ГлавнаяИсторияГ.Я. СедовЗемляки ПриродаРыбалкаПочем рыбка Отдых в СедовоФотогалерея Гостевая книга


Герб города Мариуполь

Герб города Мариуполь

Флаг города Мариуполь

Флаг города Мариуполь

Мариуполь на карте

Старый Мариуполь. Вокзал

Старый Мариуполь

Старый Мариуполь. Вид порта

Старый Мариуполь. Маяк

Виды старого Мариуполя

     Эдуард Хандюков (г. Москва)

Эдуард Валентинович Хандюков, уроженец Мариуполя, московский ученый, скульптор,поэт

Ушли в легенду...

 Мой Зурбаган -
Не Гриновский, не книжный -
С протяжной песней ветра в вентерях,
С телегами на мостовых булыжных,
С баркасами на цепких якорях.
Уж ты не тот -
Бетонными домами
Смят горизонт на долгие года.
В сравнении с другими городами
В первостатейные ты вышел города.
Твоих забот все ощутимей бремя.
Теперь и ты не веришь в чудеса.
Чугунной гирькой взвешенное время
Давно течет не в такт твоим часам.
Лишь кое-где тихи и архаичны
Нахаловок, Слободок островки.
Спят мазанки под кровлей черепичной.
И неприкаянны макитры черепки.
Ушли в легенду на исходе века
Твоих базаров рыбные ряды,
Печальные глаза мальчишек-греков,
Смех ряженых на праздник Коляды...
Уж ты не тот -
На море и на суше
Твоею сталью зазвенела новь.
Звенит она, но греет мою душу
Вчерашнего негромкая любовь.
г. Мариуполь, март 1982г

Мариуполь с моря

Мариуполь с моря

Последняя редакция 20.03.2022г

МАРИУПОЛЬ

Таким был Мариуроль до "асвабаждения", теперь он практически уничтожен

      В хорошую погоду с Косы в районе бывшей Стрелки,  это место местные жители называют Кут, что по-украински означает "угол", можно невооруженным глазом увидеть ближайший крупный город Мариуполь. В первую очередь благодаря дымящим трубам Азовстали, но  даже и   не очень сильный бинокль позволяет  различить и строения.  Основанный когда-то как город Марии ("мари"-у -"поль"),   долго носил имя сталинского соратника, к чему так не смогли привыкнуть многие жители, особенно старшего поколения.  Седовцы так и говорили "Марюполь" или просто "город". -Куда возил продавать редиску? -Да в город. К слову сказать, сравнительно недалеко, особенно по морю, расположен еще один  промышленный город - Таганрог. Но он не удостоился названия "город" и называли его кто "Таганрог", а кто и "Танагрог". В былые времена в Мариуполь ходили пешком и оборачивались за день, успевая навестить родных или продать рыбу.  Ходили пешком и в Таганрог, но за день обернуться удавалось не всегда, тем более с покупками, приходилось заночевать где-нибудь в Натальевке. Чтобы не "набить" ноги, да и обувку сберечь, чаще ходили босиком, если позволяла  погода.  Морем из Мариуполя, в основном каюками, возили уголь, лес, камень, кирпич и т.п. Мой дед, Петр Павлович Хандюков привозил каюком под парусом уголь из Мариуполя , а потом подводой его перевозили от места нынешнего пансионата "Троянда" домой, до нынешней улицы Помазана.  Перед войной на Мариуполь ходил пароход "Уч-Дере", потом "Первое мая".  На этом пароходе какое-то время ходил помощником  капитана мой дядя Константин Петрович Хандюков, тогда совсем подросток, потом он был призван в армию, много лет служил, вся жизнь его прошла в Москве, он умер в марте 2008г в возрасте 94 года. Но поговорим, собственно, о Мариуполе.

       Мариуполь основан в XVI в. запорожскими казаками как сторожевой пост для защиты зимовников, промыслов и путей сообщения от нападений татар. В 1734 г. стал центром Кальмиусской паланки Запорожской Сечи. В 1776 г. на месте упраздненного поста создана Кальмиусская слобода. В 1778 г. поблизости от слободы заложен уездный город Павловск. В нем тогда насчитывалось 75 жителей, в слободе 93.
           В 1780 г. Павловск переименован в Мариуполь (псевдогреческое название с элементом -поль, т.е. город, «город Марии»), в честь Марии Федоровны, жены наследника царского престола, будущего императора Павла I. В городе осела значительная  часть греков, переселенных правительством из Крыма. В 1782 г. в нем числилось 2948 жителей.
            До середины XIX в. в Мариуполе развивались в основном кустарные предприятия кожевенные, салотопные, кирпичные, черепичные заводы, кузнечные, бондарные, оружейные мастерские, ветряные и водяные мельницы, рыбозаводы. С конца XVIII в. город являлся значительным торговым центром. Ежегодно тут проводились четыре ярмарки, на которых торговали хлебом, скотом    кожами, шерстью, рыбой, вином. Через Мариуполь проходили торговые пути чумаков. В середине XIX в. в нем насчитывалось 120 лавок, более 100 складов, при населении 4579 чел.
       В 1809 г. открыто портовое управление. Главным экспортным товаром была пшеница. После сооружения в 1882 г. железной  дороги, соединившей Мариуполь с Донбассом, в порт начал поступать донец­кий уголь для вывоза за границу. В 1886-1889 гг.  построен новый Мариупольский торговый порт, который стал вторым по грузообороту на юге после Одессы.  К началу XX в. в городе сооружены трубопрокатный и металлурги­ческий заводы, работавшие на донецком угле и керченских железных рудах. Тут также действовали заводы сельскохозяйственного машиностроения, чугунолитейный, кожевенные, кирпично-черепичные, макаронная фабрика, паровая мельница.
       По переписи 1897г., в Мариуполе проживала 31 тыс. чел. Накануне Первой мировой войны насчитывалось уже 58 тыс. В 1908 г. построена городская электростанция, в 1910 г. в центре проложен водопровод. К 1910 г. в городе было 15 школ  (приходских, городских и частных), 4 гимназии, реальное, духовное и техническое училища, частная музыкальная школа. В 1887г  открыт театр.
       С 1930 г. в Мариуполе велось сооружение металлургического завода «Азовсталь». К 1941 г. были построены 4 доменные  печи. В годы   первых пятилеток появились и другие промышленные объекты: заводы коксохимический, металлоконструкций,  трубопрокатный,   судоремонтный, радиаторный, рыбоконсервный и др. К 1941 г. население Мариуполя составило 241 тыс. чел.  В городе работали 8 больниц, 9 поликлиник, 46 детских дошкольных учреждений, 2 санатория, 5 домов отдыха, 58  общеобразовательных школ, 4 техникума, 18 клубов, 4 кинотеатра, металлургический институт, 175 библиотек, краеведческий  музей.
          В 1958 г. на базе машиностроительных цехов металлургического завода им. Ильича создан завод тяжелого машиностроения. В 1948-1989 гг. город назывался Жданов, по фамилии советского партийного и государственного деятеля А. А. Жданова,  который родился тут в 1896 г. Мариуполь занимает территорию 159 кв. км, из них 61 % под застройкой. На одного жителя  приходится 147 кв. м зеленых насаждений.     В пределах города в Кальмиус впадает река Кальчик.   Средняя температура января -5,2°С, июля +22,7 С. За год выпада­ет 450 мм осадков. В Мариуполе работает метеостанция.
       Население 492,2 тыс. чел. За период с переписи 1989 г. сократи­лось на 26,7 тыс. чел. (5%). Демографическая структура  меняется в направлении увеличения удельного веса лиц старше трудоспособного возраста. Он повышается в среднем за год на  0,5%, на столько же уменьшается удельный вес детей. Около 59% занятых в народном хозяйстве трудятся в промышленности, 11 % на транспорте. В городе развиты многие отрасли про­мышленности. Основные предприятия: два металлургических комбината, заводы коксохимический, тяжелого машиностроения, металло­конструкций, судоремонтный, оборудования медицинской  промышленности, графитовый, фабрики сетевязальная, швейная, чулочная, рыбоконсервный комбинат, мясокомбинат, маслодельный, молочный заводы.
         На металлургическом комбинате им. Ильича работает 50 тыс. чел. В последние годы построены трубоэлектросварочный цех,  цех по изготовлению изложниц, известково-обжиговый цех, строится энергетический корпус. На крупнейшей в Европе аглофабрике  комбината смонтировано новое очистное оборудование французской фирмы «Спейк», обеспечивающее фильтрацию выбросов в  атмосферу через      систему мощных электрофильтров. На баланс комбината в 1999 г. передан Донецкий химико-металлургический   завод (п. Донское  Волновахского района). Завод построили более 50 лет назад на месторождении циркония. Его продукция  (сплавы редкоземельных металлов, ферросплавы) предназначалась для оборонной промышленности и в последние годы не находила  сбыта. Арбитражный суд признал завод банкротом. В то же время металлургический комбинат вынужден был покупать ферросплавы  за рубежом. После переговоров руководства комбината с Кабинетом Министров Украины правительство приняло решение о преобразовании завода в химико-металлургическую фабрику комбината без права ее приватизации. С 2000 г. в состав комбината  вошли на правах цехов два десятка бывших колхозов из окружающих районов. На самом предприятии в освободившихся помещениях очистных сооружений отделения утилизации шлаков выращивают грибы (вешенки и шампиньоны), разводят рыбу тиляпию. Тут  содержат также нутрий, оборудовали участок по выделке меха, организовали перепелиную ферму. По решению сессии горсовета ильичевским металлургам передан в аренду на четверть века имущественный комплекс  коммунального предприятия «Аэропорт Мариуполь».
        Японская корпорация «Кавасаки Стил» заключила соглашение с металлургическим комбинатом им. Ильича о покупке у него  права на загрязнение окружающей среды. В соответствии с Киотской конвенцией, которую подписала и Украина, каждому крупному предприятию определена доля по выбросам в атмосферу парниковых газов, и комбинат им. Ильича из-за сокращения производства ее еще не исчерпал. Разрешение на часть выбросов передается японской стороне, которая расплачивается помощью в реализации крупной экологической программы (установка современного энергосберегающего и очистного оборудования, внедрение новых     технологий очистки).
         Высоким качеством отличается продукция металлургического комбината «Азовсталь». Значительная ее часть сертифицирована ведущими мировыми классификационными сообществами. Комбинат производит литейный и передельный чугун, непрерывнолитые слябы, толстолистовой прокат, квадратную заготовку, сортовой и фасонный прокат, магистральные железнодорожные рельсы. Реконструкция домны 4 сделала ее самой современной в стране. Здесь впервые смонтированы принципиально новый засыпной аппарат, система дутья, охлаждения. Оборудование системы сбора пыли и газа с рабочей части агрегата и литейного двора позволит вдвое  уменьшить количество выбросов в доменном цехе. Управление технологическими процессами полностью компьютеризировано.
       На базе объединения тяжелого машиностроения, существовавшего в советский период, образовано несколько самостоятельных  предприятий. Одно из них открытое акционерное общество «Мариупольский завод тяжелого машиностроения» специализируется на  производстве железнодорожных цистерн, металлургического оборудования, портовых и промышленных кранов.В его дочерней фирме «Азоввагон» налажено производство теплопроводных труб с полиуретановым покрытием, которое позволяет снизить потери тепла в 5 раз. При этом долговечность таких труб возрастает в десятки раз. Тут же спроектирована и изготовлена оригинальная по  своим технологическим возможностям мешкопогрузочная машина. Она не только доставляет по конвейеру мешки в любую точку  вагона, но и   управляет положением мешка в момент укладки.
      ОАО «Азовобщемаш» с 1948 г. выпускало различные виды изделий оборонного назначения, специализируясь на авиационных,  ракетных и космических топливозаправщиках, шахтных конструкциях пусковых установок стратегических ракет, бронетехнике. Изготавливали  здесь и уникальную продукцию для мирных целей, в частности специальные трибуны на пневматической подушке для спортивных сооружений Олимпиады-80 в Москве. В 1991 г. перестали поступать оборонные заказы, и предприятие переключилось на производство газовых и электрических кухонных плит, водогрейных котлов, строительных автоклавов, бойлеров. С 1993 г. снова увеличился выпуск топливозаправщиков    и большегрузных нефтеперевозчиков, на которые появился спрос в связи с энергетическим кризисом. Начался серийный выпуск принципиально новых газоперевозчиков сжиженного газа емкостью 21 кубометр. Получен также государственный заказ на изготовление танков для Пакистана. Главным покупателем и партнером предприятия  является Россия.
         ОАО «Головной специализированный конструкторско-технологический институт» (ГСКТИ) является крупнейшей проектной  организацией в машиностроительной отрасли страны. Здесь проектировались стартовые комплексы и системы заправки космических кораблей всех поколений. Для межконтинентальных ракет стратегического назначения конструкторы ГСКТИ создали принципиально  новые подвижные групповые заправщики. Всего за время существования института с 1948 г. было спроектировано и отработано в производстве более 150 наименований топливозаправочных систем. Институт является головным в разработке отдельных узлов бронетанковой техники. Тут создавались и сосуды, работающие под огромными давлениями, для атомной и химической промышленности.
       По разработкам ГСКТИ с 1992 г. начался серийный выпуск украинских кухонных электроплит, внедрена новая технология  сухого эмалирования деталей в электростатическом поле. Четыре предприятия открытые акционерные общества «Азовобщемаш»,  ГСКТИ, «Мариупольский термический завод» и «Азов» вошли в концерн «Бронетехника Украины», созданный на базе Харьковского  завода им. Малышева. Концерн выпускает современные танки. Например, танк Т-84 имеет низкий силуэт, высокую скорость и на 10 тонн легче зарубежных аналогов. На нем впервые в мировой практике установлена цельная сварнокатаная башня, разработанная в ГСКТИ и изготовленная мариупольскими заводами, входящими в концерн.
      В состав Азовского морского пароходства (АМП) до распада СССР, кроме флота, входили четыре порта (Мариупольский,  Бердянский, Кер­ченский и Таганрогский), четыре крупных судоремонтных завода в этих городах, другие береговые структуры.  Некогда единый комплекс теперь раздроблен. Пароходство оказалось на грани выживания, имеет большие долги. За десять лет с начала 1990-х гг. в компании было списано и продано почти две трети судов, в основном устаревших. Их количество со 130 уменьшилось до 50. АМП пока остается крупнейшей судоходной компанией Украины. Сейчас пароходство существует в основном за  счет передачи своего флота в длительный наем иностранным фрахтователям. Мариупольский морской торговый порт один из трех  крупнейших в Украине. Работа его не зависит оттого, замерзает море или нет. Порт обладает ледоколом, ледокольными буксирами. В последние годы тут реконструированы морвокзал и прилегающие территории,  оборудованы специализированные помещения для пограничной, таможенной, карантинной служб. Осуществляется  пассажирское и грузовое сообщение с Турцией, Грецией, Италией и другими средиземноморскими странами.
     По соглашению, подписанному администрациями Мариуполя и греческого города Кавала, планируется организовать регулярные  грузо­пассажирские перевозки и впоследствии открыть паромную переправу между Мариуполем и Кавалой. Оба города входят в  состав Черноморского клуба приморских городов, цель которого взаимная поддержка во имя устойчивого развития.
       Внутригородские пассажирские перевозки осуществляются автобусами, троллейбусами, трамваями. Мариуполь климатический и грязевой курорт. Первые са­натории открыты в городе в 1926 г. Вдоль моря здесь на протяжении 16 км тянется узкая полоса  песчаных  пляжей. Температура воды летом +22...+24°С. Продолжительность купального сезона 120 дней.
      В Мариуполе находится Приазовский технический университет, работает областной русский драматический театр. Есть краеведческий музей   с филиалами Музеем этнографии и быта Приазовья и выставочным залом им. А.И. Куинджи, русского  художника, уроженца города.  Художниками-монументалистами В.Константиновым и Л. Кузьминковым создан памятник митрополиту Игнатию, основателю Мариуполя. В окрестностях города на берегу Азовского моря открыт памятник археологии поздненеолитический родоплеменной могильник конца III тысячелетия до нашей эры. Во время раскопок тут обнаружено свыше 120 скелетов. Около них найдены каменные и  костяные орудия и бусы, украшения из раковин моллюсков, зубов животных. Существует общественное мнение, чтобы подобно Бердянску, где установлен памятник бычку-кормильцу, в Мариуполе должен быть установлен памятник тюльке, спасшей от голода тысячи людей. Такой памятник мог бы быть сооружен не только в Мариуполе, но и по всему азовскому побережью, в том числе и в Седово. Мог бы. Но в обозримом будущем не будет.

Сделано в Мариуполе. Знаменитые бычки в томате

Сделано в Мариуполе. Знаменитые бычки в томате

 

Главная История Г.Я. Седов Земляки Природа  Рыбалка Почем рыбка Отдых   Фотогалерея    Моя школа   Контакты Гостевая

Copyright © Лях В.П.  Использование материалов только при указании авторства и активной ссылки на источник