ГлавнаяИсторияГ.Я. СедовЗемлякиПриродаРыбалкаПочем рыбка Отдых в Седово ФотогалереяГостевая книга


 

Я с сестрой Аней, г. Северо-Курильск, 1988г

Я с сестрой Аней, г. Северо-Курильск, 1988г

Диплом  1989 года. Может быть, первая победа в жизни...

Диплом 1989 года. Может быть, первая победа в жизни...

ПАРНАС, ПЕГАС И ПЕЛЕНГАС

Денис Матвейчук   Я РОЖДЁН БЫЛ В СОВЕТСКОМ СОЮЗЕ    Очерк  стр.3

  Остров Парамушир, г. Северо-Курильск

     Второй раз на второй остров Курильской гряды Парамушир я попал уже через полтора года после острова Шумшу, осенью 1988 года, как раз ко второй четверти учебного года.  До этого полтора года жил и учился в городе Пологи Запорожской области, и там тоже была своя жизнь.
      Школа города Северо-Курильск очень поразила меня. Это было большое, светлое, современное и технически прекрасно оснащенное по тем временам здание. Мне уже было с чем сравнить, это   была у меня четвертая по счёту школа, после школ в п. Седово, о. Шумшу, г. Пологи. Поначалу я даже терялся в лабиринтах школьных коридоров, пока полностью не изучил здание школы.
      В этой школе учились не только дети с острова Парамушир, но и с соседних островов. Они жили в пришкольном интернате и только на выходные дни ездили домой к родителям на острова.   Очень врезались в память уроки музыки в школе. Многие могут сказать: ну, что такое уроки музыки? В общей практике - да, но не в моём случае. Учитель, к сожалению, не помню сейчас его имени, был интересной, незаурядной личностью, настоящим профессионалом, любящим свое дело. На занятиях   мы слушали классические произведения , он учил нас разбираться в них. На уроках   музыки учили нотную грамоту, были даже контрольные работы по музыке. Также учитель музыки рассказывал много внеклассной информации, чаще всего интересной, всесторонне   развивал и воспитывал детей. Сам же класс музыки был скорее похож на университетскую аудиторию, нежели на классический школьный кабинет.
       Жили мы с отцом, матерью и сестрой в обычном для тех мест деревянном бараке, снаружи обитым толем (рубероидом), барак был рассчитан на четыре хозяина. Внутри него было   довольно уютно, на стенах красовались обои, были две комнаты (взрослая и  детская), кухня, коридор, баня, кладовая-сарай. В моей комнате стояла деревянная бочка, в которой рос  большой куст лимона. Экзотика для северных широт. А какой насыщенный аромат лимона стоял в комнате!
      Случались, конечно, со мной и неприятности. У нас в домашней бане на печке стояла железная ёмкость для нагрева воды. Для бытовых нужд из нее кипяток приходилось черпать  вручную, что не раз приходилось мне делать по просьбе родителей. Однажды мне надоело долго набирать черпаком воду для купания моей младшей сестры Ани, которая, кстати,  с интересом наблюдала за привычной процедурой, и я решил ускорить процесс. Жизненный опыт у меня уже был, ведь мне уже было почти девять лет, а в той среде, тем более в семье военного,  взрослеешь быстро. Я не раз видел, как взрослые из бензобака переливают бензин с помощью шланга, и решил поступить так же с кипятком. Открутил сливной шлаг у стиральной машины, засунул один его конец в чан с бурлящей водой, ртом "качнул" - и кипяток полился в ванну. Через какое-то время кипяток перестал идти, я подождал, пока остынет шланг, и повторил процедуру, но не рассчитал. Делаю  глоток бурлящего кипятка воды, машинально от неожиданности - второй глоток . . . Обжигаю рот и пищевод, адская боль, шок, теряю сразу голос... Вбегаю в дом с перепуганным лицом,  говорить не могу, только мычу и корчусь от боли. Родители не сразу поняли, что произошло, сначала подумали, будто что-то случилось с трёхлетней сестрой. А потом она им объяснила,  что произошло.
      Представьте картину: остров, вечер субботнего дня. Как и чем спасать ребенка от внутреннего ожога? По телефону родители нашли местного фельдшера, но он был именно в том  состоянии, в котором прилично быть медику в субботу вечером. Рекомендовал облепиховое масло, и благо, что оно по чистой случайности оказалось у нас дома. Кое-как открыли мне рот, влили в меня это масло. Через время добрался к нам фельдшер, наколол меня обезболивающим. И вот так, не отправляя меня в больницу на Камчатку, дома, на облепиховом масле и  на обезболивающих где-то на пятый день я начал потихоньку пить по несколько небольших глотков кефира и разговаривать, а через две недели я уже был практически здоров. Облепиховое  масло творит чудеса – проверено на себе.
      Здесь, на Парамушире, я впервые познакомился с лыжами. В школе на уроках физкультуры занятия довольно часто проходили на лыжах. Нас учили правильно стоять, ходить,  бегать на лыжах. Были  лыжные эстафеты, конкурсы. Родители тогда купили мне первые в моей жизни лыжи, и я довольный отправился с обновой на урок физкультуры. Как сейчас помню: стояла солнечная, морозная, безветренная погода. Учитель  физкультуры заметил, что «чайник» с материка пришел на первый урок с новыми лыжами. По команде пошли  по школьному маршруту. Я, естественно, пришел последним, изрядно измучившись, потому что к моим лыжам  прилипал снег и идти было практически невозможно. Я-то не знал тгода, что лыжи необходимо  предварительно смазывать, а учитель это видел и промолчал, наверное,  в расчете на хохму. Тогда  мне это очень врезалось в память. Это был мой первый жизненный пример человеческой подлости вообще, тем более, взрослого по отношению к ребенку, и, уж тем более, не просто взрослого, а учителя. С тех пор у нас с учителем физкультуры отношения не заладились, несмотря на то, что катание на лыжах мне очень понравилось и буквально стало моим хобби. Правда, слова этого я тогда не знал.
     Моё  мастерство оттачивалось не только на уроках физкультуры, но я  посвящал этому и всё  свободное время. Вскоре догнал и перегнал местных ребят, показывал хорошие результаты. А когда  однажды в выходной день с отцом мы  пошли на сопку кататься по крутой горной трассе, отец не рискнул, а я мастерски  преодолел опасный маршрут, тогда и ощутил себя впервые профессионалом.
       В школе к 23-му февраля готовился парад «октябрятских войск», было объявлено о соревновании отрядов (классов). Точно не помню, кажется, было отрядов семь в школе. Каждый  отряд оттачивал мастерство строевой подготовки, каждому хотелось занять призовое место. Также был объявлен конкурс на лучшего командира отряда. Но сначала я отнесся к этому  равнодушно, командиром в нашем отряде был выбран другой одноклассник, из любимчиков. Да учитель, вероятно, и не мог доверить такое ответственное дело недавно прибывшему ученику. Но вот незадача. За несколько дней до соревнования заболел наш командир отряда. Времени для того, чтобы подготовить нового командира практически не оставалось. И тут, к моему  искреннему удивлению, меня назначают командиром отряда октябрятских войск. Со всей ответственностью подхожу к делу, тренируюсь не только в школе, но и дома, но всё же на
репетициях не всё получается гладко, какие-то слова забываю, команды путаю. Да и сам отряд пришлось воспитывать. Но, как не раз повторял отец: "тяжело в учении - легко в бою".
      И вот 23 февраля 1989 года в г. Северо-Курильск на острове Парамушир в параде «октябрятских войск», посвященном 71-ой годовщине Советской Армии и Военно-Морского Флота всё проходит отлично, и мой отряд занимает второе место. После награждения команд была объявлена техническая пауза, судьи подозвали нашего классного руководителя и объявили  лучшего командира. Я был буквально ошарашен, когда победителем назвали меня и вручили диплом. Естественно, моему восторгу не было предела. И это тоже запомнилось и, может   быть, в какой-то мере повлияло на формирование характера. Всего нужно добиваться трудом, и если трудиться добросовестно - то результат будет!
       Однако, после праздника и своей победы я впервые на своей шкуре ощутил, что такое зависть. Часть мальчишек в классе говорили, что победа моя незаслуженная, и что победил я только благодаря болезни "настоящего" командира. Девчонки тоже не отставали, убеждая учителя в том, что грамота за лучшего командира должна храниться в школе, а не у меня дома. Тогда впервые я задумался, что же правильнее: стремиться быть лучшим или не выделяться? Эта ситуация напомнила мне критику в адрес Юрия Гагарина, слава которого в то время многим не давала  покоя. Говорили, что в космос он полетел случайно, был запасным, да и личной заслуги его в том нет. Впрочем, таких примеров можно привести довольно много. Часто в соревновании побеждают не лучшие, а те, кому доверили свою судьбу избиратели, не оправдывают их доверия.
       Но все же жизнь на Севере была по-своему прекрасна. Только тот, кто жил там, поймет, о чем я. В городе было местное радио, и если мороз и ветер крепчали, объявлялось об  отмене занятий в школе, а для нас, ребят, только того и было нужно. Тогда я дружил с Максимом Рабкановым, который жил в старом городе, где находилась воинская часть моего отца.  Наши родители дружили еще в то время, когда жили на соседнем острове Шумшу. Так вот, когда объявляли по радио об отмене уроков, мы бежали на улицу гулять и строить «халабуды».
          Это не то, что на юге, например, в Седово осенью на огороде - из палок и тряпок, а в снежных сугробах делались целые туннели с множеством ходов и комнат. Сейчас понимаю, какая угроза весной могла быть для детей. Однажды даже отец исследовал и оценил наши пещеры.  А наши игры в планшеты с картами! Слова те же, а значение уже другое... А сани «Чук и Гек», к которым приделываешь парус по принципу летучего змея и на всех парах мчишься  по острову. Э-э-э-э-эх! И даже плавать я научился именно зимой: на Парамушире, в бассейне. Это было здание автопарка в районе порта, часть помещений которого были  переоборудованы знакомым моего отца в шикарную по тем временам баню с большим и глубоким бассейном. Военные в своей массе вообще люди предприимчивые и находчивые.
       Крабы, камчатские крабы, о – это настоящий деликатес. У нас дома вся кладовая-сарай была забита новыми пустыми железными консервными банками с крышками, был также небольшой  закаточный станок. Икру, крабов, гребешок мы закатывали в домашних условиях, а затем стерилизовали в том чане, из которого я нахлебался кипятка. Затем на банки клеились красивые  экспортные этикетки: «Кальмар», «Гребешок», «Икра».
       И вот наша семья в тулупах и шапках с морозного Севера попадает в цветущую  весну на полуостров Крым, выгрузившись с самолета на аэродроме в городе Симферополь. С неподъемными  чемоданами, гружеными консервами своего производства,  мы на черной "Волге"-такси мчим в Евпаторию. За всё, не жадничая, рассчитываемся деликатесами. Там, в евпаторийском санатории лечится моя сестра. В постоянных поездках туда впоследствии проходит еще более десяти лет жизни, но это уже другая история …
       Ничто в этом мире не происходит случайно. В этом я лишний раз убедился, когда писал эту статью. Мне пришло письмо от журналистки из Северо-Курильска Лидии Плетенской (Рухленко). "Денис, здравствуйте. Меня зовут Лидия. Я живу в Северо-Курильске, остров Парамушир. Работаю в местной газете. Интересуюсь историей Северных Курил и людьми, которые  с ними связаны. Нашла на сайте "Моё Седово" вашу статью «Я рожден в Советском Союзе». Я правильно поняла, что в детстве вы побывали на Шумшу? Если да, и если вас заинтересует  моё сообщение, я бы хотела задать Вам о том времени несколько вопросов. Заранее спасибо."      Завязалась переписка, которая продолжается и сейчас. Из следующего письма журналистки я узнал, что Майя Николаевна Котлярчук - моя учительница - до сих пор живет в Северо-Курильске. Бывал, в пору своего дальневосточного ученичества, у неё несколько раз дома в Байково, когда за мной ГТТ (гусеничный транспортёр-тягач) из  Шутово не приезжал. Помню, один раз наказала меня, оставила одного в школе учить согласные, а вместе с другими учениками пошла в поход. Лидия Рухленко писала про её жизнь статью, которую позже мне прислала. Из этой статьи я впервые узнал, что Майя Николаевна родом из Мариуполя. Поистине, Земля - тесная.  Надеюсь получить из Северо-Курильска  ещё материалы, которыми обязательно поделюсь с читателями.

 

Страница  1 2, 3                       Литературная страница

 

Главная История Г.Я. Седов Земляки Природа  Рыбалка Почем рыбка Отдых   Фотогалерея    Моя школа   Контакты Гостевая

Copyright © Лях В.П.  При использовании материалов обязательно указание авторства и прямая ссылка на источник