"Магдалена
Виннен II"
Барк
"Седов" в порту Киля (Германия), где он был построен
"Седов"
у причальной стенки
Барк в море
Штурвал барка
"Седов"
Палуба сквозь
спасательный круг
Рында
Кнехт на
"Седове"
|
БАРК "СЕДОВ"
Четырехмачтовый барк «Седов» являлся самым
большим парусным кораблем в мире до появления 5-мачтового
клипера
«Royal Clipper», но и сейчас остается самым крупным
парусником традиционной постройки.
Морское парусное судно было спущено на воду
в марте 1921 году на верфи Фридриха Круппа, заказчиком выступала
немецкая компания из города Бремен. При спуске на воду на верфи
«Германия» в Киле в марте 1921 года получил имя «Магдалена
Виннен II» (нем. Magdalene Vinnen II) - по имени дочери
основателя и владельца судовой компании, а также заказчика судна
Фридриха Адольфа Виннена — Магдалины Виннен.
Назначением судна была перевозка сыпучих грузов
между Европой и Южной Америкой.
Для такелажных работ привлекалась большая часть
экипажа, а кроме них на борту могли находиться несколько
десятков курсантов учебных морских заведений Германии.
Именно с тех пор началась славная традиция учебного парусного
судна.
Через несколько лет, а точнее в 1936 году, из-за
банкротства компании, которой принадлежало морское парусное
судно, было продано организации под названием «Норддойчер Ллойд
оф Бремергафен» в результате чего четырехмачтовый барк получил
название
«Коммодор Йонсен» (нем. «Kommodore Johnsen») — по имени
легендарного капитан-коммодора компании «Хаппаг-Ллойд» Николаса
Йонсена — и был переоборудован в учебный парусник. В свое
время корабль был четвёртым по величине парусником в мире.
Его задачи остались прежними, только лишь поменялся маршрут -
теперь он совершал переходы между Европой и Австралией. В
это время морское парусное судно претерпело ряд небольших
изменений, одним из которых было оборудование кают для ста
человек, проходящих обучение. Во время Второй мировой войны судно
находилось в составе вспомогательного флота и использовалось для
доставки снабжения войскам под буксиром и выполнял функции
учебного судна в Балтийском море.
После окончания войны в соответствии с
решением Потсдамской конференции о репарациях Германии
странам-победителям, судно
вместе с
двумя другими немецкими парусными судами: 4-х мачтовым барком
"Падуя" (ныне "Барк
Крузенштерн") и "Горх Фок" (ныне
трехмачтовый барк «Товарищ»)
передано Советскому Союзу в декабре 1945 году и переименовано в
«Седов», а в 1946 году оно уже
был включено в состав Балтийского флота. С того времени парусное
судно известно как барк «Седов», оно названо в честь
выдающегося полярного исследователя Г. Я. Седова. Прямым
назначением морского парусного судна была и остается
учебная и исследовательская деятельность. В 1951 году командование судна
принял капитан дальнего плавания Митрофанов Петр Сергеевич, и
под его руководством судно было приведено в мореходное
состояние.
Первое плавание
учебного корабля в новом качестве состоялось только в 1952 году,
когда акваторию Балтийского моря в основном удалось очистить от
мин, и парусник мог лавировать, не опасаясь сойти с
протраленного фарватера. В 1956 году прошёл
переоборудование. В 1957 году с курсантами на борту "Седов"
принял участие в гидрографических исследованиях Атлантического
океана. До 1966 года принадлежал Военно-морскому флоту
СССР, после — Министерству рыбного хозяйства.
С 1975 по 1981 год вместе с
капитальным ремонтом прошёл модернизацию. Как вспоминал капитан
парусника В. Т. Роев: «От старого судна остались только
воспоминания, корпус, рангоут да водонепроницаемые переборки».После
капитальной модернизации в порту Кронштадт
учебное судно «Седов» преобразилось: появились удобные кубрики и
учебные классы, библиотека, кинозал, была произведена замена
силового агрегата на новый, установлено электронное
навигационное оборудование. После этого парусный корабль «Седов»
первый раз принял активное участие в международных регатах.
Отныне он стал ежегодным участником
всех парусных регат, где требовались морские парусные суда
такого класса. В 1991 году в парусной регате «Cutty
Sark» занял первое место. В 1995 году в Регате «Tall Ships'
Races» также первое место.
В 2000 году, в связи с долгами
российского правительства, швейцарская компания Noga добилась
ареста «Седова», пришедшего на международное шоу во французский
Брест. Однако, адвокат Мишель Куимбер, представлявший интересы
Мурманского технического университета, на чьем балансе
был "Седов", доказал суду, что правительственной собственностью
корабль назвать нельзя. Арест парусника также
назывался причиной отказа Владимира Путина встретиться с Жаком
Шираком во время саммита Большой восьмерки.
На судне хранится диплом Книги рекордов Гиннесса,
подтверждающий право барка именоваться крупнейшим в мире
парусным судном традиционной постройки, барк «Седов» в портах
становится объектом восхищения. В честь уникального судна
выпущены монеты в России и Белоруссии. Особенностью морского
парусного судна является также двойной штурвал, за которым несут
вахту два или четыре моряка.
Совместно с барком «Крузенштерн» парусник совершал
многочисленные походы в Атлантический океан и Средиземное море.
Сегодня портом приписки парусного судна стал Мурманск, где
входит в состав учебной базы Мурманского государственного
технического университета. Несмотря на свой уже почти
девяностолетний возраст, парусное судно продолжает
совершать дальние рейсы и плавание на нем служит отличной школой
для подготовки будущих моряков. Корабль в 2006 году во
время ремонта на Канонерском заводе в Санкт-Петербурге был
перекрашен в черный цвет для съемок фильма в Германии, позже он
вернул себе традиционный белый цвет. На барке есть музей.
Технические данные барка «Седов»
на 1981 год :
Длина с бушпритом - 117,5 м;
Длина между перпендикулярами: 97,9 м
Ширина
(по КВЛ): 14,66 м
Осадка в
грузу: 7,52 м
Водоизмещение полное - 7320 тонн;
Площадь парусов - 4192 кв. м;
Скорость: 15 узлов — под парусами, 7 узлов — под двигателем
Силовая установка - дизельный двигатель «Магдебург», мощностью
1180 л.с.;
Экипаж - 70 человек;
Количество мест для учащихся - 170; экипаж 70 моряков
Конструкция
Корпус судна стальной клёпаный с полубаком и удлинённым ютом.
Две непрерывные палубы — главная и нижняя. Наружный киль
брусковый сечением 75×250 мм. Рангоут стальной клёпаный. Мачты
со стеньгами и брам-стеньгами с бом-брам-стеньгами сделаны
однодревками. Диаметр фок-мачты со стеньгой составляет у
пяртнерса — 750, а у эзельгофта — 460 мм.
1. Санкт-Петербург, 2006г; 2. Порт приписки - Мурманск; 3.
Моряки - курсанты на палубе "Седова"; 4. На барке бывают и
ветераны; 5. Тяжело в учении - легко в "бою"; 6. На вахте
7. Аврал; 8. Парусник красив и
вечером; 9. Вечер на рейде; 10. Так мог бы выглядеть барк на
рейде п. Седово
Побывали в гостях на "Седове"
8 февраля 2014 года по
приглашению капитана барка "Седов" Максима Николаевича Родионова
музейный актив ГБОУ
школы №
336 в очередной раз смог посетить знаменитый парусник.
На этот раз гостям посчастливилось осмотреть не только
палубы корабля и полюбоваться его величественными 58-метровыми
мачтами. Старший помощник капитана Виктор Николин пригласил
группу осмотреть внутренние помещения барка. Они смогли
спуститься по крутым трапам в столовую, по узким коридорам
пройти в актовый зал.
Самым главным из увиденного в этот раз был МУЗЕЙ БАРКА
"СЕДОВ". Ребята с нескрываемым интересом рассмотрели экспозицию,
посвященную истории парусника, увидели документ о занесении
судна в Книгу рекордов Гиннеса. Никого не оставила равнодушным
экспозиция, посвященная знаменитому полярнику
Г.Я. Седову,
чье имя носит барк и школьный музей Арктики.
Кульминацией встречи на паруснике стал подарок старпома
Виктора Николина к 40-летию музея школы №336 - модель судового
колокола с логотипом кругосветного плавания.
Переполненные эмоциями с благодарностью приняли этот
подарок директор школы Юрий Николаевич Бурдин, заведующий музеем
Арктики имени Г.Я. Седова Елена Павловна Афанасьева и
председатель школьного музейного актива Александра Смирнова.
Отныне этот дар станет новым экспонатом школьного музея.
Гости поблагодарили капитана парусника «Седов» Максима
Николаевича Родионова и старшего помощника капитана Виктора
Николина за приглашение, интереснейшую экскурсию и
замечательный подарок!
1-2. Музейный
актив ГБОУ школы № 336 на набережной Лейтенанта Шмидта;
3-4. На борту
парусника "Седов". 8.02.2014г; 5-6.
Старший
помощник капитана барка "Седов" Виктор Николин вручает музейному
активу школы № 336 модель судового колокола с логотипом
кругосветки. На фото: старший помощник капитана парусника
"Седов" Виктор Николин, председатель Совета музея Арктики имени
Г.Я. Седова Александра Смирнова, заведующий музеем Елена
Павловна Афанасьева, директор
ГБОУ
школы № 336 Юрий Николаевич Бурдин.
Фото А.А. Ивченко
Четырехмачтовый барк «Седов» - сайт
|
|