ГлавнаяИсторияГ.Я. СедовЗемлякиПриродаРыбалкаПочем рыбкаОтдых в СедовоФотогалереяГостевая книга

 

Капитан ледокола "Георгий Седов" Константин Бадигин

Капитан ледокола "Георгий Седов" Константин Бадигин

Слева Виктор Харлампиевич Буйницкий

Слева Виктор Харлампиевич Буйницкий

Виктор Буйницкий

Виктор Буйницкий

Евгений Федоров за работой, 1937г

Евгений Федоров за работой, 1937г

Евгений Константинович Федоров собирает приборы, 1938г

Евгений Константинович Федоров собирает приборы, 1938г

Петр Петрович Ширшов

Петр Петрович Ширшов

Станция СП-1 П.П. Ширшов делает доклад

Станция СП-1 П.П. Ширшов делает доклад

 Э.Т. Кренкель, П.П. Ширшов,  Е.К. Федоров, И.Д. Папанин

 Э.Т. Кренкель, П.П. Ширшов, Е.К. Федоров, И.Д. Папанин

Э.Е. Кренкель, Е.К. Федоров, И.Д. Папанин, П.А. Ширшов

Э.Е. Кренкель, Е.К. Федоров, И.Д. Папанин, П.А. Ширшов

"Ледокол "Георгий Седов" во льдах

"Ледокол "Георгий Седов" во льдах

"Г. Седов" идет за "Садко"

"Г. Седов" идет за "Садко"

Участники дрйфа на приеме в Кремле

Участники дрейфа на приеме в Кремле

Дрейфующая станция СП-1

Дрейфующая станция СП-1

И.Д. Папанин за приготовлением пищи

И.Д. Папанин за приготовлением пищи

Цветы к остаткам "Св. Фоки" на острове Шилов, Архангельск

 Цветы к остаткам "Св. Фоки" на острове Шилов, Архангельск

Самолеты на льду

Самолеты на льду

В вылету готовы

В вылету готовы

Иосиф Виссарионович Сталин

Иосиф Виссарионович Сталин

Вячеслав Михайлович Молотов (Скрябин), 1940г

Вячеслав Михайлович Молотов (Скрябин), 1940г

 
  
 СЕДОВЦЫ  стр.1

Папанин И. Д., Зубов Н. Н. / книги / Седовцы
Автор: Папанин И. Д., Зубов Н. Н.
Наименование: Седовцы
          Научная редакция   профессора Н.Н.ЗУБОВА
         ЦК ВЛКСМ; ИЗДАТЕЛЬСТВО ДЕТСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Москва 1940 Ленинград
Фотографии:
С.Д.Токарев, второй механик ледокола.
В.С.Алферов, третий механик ледокола.
Д.Г.Трофимов, помполит ледокола.
А.Г.Ефремов, старший помощник капитана ледокола.
Д.П.Буторин, боцман ледокола.
А.П.Соболевский, врач ледокола.
И.М.Недзвецкий, машинист первого класса.
Е.И.Гаманков, матрос первого класса
Н.С. Шарыпов, машинист ледокола.
П.В.Мегер, повар ледокола.
В.X.Буйницкий, гидрограф ледокола.
И.И.Гетман, кочегар первого класса.
А.А.Полянский, старший радист ледокола.
Н.М.Бекасов, радист ледокола.

      
  Часть первая

            ГЕРОИЧЕСКИЙ ДРЕЙФ

И. Д. ПАПАНИН,
Герой Советского Союза
 СЕДОВЦЫ


      
Пятнадцать мужественных советских полярных моряков жили и трудились в высоких широтах Арктики. Никакие трудности не сломили большевистской настойчивости, мужества и отваги героического экипажа. Седовцы исследовали те районы Арктики, где не был еще ни один человек, не пролетал ни один самолет.
       На ледокольном пароходе "Седов" работала выдержанная, смелая команда, знающая суровые условия Арктики. Капитану ледокольного парохода Константину Бадигину всего лишь двадцать девять лет. Он родился в крестьянской семье. В 1929 году он поступил матросом во флот, а в 1932 году окончил морской техникум. По комсомольскому призыву Константин Бадигин уходит на ледокол "Красин". Здесь он горячо принимается за дело, быстро осваивается со сложным искусством плавания во льдах. Он выдвигается сначала на пост третьего помощника капитана, а в 1937 году назначается вторым помощником капитана ледокольного парохода "Садко", откуда затем переходит на ледокол "Седов". В Арктике Бадигин зарекомендовал себя как опытный моряк и отличный капитан. Хладнокровный и волевой моряк, Константин Бадигин быстро организует авральные работы, четко расставляет по местам всех людей. Он заражает своих товарищей энергией и бодростью. Константин Бадигин не теряется в самой сложной обстановке. Он, как подлинный большевик, умеет показать блестящий пример в работе и увлекать всех своим энтузиазмом.
          Старший помощник Бадигина - Андрей Ефремов. Опытный штурман, окончил Ленинградский институт инженеров водного транспорта. Молодого инженера направили во Владивосток, где он в течение двух лет преподавал в техникуме. Затем был помощником капитана на ледоколе "Красин", плавал на "Малыгине".
          Вахту на радиостанции "Седова" нес старший радист Александр Полянский, много плававший на кораблях арктического флота и прозванный за свою опытность и знание дела "снайпером эфира". Полянский - старый радист. Одиннадцать лет он провел в Арктике и сейчас сумел обеспечить прекрасную и бесперебойную радиосвязь ледокола "Седов" с Большой землей.
          Здоровье команды корабля оберегал врач Александр Соболевский. Он принимал самое деятельное и активное участие в научных и авральных работах. К своим обязанностям он относился безупречно. Все моряки "Седова" бодры и здоровы. Почти все прибавили в весе. Боцман Буторин, третий механик Алферов, машинист комсомолец Шарыпов, второй механик Токарев плавают на корабле уже давно; они прошли основательную и суровую школу в Арктике.
           Гидрограф Виктор Буйницкий вел научно-исследовательские наблюдения, не прерывая их ни на один час с самого начала дрейфа "Седова". На "Седове" Виктор Буйницкий проделал огромную научную работу. Сколько тяжелых часов провел он у глубоководной лебедки, терпеливо выбирая стальной трос из глубин Ледовитого океана! Целыми днями он пропадал в ледяном домике, где производились магнитные наблюдения, а потом работал у  себя в каюте. Буйницкий великолепно справлялся с порученным ему делом, попутно успешно исполняя обязанности астронома. Он собрат большой и очень ценный научный материал.
            Душой экипажа являлся помполит "Седова" Дмитрий Трофимов - стойкий, выдержанный, до конца преданный партии Ленина-Сталина большевик Дмитрий Трофимов - потомственный моряк. Он плавал кочегаром на амурских речных пароходах. Потом приехал во  Владивосток. В течение четырех лет работал кочегаром и машинистом на судах тортового флота Тихого океана. В 1931 году был принят в партию. Трофимов участвовал в сквозном походе ледореза "Литке" по Северному морскому пути с востока на запад. За отличную работу награжден орденом Трудового Красного Знамени. В сентябре прошлого года Дмитрия Трофимова назначили старшим механиком на ледокол "Георгий Седов".
За время работы на "Седове" товарищ Трофимов провел большую массовую работу, обеспечил высокое политико - моральное состояние экипажа.
           Радист Бекасов, машинист Недзвецкий, кочегар Гетман, матрос Гаманков, повар Мегер - все они самоотверженным трудом снискали себе всеобщую любовь экипажа. Этот мужественный коллектив советских людей гордо нес большевистское знамя и в полярную ночь, и в жестокие морозы, и в пургу, и во время ледовых сжатий, выполняя изо дня в день свою научную программу. Несмотря на огромный путь и тяжелые условия дрейфа в Центральном Полярном бассейне, экипаж здоров, жизнерадостен.
           На дрейфующем корабле жизнь особенно усложняется в полярную ночь. Я знаю это по собственному опыту дрейфа на станции "Северный полюс". На корабле в полярную ночь напряжение достигает максимальной силы. Такая сложная и ответственная обстановка, конечно, вынуждала всех седовцев к соблюдению особой бдительности и настороженности. Много раз седовцы вели упорную борьбу с наступающими льдами, спасая свой корабль. Всегда они оказывались победителями в этих схватках с суровой природой. Они несли свою почетную вахту бессменно. Несмотря на предложение сменить экипаж корабля, седовцы единодушно заявили о своем желании продолжать дрейф до конца и не покидать борта "Седова". Они обратились с этой просьбой к товарищам Сталину и Молотову накануне XVIII съезда ВКП(б). "Мы решили, - писали они, - что нашим лучшим подарком знаменательному съезду будет наша работа без смены на ледокольном пароходе "Георгий Седов" до выхода его из льдов Арктики".
           Когда была получена из Москвы телеграмма: "Правительство удовлетворило ходатайство об оставлении всего состава экспедиции на борту "Седова" до окончания ледового дрейфа", на корабле был радостный, праздничный день. На наше предложение организовать специальный рейс самолета в район дрейфа седовцы сообщили, что они ни в чем не испытывают нужды. В этом еще раз сказалась замечательная выдержка и непоколебимость советских людей. Седовцы с честью выполнили задание партии, правительства и любимого  вождя товарища Сталина.

                                                                                                                       
Е. К. ФЕДОРОВ,
Герой Советского Союза

ЧЕСТЬ И СЛАВА СЕДОВЦАМ!

         Несколько столетий продолжается борьба человечества за освоение Северного Ледовитого океана. Первые арктические экспедиции, снаряжавшиеся около четырехсот лет назад, уже ставили себе задачу - найти кратчайший северный проход для кораблей, который соединил бы Западную" Европу с Восточной Азией. Но только в конце семидесятых годов прошлого века экспедиции Норденшельда впервые удалось в течение двух лет пройти северо-восточным проходом.
         Первые сведения о Центральном Полярном бассейн  собраны экспедицией Нансена на судне "Фрам". В конце прошлого столетия знаменитый норвежский исследователь направил свое судно в Северный Ледовитый океан, с тем чтобы пройти вместе с дрейфующим льдом через Полярный бассейн. Нансен допускал существование течения, проходящего через весь Ледовитый океан - от области, лежащей между Новосибирскими островами и островом Врангеля, через полюс к Гренландии.
            Предположение Нансена о течении не оправдалось в полной мере. Его корабль "Фрам" пронесло вдали от полюса, по окраинной части Ледовитого океана, и, таким образом, все научные наблюдения, которые были им собраны, хотя и внесли огромный и, по существу, первый вклад в науку о Полярном бассейне, все же не раскрыли тайн центральной части Ледовитого океана-области, окружающей Северный полюс.
            Второй экспедицией, собравшей большой научный материал о Центральной Арктике, была советская экспедиция под руководством товарища Папанина в 1937 году.  Мощные самолеты доставили участников экспедиции на Северный полюс. Дрейфуя от полюса, мы имели возможность провести различного рода научные наблюдения на всем протяжении своего дрейфа между Северным полюсом и Гренландским морем.  Дрейфующий корабль "Седов" является третьей экспедицией, проникшей в Центральный Полярный бассейн и собравшей там большое количество научного материала.
            Как известно, дрейф "Седова" начался от точки, лежащей к западу от Новосибирских островов, примерно от того же места, где сорок четыре года назад начал свои дрейф "Фрам". Однако путь "Седова" не повторил пути "Фрама". С самого начала дрейфа "Седов" отошел на значительное расстояние к северо-востоку и лишь потом повернул на северо-запад, идя в основном параллельно фрамовскому пути и оставаясь все время значительно севернее его. По прошествии двух лет "Седов", продрейфовав через весь Ледовитый океан, был вынесен в Гренландское море немного восточнее той области, где очутилась дрейфующая станция "Северный полюс". В течение всего дрейфа на "Седове" велись различные научные наблюдения. Ежедневно с судна на материк передавались метеорологические сводки, благодаря которым наши синоптики получали возможность правильнее и точнее предсказывать изменения в погоде, вызываемые влиянием вторжения холодных масс полярного воздуха из Арктики на материк.  Регулярные гидрологические наблюдения "Седова", измерения температуры воды, ее химического состава, измерения течений позволяют нам судить о природе Ледовитого океана в высоких широтах, в частности позволяют проследить распространение теплого атлантического течения в Северном Ледовитом океане, которое играет большую роль в его тепловом режиме.
           Большое значение имеют магнитные определения седовцев. Магнитное поле Земли имеет различную силу в разных частях земного шара. Стрелка магнитного компаса показывает не на Северный полюс, а несколько в сторону от него. Например, в Ленинграде стрелка указывает на 4ш к востоку от Северного полюса. Это отклонение стрелки называется склонением компаса. На Земле Франца-Иосифа склонение равно 25ш, и, чтобы идти прямо на север, нужно держать курс на 25ш в сторону от направления магнитной стрелки. Чтобы можно было летать по воздуху и плавать на море, точно выдерживая необходимое направление, надо знать склонение компаса в каждом районе. На основа магнитной съемки в разных точках земной поверхности весь земной шар постепенно покрывается сетью точных данных о магнитных склонениях. В районе дрейфа "Седова" такие наблюдения проведены впервые. Многочисленные магнитные наблюдения седовцев в соединении с наблюдениями станции "Северный полюс" позволяют составить точную магнитную карту Арктики, по которой штурманы кораблей и самолетов смогут уверенно пользоваться компасом.
         Огромнейший интерес представляет сам дрейф корабля. Благодаря частым и точным астрономическим наблюдениям, производящимся на судне, мы сумеем с большой точностью проложить этот дрейф на карте. Изучение изгибов, поворотов, петель, которые описывает дрейфующий корабль, сопоставление их с метеорологическим режимом, прежде всего с направлением и скоростью ветра и распределением атмосферного давления в Ледовитом океане, позволят нам выяснить закономерности в дрейфе льдов, которые имеют огромнейшее значение для освоения Северного морского пути и для правильного расчета ледовитости полярных морей.
          Чрезвычайно большой научный интерес представляют результаты метеорологических наблюдений седовцев. Со времени исследований, сделанных "Фрамом", никаких более или менее точных сведений о состоянии погоды на протяжении длительного времени в Центральном Полярном бассейне не было. Между тем наука о погоде за эти четыре с лишним десятилетия совершила значительный прогресс, накопила большой фактический материал. Для проверки созданных гипотез и теорий, нужны были данные о метеорологических явлениях в центре Арктики. Недаром этот район называется "кухней погоды". Эту задачу разрешила станция "Северный полюс". Оказалось, что ряд теорий ученых о закономерностях изменений погоды в Арктике и связи их с колебаниями метеорологических условий на материке нуждается в серьезных поправках или в пересмотре. До высадки на полюсе нашей экспедиции существовало мнение, что над Полярным бассейном постоянно находится область повышенного давления атмосферы (так называемая антициклоническая область). В первые же дни работы в районе полюса мы оказались в области циклона (область пониженного давления атмосферы). Этот факт опрокидывал прежнее представление о взаимодействии воздушных масс Полярного бассейна с воздушными массами средних широт. Наши наблюдения свидетельствовали о том, что к полюсу проникают циклоны, зарождающиеся в Атлантическом океане.
             Если могли найтись скептики, которые подвергали сомнению результаты наших метеорологических наблюдений, то теперь, после двухлетней работы отважного коллектива седовцев, эти сомнения окончательно рассеиваются. Можно считать твердо установленным, что и в. районе Полярного бассейна проходят циклоны и что там нет устойчивой области высокого атмосферного давления.
                При составлении карты погоды синоптики даже в тех случаях, когда множество данных говорило о том, что через Полярный бассейн движется циклон, не решались это утверждать. Естественно, это запутывало общую картину метеорологических явлений на земном шаре и затрудняло составление правильных прогнозов погоды. Метеорологические сводки седовцев окончательно устранили такие затруднения в работе синоптиков. Более чем двухлетние наблюдения экипажа "Седова" за погодой не только захватили новый, до сих пор не исследованный район, но и были еще более ценными, чем наблюдения экспедиции Нансена. Дневники погоды в районе "Фрама" стали известны синоптикам материка лишь спустя несколько лет после завершения экспедиции, данные же седовцев становились известными всему миру каждые сутки.
            Значительный научный интерес представляют гравитационные измерения экипажа "Седова", то есть измерения силы тяжести. Сила тяжести в разных местах земной поверхности различна. Если бы Земля была правильным шаром и стояла спокойно, то сила тяжести должна была бы быть одинакова в любом месте. Но Земля вертится вокруг оси. На экваторе это чувствуется сильнее всего. Центробежная сила здесь ослабляет силу земного притяжения. Чем севернее, тем меньше действие центробежной силы, тем сильнее действие земного тяготения. Кроме того, наша Земля по своей форме не является правильным шаром, а слегка сжата, как бы чуть сплюснута у полюсов. Поперечник Земли у экватора на сорок три километра меньше, чем поперечник у полюса. Следовательно, чем ближе к полюсу, тем ближе и к центру Земли.  В земной коре масса распределена неравномерно: в одном месте находится океан, в другом - материк, и т. д. Неодинаковое устройство земной коры также отражается на силе тяжести. На основе измерений силы тяжести можно вычислить форму Земли и узнать, как устроена земная кора. Это необходимо для всяких геодезических расчетов. Гравитационные измерения станции "Северный полюс" дали новые интересные  данные об устройстве земной коры и ее форме в районе Центрального Полярного бассейна.
          Экспедиция Нансена сделала гравитационные наблюдения всего в двух пунктах. Методика гравитационных измерений тогда была несовершенной. За  два года дрейфа "Седова" его экипаж произвел сорок семь гравитационных наблюдений. На борту "Седова" для измерения силы тяжести имелся точный и надежный автоматический маятниковый прибор. Результаты этих измерений впервые дадут полное и точное представление о силе тяжести на всем пути  дрейфа "Седова".
          Седовцам приходилось вести все научные работы в очень трудных условиях.  Взять, например, измерение глубины океана. Отправляясь в плавание, "Седов"  не предполагал проникать в область больших глубин, поэтому на корабле не было тросика достаточной длины для измерения глубины моря. Однако седовцы не сдались и решили сами изготовить его. Они расплели толстые проволочные канаты, имевшиеся на корабле, и из отдельных проволочек свили тонкий трос. Эта работа не сразу оказалась удачной. Пять раз свитый с огромным трудом трос рвался, и работу приходилось начинать заново. Лишь на шестой раз героическим зимовщикам удалось свить достаточно прочный тросик, который уже до последних дней обеспечил их работу.
        Таких затруднений в работе было немало. Над кораблем бушевала пурга, ледяной ветер пронизывал до костей, но вахты были непрерывны. Ни морозы, ни тьма полярной ночи, ни тяжелый труд - ничто не страшило седовцев. Члены экипажа "Седова" блестяще выходили из любого положения. Ободряемые вниманием и любовью, которыми их окружила вся наша Родина, окрыленные вниманием к себе товарища Сталина и советского правительства, героические полярники преодолевали все трудности на своем пути. В течение всего дрейфа они были уверены, что, когда понадобится, Родина придет им на помощь, сделает все необходимое для того, чтобы благополучно вернуть их к себе. Эта уверенность блестяще оправдалась.
           Ученые всего мира с нетерпением ожидают того момента, когда все результаты научных работ седовцев будут доставлены на материк, обработаны и опубликованы. Можно с уверенностью сказать, что эти результаты составят целую эпоху в нашем познании северной части Ледовитого океана. Честь и слава товарищам седовцам!

ДВАДЦАТЬ ШЕСТЬ МЕСЯЦЕВ ГЕРОИЧЕСКОГО ДРЕЙФА
(Справка)
Начало дрейфа

           23 октября 1937 года ледокольные пароходы "Седов", "Садко" и "Малыгин" стали на зимовку в тяжелых льдах на 75ш19' северной широты и 132ш25'  восточной долготы. Дрейфом их увлекало вначале в северном направлении примерно по 133-му меридиану, затем - на северо-восток. К северу от острова Жаннетты направление дрейфа резко изменилось: ледокольные суда понесло на северо-запад.
         Вскоре суда вышли из пределов материковой отмели на океанские глубины. Стало ясно, что корабли, зажатые вечно дрейфующими льдами Северного Ледовитого океана, пройдут с этими льдами далеко на запад. На дрейфующих кораблях "Седов", "Садко" и "Малыгин" находилось двести семнадцать человек, в том числе научные сотрудники и студенты Гидрографического института, проходившие практику в Арктике. Такого большого состава во время дрейфа, конечно, не требовалось. Правительство решило оставить на ледоколах строго ограниченное количество людей, еобходимых для научных наблюдений и сохранения судов. К дрейфующим кораблям 26 февраля 1938 года иэ Москвы вылетело три тяжелых самолета, участвовавших в высадке папанинской экспедиции на льдину у Северного полюса. Основавшись в бухте Тикси, летчики предприняли три смелых рейса к каравану дрейфующих ледоколов, находившихся от бухты на расстоянии Il00 километров.
       Командиры воздушных кораблей товарищи Алексеев, Головин и Орлов блестяще выполнили сталинское задание: с дрейфующих ледоколов они доставили на Большую землю сто восемьдесят четыре человека и снабдили оставшихся на кораблях продовольствием, теплой одеждой, мясом, овощами, различными концентратами более чем на два года.

"Счастливо зимовать!"

       Ледокольные пароходы продолжали дрейфовать на север. Их команды героически вели борьбу со стихией, не прекращая научных наблюдений. Летом 1938 года на помощь дрейфующим кораблям был направлен старейший ледокол арктического флота "Ермак".
       Побив рекорд свободного плавания во льдах, "Ермак" 28 августа 1938 года на широте 83ш06' подошел к дрейфующим ледокольным судам. После упорной, продолжительной борьбы с тяжелыми льдами "Ермаку" удалось вырвать из ледяного плена "Садко" и "Малыгина". Попытки освободить "Седова" закончились безрезультатно: напором льда на корму (во время сжатия) был смят ахтерштевень [Ахтерштевень - литая или кованая часть (или специальная конструкция из дерева на деревянном судне), заканчивающая судно в кормовой его части.] "Седова", деформирована вся его система рулевого управления, а сам руль изогнут. Выло принято решение оставить "Седова" в дрейфе как подвижную научно-исследовательскую станцию. На борт "Седова" было перегружено большое количество свиней, много концентрированных продуктов, масла, овощей, консервов, муки, печенья, шоколада, различное полярное обмундирование. Зимовщики получили две радиостанции с двигателями, разборный деревянный дом. С "Садко" на "Седова" было перегружено и научное оборудование: глубоководный лот, позволяющий измерять океанские глубины, батометры для определения температуры и взятия проб воды с различных глубин, приборы для магнитных и астрономических наблюдений. 29 августа на мачте "Седова" взвился сигнал: "Счастливого плавания!" "Счастливо зимовать!" ответил "Ермак".
         2 сентября 1938 года капитан "Седова" Бадигин и помполит Трофимов отправили следующую телеграмму на имя товарища Сталина и его ближайших соратников: "Мы, экипаж "Седова", оставшийся в дрейфе в Центральном Полярном бассейне, считаем за великую честь оказанное нам доверие быть первыми в неизведанных широтах Северного Ледовитого океана. Мы, воспитанные любимой партией, Вами, любимый товарищ Сталин, с честью понесем гордо алое знамя нашей великой Родины во льдах полярной ночи. Отдадим все наши силы, опыт на выполнение возложенных на нас работ по исследованию Центрального Полярного бассейна, с гордостью будем бороться за новые победы советской науки, сделаем все, чтобы сохранить вверенное нам судно. Мы совершенно спокойны за свою судьбу, ибо уверены в заботе о нас партии, правительства и всего народа. Заверяем Вас, товарищ Сталин, что пятнадцать советских патриотов сделают все, чтобы оправдать великую честь и доверие, оказанное нам Родиной".
           Осенью того же 1938 года была предпринята еще одна попытка вывести "Седова" из льдов. К северу от Новосибирских островов, где находился тогда дрейфующий корабль, направился в свой полярный рейс флагман арктического флота линейный ледокол "Иосиф Сталин". В необычайно позднее для полярного плавания время ледокол "Сталин" достиг 83-й параллели. До "Седова" оставалось несколько десятков миль. Но эти последние мили оказались непроходимыми даже для такого мощного арктического судна, как ледокол "Сталин". Товарищ Сталин, внимательно следивший за ходом сложной операции, советовал капитану флагмана арктического флота В.И.Воронину не рисковать безрассудно и при первой же угрозе немедленно взять курс на юг. По мудрому сталинскому совету, ледокол взял курс на юг  html - версия VPL2009

 

 

Почтовая марка, посвященная героям - полярникам Значок "Сталинский ударник"  Значок "Ворошиловский стрелок"

1. Почтовая марка, посвященная героям - полярникам; 2. Значок "Сталинский ударник; 3. Значок "Ворошиловский стрелок"

Страница 1 234

 

Главная История Г.Я. СедовЗемляки Природа РыбалкаПочем рыбка Отдых Фотогалерея  Моя школа КонтактыГостевая

                                        Copyright © Лях В.П. Использование материалов только при указании авторства и активной ссылки на источник