквально  отказал мне в продолжение учебы на третьей ступени, как стали называть десятый и одиннадцатый класс. Вот такой содержательный критерий. Тогда мне не приходило еще в голову  интересоваться юридическими тонкостями устава школы. Пришлось просто перейти в Новоазовскую школу №1. Как я этого тогда не хотел, и как я сейчас благодарен В. Д. Ланину за его  парикмахерский отбор. Помню первый день в Новоазовской школе. Иду на опережение и у мужской половины одноклассников сразу спрашиваю, кто у них тут главный. Как оказалось –  никого. Затем уже у старшего, одиннадцатого класса спросил. Результат – тот же. В общем, Новоазовская школа в плане неуставных отношений оказалась совсем умеренной.
       В сентябре был проведен так называемый  диагностический срез, то есть контрольные работы по основным предметам для проверки остаточных знаний учеников. Выйдя из   Седовской школы без троек, в Новоазовской школе по срезу я получил только две оценки – «три» и «два». Была еще «пятёрка» по английскому, но это не в счет – я им занимался  дополнительно. Впереди до поступления в университет было два года на то, чтобы исправить ситуацию, и я в итоге вышел из Новоазовской школы со средним баллом 4,25. Очень хорошие  учителя, многим я благодарен, люблю их и помню, с некоторыми поддерживаю отношения до сих пор. Безусловно, один из лучших и любимых - это
Сергей Николаевич Бороденко. После его первого урока себе сказал: не знаю, кем стану и чем буду заниматься, но он будет незримо со мной идти по жизни. В принципе, так и получилось, и еще многое, надеюсь, впереди. Он не просто классный учитель, он – классный человек. Помню его принципиальность. Обычно, будущим медалистам ставят пятёрки заодно и по тем предметам, которые на пять они не знают, но это важно для получения медали. Бороденко этого не делал, говорил: выучат – пожалуйста, а пока – нет. За это его порой не любили родители «элитных» детей, да и педколлектив недолюбливал за его правильное, непривычно принципиальное отношение к жизни.
      После окончания школы, не скрою, я боялся поступать в университет. Говорил родителям: где я с Новоазовской школой и своими 4,25 баллами и где – Донецкий университет. Это   проявлялось моё провинциальное мышление. Просил даже позволить мне поступать на следующий год, а за год подготовиться к университету. Мне, естественно, этого не позволили. Как  все нормальные родители, мои мне помогали поступить, как могли. Кроме того, вместе со мной на экономико-правовой факультет Донецкого Национального университета поступила и  моя Наташа. Помня свой переход из Седовской в Новоазовскую школу, думал поначалу в университете вытягивать хотя бы на «три балла». Но пролетел первый семестр, и я с  определенной легкостью сдал экзамены на «четыре» и «пять». Во втором семестре, ради эксперимента, решил все экзамены сдать на «пять», получилось. На втором курсе четверки было получать уже неприлично. А затем, как иногда говорят, моя зачётка начала работать на меня. Так я и получил «красный» диплом. У меня несколько четверок (за первый семестр), а  у моей жены за пять лет – ни одной, все – пятёрки.
       Вот, в принципе, и вся история, которую так хотела услышать вышеупомянутая «элита» поселка. Впрочем, элита ли – большой вопрос. Не скажу про себя, но, возможно, кому-то   будет интересно прочитать и о них. Сам я до их уровня опускаться не буду, ставя под сомнения в судах их заушные дипломы и опереточные кандидатские. Хотя это и небезразлично  для госбюджета. Ну, а их истинные цели, уровень знаний и профессионализма – и так налицо.
      Не привыкнув к новым реалиям и не умея вести полемику, не находя весомых аргументов в пользу своей безынициативности, не имея никаких общественно значимых результатов  своего многолетнего пребывания «при должности», «уважаемые люди» из прошлого пытаются, как в старые добрые времена, никого «не пущать» к «своему рулю». И любые средства  используют для этого. "Хочуть власти, хочуть власти", – вопят они про каждого, кроме себя, не исключая даже однопартийцев. Но при этом пилят сук, на котором пока ещё сидят.
      Как-то в пылу неприятия, господин Ш, сильно переоценивая свой авторитет и историческое значение, публично сравнил меня даже с… Гитлером. Я-то понимаю, чтением книг ветеран не увлекался,  художественных образов, кроме разве что Колобка да Буратино, в его памяти нет, кого лучше знает – с тем и сравнил. Не с Колобком же сравнивать. Но вот прошло немного времени, и в  парламент страны впервые избраны крайне правые националисты во главе с О. Тягнибоком. Избраны, в первую очередь, благодаря деятельности вышеупомянутых господ и таких же,  как они, занятых совершенно не тем, чем надо заниматься на государственной должности. Придётся ли господину Ш и его друзьям называть лидера крайне правых своим фюрером, покажет будущее. Какие-то два  года. Не зря говорят, что история повторяется дважды: один раз в виде драмы, а второй – в виде фарса. Очевидно, бывает и наоборот. "После радости – неприятности, по теории  вероятности…"

ПОСТСКРИПТУМ.  Отдельно для "рыбаков", "гостей", "земляков" и прочей анонимной шушеры, пишущей многочисленные, но однотипные пасквили   в стиле их  представлений о "европейской  демократии". Прежде всего, выборы выигрывают или проигрывают избиратели. Что касается п. Седово, то там и фактически, и юридически они были выиграны. А в совокупности с  голосами Обрыва победил с минимальным отрывом Безусенко. Это не его заслуга, а наша недоработка, так как мы тогда еще не знали о всех махинациях, применяемых на выборах.
       Что более "трех-четырех лет нигде на работе не задерживается" – здесь, действительно, вы правы. Просто поражен вашей осведомленностью. Своей первой работе (деятельности)  посвятил ровно четыре года, и это было в возрасте с 8 до 12 лет. Заключалась она в том, что собирал, в том числе на свалках и помойках, мыл и сдавал бутылки. Каюсь, за этот вид  деятельности налоги не платил, чем нарушил законодательство Союза Советских Социалистических Республик. Следующая моя работа, точнее бизнес, заняла всего-навсего две недели,  благодаря чему я бросил предыдущий род занятий (это было в 13 лет) ибо моя прибыль составила 200%. Я перевез за 8 тысяч километров товар, закупленный по рублю за штуку и  реализованный позже по три рубля. Это были простые пластмассовые китайские карандаши с теркой – невидаль в то время. Расходы по перевозке меня самого вкупе с карандашами, как  вы правильно поняли, взял тогда на себя папа.
      На следующей работе тоже больше года не задержался – купил игровую приставку «Денди» и совместно с сыном Кузьминой Нины Ивановны открыл в клубе первый компьютерный клуб  в поселке. Наша дневная выручка достигала ста рублей, мы делили её справедливо пополам (моя - приставка, его - клуб). На то время это были большие суммы по сравнению с заработком моих родителей. Ну,  и так далее.
    Затем, будучи студентом, одновременно работал продавцом, грузчиком, сторожем, грильщиком, открыв первым в Седово летний бизнес - куры гриль. В одно время, кстати, сын  нынешнего мэра тоже работал у меня грильщиком. Что касается диплома, то действительно я учился на контракте, но деньги за второй семестр 4 курса и весь 5 курс я платил из своего кармана. Зарабатывал летом.
      Затем мой бизнес был связан с юриспруденцией. Но вести дело клиента более трех-четырех лет – это как в известном  анекдоте.  В классическом варианте он звучит для династии врачей, но  есть   интерпретации и для юристов. «Папа сыну говорит: зачем ты вылечил клиента,   ведь благодаря ему еще наш дед сначала поднял на ноги меня, а затем я тебя?!».
      В определенный период времени в Новоазовском районе легально по обороту денежных средств, как частный предприниматель, я был на третьем месте, не обошел нотариуса и  господина С. – владельца рынков, берегов и улиц. Поэтому не совсем уместно говорить о судьбоносном спонсорстве папы. Самый большой подарок папы - это он сам. Я отношусь к нему с огромным уважением, как и многие другие люди,  и очень ценю его помощь и заботу. Но это личное и посторонних не касается.
       Я понимаю, что у господина Ш., как и у многих других, хоть и не мальчиков, но вполне мажоров,  всё с точностью до наоборот. Однако,  не стоит же всех судить по себе. Разве эти солидные господа  не строили детских площадок и не чистили берегов из-за бедности, потому что им не помогли  их папы? Вовсе нет, и все это понимают. Всюду деньги, деньги, деньги... А ведь не в деньгах сила. Сила - в правде!

                           

 

1997г., на Стрелке с классом  1998 год, в университете  5-й курс университета, 2001г.

1. 1997г., на Стрелке с классом; 2. 1998 год, в университете; 3. 5-й курс университета, 2001г

 

  

Очерк "Я рождён в Советском Союзе"              Об авторе         Литературная страница   

 

Главная История Г.Я. Седов Земляки Природа  Рыбалка Почем рыбка Отдых   Фотогалерея    Моя школа   Контакты Гостевая

Copyright © Лях В.П.  При использовании материалов обязательно указание авторства и прямая ссылка на источник