Актер Игорь Ледогоров
Игорь Ледогоров
в роли Георгия Седова в фильме "Георгий Седов", 1974 г
На съемках фильма "Георгий Седов", 1974 г
Шхуна "Запад", сыгравшая в
фильме "Георгий Седов" роль "Святого Фоки"
|
Актёр
Игорь Ледогоров
(09.05.1932 - 10.02.2005)
В первой половине 70-х годов этого высокого, худого
мужчину со стальным взглядом можно было часто видеть на улицах
Черноголовки. Жил он в Москве, в общежитии театра Советской
Армии, а сюда приезжал на выходные к жене и сыну. Он создал на
экране образ настоящего мужчины: его героические персонажи
защищали родину, открывали новые земли, покоряли космические
просторы, служили образцом для подражания сильной половине
человечества. Его главным оружием была воля и вера в победу.
Позже, когда на страну накатилась волна новых
экономических отношений, а героями нашего времени стали
криминальные авторитеты, этот актер оказался невостребованным, и
ему пришлось эмигрировать в Новую Зеландию. Его звали Игорь
Ледогоров.
Он родился 9 мая 1932 года. Впервые появился на экране в
одиннадцать. Съемки фильма "Два бойца" проходили в Ташкенте, где
он жил с родителями и куда во время войны эвакуировали часть
"Мосфильма". На пацанов, в числе которых был Игорь, надели
немецкие мундиры, дали в руки деревянные автоматы и поставили
задачу - прорвать оборону. В это время по ним из бутафорского
пулемета строчил герой фильма - его исполнял Марк Бернес. В
кадре ватага мальчишек выглядела как группа настоящих немецких
солдат. Первый опыт в кино не убедил юного Ледогорова в том, что
он обладает актерским талантом. Поэтому после школы Игорь
окончил Политехнический институт и только потом поступил в
Ташкентский театрально-художественный. Знаменитым актером Игоря
Ледогорова сделала роль в фильме Семена Туманова "Николай
Бауман" (1968 г.) - о последних днях жизни одного из соратников
Ленина, создававших газету "Искра". Игорь Ледогоров создал в
этом фильме достоверный образ революционера-интеллигента первой
волны, для которого идеалы равенства и справедливости были не
пустым звуком. Политический идеализм этих искренне верящих в
свое дело людей позже приведет нашу страну к тяжелым
потрясениям, а революционный террор сметет прежде всего их
самих.
После этой роли Ледогорова стали активно снимать. В год
выходило по два, а то и по три фильма с его участием. В 1970
году на советские экраны вышел фильм "Баллада о Беринге и его
друзьях". До этого история о знаменитом путешественнике не
получила достойного отражения ни в литературе, ни в
кинематографии. Персонаж Игоря Ледогорова - Дмитрий Овцын, всего
лишь один из команды Витуса Беринга, лицо историческое, человек
трудной судьбы, оставивший огромный след в исследовании Сибири
и Аляски, в наше время известен разве только узкому кругу людей,
занимающихся историей географических открытий. Конечно, в кино
его образ приукрашен, добавлена романтическая связь с "царевой
невестой" Екатериной Долгоруковой. Что делать - жанр требует! Но
в фильме все это было так органично, так естественно, так
убедительно, что много лет спустя, учась на историческом
факультете и помня эту картину, я специально занимался судьбой
Дмитрия Овцына и его друзей, имена которых без труда нашел на
карте нашей страны.
Ледогорову было легко создавать героические образы -
мужественное лицо, проницательные, серого цвета глаза
обеспечивали ему длинный список соответствующих ролей. Он был
полярником, революционером и не раз примерял генеральские
погоны. Сам Игорь Вадимович неоднократно говорил, что во всех
героических ролях для него не важен антураж. В своих персонажах
он старался показать ту внутреннюю борьбу, ту силу духа, когда
мужчина в экстремальной ситуации должен вести себя именно как
мужчина с большой буквы. Одним из таких образов стал Георгий
Седов в одноименном фильме, который вышел на экраны в 1974г.
В 1980 году на экраны страны вышел фильм "Через
тернии к звездам" и надолго завоевал сердца мальчишек и
девчонок. Историю, рассказанную Киром Булычевым, на экран
перенес кинорежиссер Ричард Викторов. Это благодаря ему в
1973-1974 гг. появились на экранах космические одиссеи "Москва -
Кассиопея" и "Отроки во вселенной". Как и все фантастические
фильмы Р. Викторова, "Через тернии..." отличался необыкновенной
правдоподобностью изображения. Практически каждая деталь
обсуждалась с экспертами из Звездного городка, будь то
техническое приспособление для стыковки двух космических
кораблей разных цивилизаций или одежда инопланетянина,
прибывшего с официальным визитом на Землю. Удивительно, но
многие вещи, придуманные для фильма, выглядят сегодня вполне
современно. Именно этот предельно щепетильный подход Р.
Викторова к деталям позволил фильму сохранить актуальность до
сих пор.
В фильме "Люди и дельфины" на площадке с актёрами
работали два научных сотрудника из Батумского дельфинария.
Общаясь много лет с дельфинами, они пришли к выводу, что те
понимают нас лучше, чем мы друг друга. В интервью Игорь
Ледогоров рассказывал: он был просто поражён, когда дельфин
Егор помогал ему почувствовать, что он не опасен, что он друг.
Во время съёмок актер много узнал об этих загадочных животных,
общение с которыми произвело на него колоссальное впечатление.
В фильмах "Отроки во вселенной", "Через тернии к
звездам" и "Люди и дельфины" Игорь Ледогоров снимался вместе со
своим сыном Вадимом, сначала учеником школы № 82, а затем
студентом театрального вуза.
К концу 90-х карьера у Игоря Ледогорова, как у
большинства актёров того поколения, пошла на спад. Последнее
десятилетие в театре больше делили собственность, чем роли, а на
хорошее кино нельзя было достать денег. Много талантливых
актёров вынуждены были отправиться на поиски хлеба. Они
снимались в рекламе, низкопробных детективах про современный
бандитский мир, а тому, кто был слишком разборчив, приходилось
перебиваться с хлеба на воду. Игорь Вадимович очень остро
воспринимал происходящее в стране, ему казалось, что культура,
искусство, кино, театр в стране, где все словно сошли с ума в
жажде денег, никому не нужны. И в 1997 г. Игорь Ледогоров вслед
за сыном уезжает в Новую Зеландию. Его первые письма в Москву к
друзьям были восторженными, но одновременно и настораживающими.
Этот мир оказался для него чужим. Здесь на небе чужие созвездия,
луна развёрнута в другую сторону, а вода в раковине, когда
уходит, крутится не по часовой стрелке, а против. Без знания
языка, в довольно пожилом возрасте ему было тяжело
адаптироваться в чужой стране. В одном из своих интервью он
признался, что самым сложным было первое время, ведь люди
нередко сходят с ума, потеряв контакт с близкими, рядом с
которыми прожили годы, ту почву под ногами, которая называется
родиной. "Но время вносит свои коррективы - уже прошло четыре
года, и я стал понимать, что там тоже живут люди со своими
печалями и заботами, и я как-то контактирую с ними. Я уже
пребываю там не просто как эмигрант или резидент - живу и
накапливаю определённые впечатления, сейчас я успокоился, могу
общаться со своими коллегами и близкими, и не столько на
эмоциях, сколько душою, много думаю, размышляю, читаю то, что не
успел прочитать".Но всё-таки его влекло в Россию, и судьба
предоставила ему такую возможность. В 2001 году Игорь и Вадим
Ледогоровы приехали в Москву на
озвучивание новой версии фильма "Через тернии к звёздам", в
которой они снимались двадцать лет назад. Негативы не выдержали
времени, и сын режиссёра Р. Викторова - Николай - решил
возродить картину к новой жизни. В ходе восстановления
доделывали то, что не удалось в 80-х годах из-за нехватки
средств или технических возможностей. В итоге фильм стал на
полчаса короче, но динамичнее и красочнее.
Эти две недели кроме работы были наполнены счастливыми
встречами с друзьями, с родным театром, на сцене которого было
так много творческих побед. Игорь Вадимович понял, что в России
его не забыли, что он любим, он нужен. Это стало потрясением для
старого артиста. Он уже привык к жизни на чужбине, как-то
приспособился: со своей женой Сталиной Алексеевной объездил
остров, возился с внуками, много читал и думал. Его возвращение
в 2001 г. в Новую Зеландию стало особенно тяжелым для него и его
близких. Игорь Ледогоров вдалеке от родины и своих зрителей не
оставил надежду работать. За долгие годы в кино и театре он
накопил колоссальный опыт, которым он мог и хотел поделиться, но
он так и не преодолел языковой барьер, а времени, отпущенного
ему, оставалось немного.
Игорь Ледогоров прожил в Новой Зеландии меньше восьми
лет. Его сын Вадим, который легко адаптировался на чужбине,
преподавал и работал в театре, старался почаще прибегать к
помощи отца. И Ледогоров-старший нередко присутствовал на
занятиях сына со студентами и помогал начинающим актёрам постичь
основы системы Станиславского. В творческой среде часто
говорят, что актёр - это не профессия, а диагноз, актёр
по-настоящему живёт только на сцене. Наверно, поэтому сердца
многих талантливых актёров остановились на театральных
подмостках.
Мечта Игоря Ледогорова выйти на сцену всё-таки сбылась.
Вадим поставил "Вишнёвый сад" и на роль Фирса пригласил отца.
Игорь Вадимович очень тщательно работал над ролью, звонил в
Москву, обсуждал малейшие детали. В одном из интервью он
признался, что очень было трудно работать, ведь играть-то
пришлось на чужом языке. Когда спектакль вышел, новозеландцам
было особенно интересно посмотреть, как играет русский актёр. И
Ледогоров отлично сдал экзамен на профпригодность, хотя
подготовка спектакля там совсем другая: даётся очень мало
времени, репетиции идут в напряженном, изматывающем темпе,
спектакли - каждый день, что для русского актёра как минимум
непривычно, а жизненный век постановки, как правило, очень
короткий. "Вишнёвый сад", в котором играл Игорь Ледогоров, "жил"
всего 6 недель. Для примера: спектакль "Святая святых" в театре
Советской армии, в котором играл Ледогоров, шёл 12 лет. В Новой
Зеландии об этом даже мечтать не могут, потому что у них нет
театра, который просуществовал бы столько лет.
Он никогда и никого не обременял своими проблемами со
здоровьем, хотя у него очень сильно болели суставы. И только
когда, когда терпеть стало уже невозможно, он обратился к
врачам. Диагноз был страшен: всего лишь несколько дней жизни
могли гарантировать новозеландские врачи Игорю Ледогорову. Они
были в шоке, не могли понять, как он терпел такую боль, и только
когда им сказали, что перед ними известный русский актер,
понимающе закивали головами.
Он прожил еще целый месяц, помогло лечение, ему
становилось лучше, боль уходила, друзья и коллеги ему звонили из
Москвы, и он подолгу говорил с ними, делился планами… Творческая
жизнь Игоря Вадимовича Ледогорова была длинной, насыщенной и
интересной; герои, образы которых он создавал на экране, не были
суперменами, но они всегда отстаивали идеалы добра и
справедливости.
В своём последнем интервью на родине на вопрос: "Всего
ли вы достигли, чего хотели, или же ещё остались несбывшиеся
мечты?" - он ответил, что, когда человек перестаёт мечтать, он
перестаёт жить. Его последняя мечта выйти на сцену сбылась
незадолго до смерти. Роль Фирса стала последней в биографии
Игоря Ледогорова. Десятого февраля 2005 г. он скончался в
городе Гамильтон в Новой Зеландии.
Информация: Черноголовская газета
Знаменитые корабли, к сожалению, тоже
умирают. Шхуна "Запад" в наши дни.
Статьи о
Г.Я. Седове
" Фильм Георгий Седов". Триумф и
Трагедия. Роль Игоря Ледогорова |
|