ГлавнаяИсторияГ.Я. СедовЗемлякиПриродаРыбалкаПочем рыбка Отдых в Седово ФотогалереяГостевая книга


 

 

 

СЕРГЕЙ НИКОЛАЕВИЧ БОРОДЕНКО

Новоазовский краевед Сергей Николаевич БороденкоКратко о себе : Родился в 1968году, учился в Новоазовской средней школе ( сейчас ОШ № 1). Закончил ее в 1985 году. Год  проработал в  Седовской школе старшим пионерским вожатым. В 1986-88 годах - армия. В 1993 году закончил заочное отделение  истфака Луганского пединститута. С 1993 года работаю в Новоазовской ОШ № 1, учителем истории - с 1995 г., в сфере интересов - краеведение.

Актуальность подвига Г.Я. Седова в патриотическом воспитании подрастающего поколения   (выступление на "Седовских чтениях" 5мая 2010г в пос. Седово)

       Личность Г. Я. Седова спустя почти  100 лет после его трагической смерти продолжает привлекать все новых и новых исследователей истории.  В этом проявляется удивительный характер героических поступков – они способны через многие годы,  десятилетия , а теперь уже и столетие привлекать внимание   потомков так же, как когда-то привлекали внимание современников.
       «Седовские чтения» на родине Г.Я. Седова являются еще одним  поводом для того, чтобы подойти к личности Седова, как примеру для молодого поколения.
Для многих людей старшего поколения имя Г. Я. Седова является привычным, а оттого может показаться несколько «затертым». Привычный набор  стандартной информации: родился в хуторе Кривая Коса, из бедной семьи, стал морским офицером, отправился к полюсу, во время последней  экспедиции заболел и умер, точное место захоронения не найдено.
      В последнее время часто приходится слышать, что, мол, все уже о Седове слышали, а значит повторяться скучно и неинтересно. Вот здесь и кроется психологическая ловушка. Ведь те, кто так считает забывают, что школа и школьное образование – это река. И река довольно-таки быстрая, особенно это заметно учителям: поколения учеников меняются постоянно. А потому имя, яркая  жизнь нашего  земляка Г.Я. Седова может и должна служить одним из инструментов в процессе воспитания истинных патриотов своего края. Абсолютно очевидно, что невозможно воспитать патриота страны из человека, который не является патриотом своей малой Родины. И каждый год в школу  приходят новые и новые ученики, которые должны не просто овладеть необходимым минимумом знаний об истории своего края и его славных жителях. Дети должны получать такую информацию не в готовом виде,   они иметь повод  задуматься над вопросом – а ведь эти  люди, которые совершали какие-то поступки , были такими как мы. Они жили здесь, работали, видели то, что видим и мы. Купались в этом же море, дышали этим же степным воздухом. И ребенок должен задаваться вопросом – «А смог бы я совершить то, что  совершил этот человек? Смог бы я прожить такую жизнь как прожил этот человек?».
        Если подходить к этому вопросу с такой точкой зрения, то под привычными, «затертыми» фразами, словами, фактами вдруг  снова мощно засверкает величие поступка того или иного нашего земляка.
       И в этом состоит уникальность данной ситуации – мы воспринимаем историческую, краеведческую информацию о том же Георгии Седове как  давно известную и не требующую доказательств, соотнесения с эталоном. А для молодого человека, который пока впитывает мир как губка, это должно преподноситься на уровне нравственного выбора, собственных оценок, поскольку его жизненный опыт другой, он живет в другое время. В детстве и юности вложенная конкретика информации  может несколько стереться, но эмоциональная ее составляющая остается практически навсегда. Остается образ, нравственная высота поступка, ощущение сопричастности.
       Для того, что бы оценивать личность Седова, его поступки, его значение, мало знать его последние годы жизни. Нужно четко представлять , что героический поступок Седова слагался поэтапно,   физический  путь к полюсу в его последней экспедиции  был лишь видимым  финалом подвижнической  жизни нашего славного  земляка.
         Но нельзя не понимать понимать, что свое духовное, внутреннее восхождение к Северному полюсу Георгий Седов начал с детства. При этом каждый жизненный этап  – это была новая высота, преодоление которой уже само по себе было значимым  событием.
        Нынешнее поколение учеников тоже мечтает. Список «мечт» чаще всего стандартен: престижный ВУЗ, удачная работа, состоятельная семья, красивый дом, дорогая машина. Это главное, хотя, конечно,  возможны небольшие вариации. Предложи нынешнему выпускнику : брось все – родителей, сверстников, знакомых, привычную жизнь, поезжай в Америку, добейся чтобы тебя назначили командиром экспедиции на Марс, слетай туда и вернись, хотя процент благополучного исхода твоей экспедиции будет равен 20-30%. Нынешний прагматичный ученик ответит, что  это нереально уже  на первом этапе этого проекта. Я имею в виду не «поезжай в Америку», а «брось привычную жизнь».
          А ведь если оценить жизнь Седова, то для него мысль о Северном полюсе была такой же нереальной в начале пути, как и полет на Марс для нас. Именно с   позиций его жизненных условий. Бедная семья, отсутствие образования. В 14 лет начать учиться в школе, а в 21 стать офицером флота – это была его первая высота.
        Далее, если бы кому-нибудь из его сверстников в хуторе  или в станице Ново-Николаевской сказали, что ему придется быть на приеме у царя (не просто быть, а вести научную беседу с российским императором) то, наверное, никто просто не поверил бы. Сейчас несколькочасовая беседа простого жителя  поселка Седово с Обамой, Путиным и Меркель вместе взятыми не произвела бы того впечатления, как тогдашний прием у царя. Нужно понимать: для жителя начала 20 века понятия Бог и Царь были практически тождественны. Встретиться с Царем – это было  встретиться с Богом! А ведь Седов встречался с царем Николаем Вторым в его Царскосельском Дворце.
       Для любого жителя Кривой Косы или Ново-Николаевской это мог бы быть верх его жизненных мечтаний! Таких примеров можно привести немало. Работа в Гидрографическом обществе, экспедиция на Колыму, командование миноносцем…
        На любом этапе своей жизни Г. Я. Седов мог остановиться и сказать себе – я достиг многого, теперь можно  пожинать плоды.  Но этот человек обладал неуемной энергией, железной волей и  любовью к жизни.
          И здесь возникает вполне закономерный ответ на вопрос вопрос о том,  можно ли использовать пример Седова в деле воспитания нынешнего юного  поколения. Ответ – да!
          Размытость жизненных ориентиров, огромное количество ложных ценностей, неустойчивость детских характеров – все эти проблемы  являются актуальными сейчас для   педагогов. Старые образы и примеры для подражания зачастую низвергнуты, а новые явно не тянут на «примеры». Идеологическая  зашоренность, как ни странно, продолжается и сейчас. Изменилась лишь форма, да и  то не очень сильно.
          Советский писатель В.А.Каверин в 1944 году закончил работу над своим знаменитым романом «Два капитана», на котором воспитывалось не одно поколение советской детворы.  Одним из прототипов капитана Татаринова стал и наш земляк Г.Я. Седов. Сам писатель о создании образа капитана Татаринова вспоминал
так: «Для моего "старшего" капитана я воспользовался историей завоевателей Крайнего Севера – Седова, Русанова и Брусилова. У первого и второго я взял мужественный характер, чистоту мыслей, ясность цели. У последнего - фактическую историю его  путешествия».
        Именно мужественный характер, чистота мыслей, ясность цели – вот те жизненные ориентиры, которые неугасимым, ярким светом, как маяки не дадут сбиться с пути молодому поколению.

                                                                                                                             
 
            E-mail: sbor.sn@rambler.ru      Запорожцы на территории Новоазовского района         Статьи о Г.Я. Седове

 

Главная История Г.Я. Седов Земляки Природа  Рыбалка Почем рыбка Отдых   Фотогалерея    Моя школа   Контакты Гостевая

Copyright ©  Лях В.П. Использование материалов возможно только при условии указания авторства и активной ссылки на источник