Маркова Елена
Николаевна, руководитель музея Арктики имени Г.Я. Седова школы
№336 г. Санкт-Петербурга
Майорова Елена Николаевна, директор школы №336 г.
Санкт-Петербурга до 2013г
Директор Ленинградской школы №336 начала 70х Гордин Э.И.
Делегация Седовской школы в школу №336 г. Ленинграда, 1970г
г. Ленинград, ул. Седова, 1970г
Школа №336 г. Санкт-Петербурга
Празднование 100-летнего юбилея Г.Я. Седова в школьном музее
Экспозиции школьного музея Арктики
|
ЕЛЕНА НИКОЛАЕВНА
МАРКОВА,
РУКОВОДИТЕЛЬ МУЗЕЯ АРКТИКИ И АНТАРКТИКИ ШКОЛЫ №336 г.САНКТ-ПЕТЕРБУРГА ДО 2011ГОДА
Елена Николаевна Маркова - руководитель школьного музея Арктики
школы №336 Невского района г. Санкт-Петербурга. О себе
говорит кратко: (в 1965-75 годах училась в 345 школе Невского
района, была октябренком, пионером, членом Совета дружины,
комсомолкой, секретарем школьной комсомольской организации,
работала экскурсоводом в школьном музее им. Авдеенко, выезжала
в комсомольско-молодежный трудовой лагерь под Лугу, ездила в
Польшу в составе школьной группы, в 1976 году поступила в ЛГПИ
им. Герцена на факультет географии и закончила его в 1981 году).
Учитель географии и истории Санкт-Петербурга ГОУ СОШ № 336,
руководитель школьного музея Арктики им. Г.Я.Седова. Имеет
высшее образование. Педагогический стаж - 29 лет, работала
учителем, классным руководителем, педагогом дополнительного
образования и заместителем директора по учебно-воспитательной
работе. Награждена Грамотой Министерства Образования. Ветеран
Труда с 2006 года. Организатор гражданственного и
патриотического воспитания подрастающего поколения в рамках
Детской организации «Юные за возрождение Петербурга".
Дела
давно минувших дней…
«Нет, им над картами не зря
Вновь видится простор ледовый.
Мальчишек с улицы Седова
Зовут далёкие моря».
В эпиграфе, посвященном ребятам из
совета школьного музея, отражено трогательное отношение общества
и государства к подрастающему поколению 70-х годов
прошлого века. Трудно писать о государстве, которого вот уже 20
лет не существует. Ещё труднее писать о делах того времени,
нужно ли знать о них нынешнему поколению? Поколению
потребителей, воспитанных рыночной экономикой и ориентированных
на рынок. Кто придёт после них? Решила, что нужно начать
разговор - ради памяти тех, кто создавал дороги и предприятия,
летал в космос и защищал границы, ради тех, кто ушел из жизни в
конце 90-х, так и не приняв новые экономические отношения. Нужно
бережно хранить информацию о своей Родине, чтобы не прерывалась
связь поколений и, как можно меньше становилось семей, которые
не знают уже ничего о своих прабабушках.
Наши дети обязаны знать, что именно в 60-80
годы XX века была построена большая часть инфраструктуры
современной России. Они лучше будут понимать своих учителей и
родителей, когда узнают, как была налажена система обучения и
воспитания в школе, почему молодёжь постоянно ездила осваивать
необъятные просторы нашей Родины на комсомольско-молодёжные
стройки, а школьники летом могли три месяца отдыхать в
оздоровительных пионерских лагерях за символическую плату. Всё
молодое поколение в масштабах страны было охвачено
мероприятиями Всесоюзного физкультурного комплекса «Готов к
труду и обороне СССР» в возрастных группах: «Смелые и ловкие» —
мальчики и девочки 10 —13 лет, «Спортивная смена» — подростки
14—15 лет, «Сила и мужество» — юноши и девушки 16—18 лет.
По итогам сдачи нормативов выдавался значок, отличающийся
дизайном. Двадцать лет назад не звучало презрительно-холодное
«это твои проблемы», потому что человек человеку в том
государстве был «друг, товарищ и брат», по-крайней мере,
это декларировалось СМИ и официальной пропагандой. Данные
ценности были фундаментом, на котором строилось все
воспитание подрастающего поколения. Забота, солидарность и
круговая порука были нормой жизни. Для всех граждан было
доступно бесплатное высшее образование и медицинское
обслуживание. Заводы и фабрики готовили для себя пополнение в
профессиональных училищах и специальных
профессионально-технических заведениях. Выплачивались стипендии.
Бесплатными были спортивные секции и кружки. Взрослые
граждане (ветераны, рабочие, военные, полярники, учёные и
писатели) любили приезжать в школы, проводить беседы и делиться
своим опытом с учащимися безвозмездно. Государственные
учреждения шли навстречу школе и помогали материалами и
специалистами в создании музеев, в ремонте школы, выделяли
автобусы для выезда школьников на экскурсии, спонсировали лучших
учащихся на поездки в страны Восточной Европы и на Черноморское
побережье Кавказа, в Крым. Их называли ласково - «шефы».
Школьники, в свою очередь, проходили трудовую практику на
заводах и фабриках района и ездили в
комсомольско-молодёжные лагеря для помощи сбора урожая в
подшефные совхозы.
24 августа 1974 года в Анадыре состоялось
торжественное открытие Дворца пионеров, построенного на
средства, собранные пионерами всей страны. На счету у пионеров
70-х годов много и других трудовых дел. Во время проведения
всесоюзных пионерских операций «Пионерские рельсы - БАМу», «БАМу
- пионерские поезда», «Миллион - Родине!», «Дары родной
природы», «Зернышко», «Живи, книга!» и других, пионерами было
собрано огромное количество металла, макулатуры, ценных
лекарственных и пищевых растений, сбережены тысячи книг и
учебников. Высажено огромное количество деревьев и кустарников.
Воспитание трудом, оздоровление подрастающего поколения,
массовый спорт, профориентация и формирование разносторонне
развитой личности – вот неполный перечень задач, которые
решались советской школой в 60-80 годы XX века. Это был заказ
государства.
В школах, именно в это время, стали открываться
музеи для усиления патриотического воспитания учащихся.
Экспозиции школьных музеев создавались под руководством
государственных музеев, тематико-экспозиционный план чётко
выверялся и утверждался членами специальной комиссии
музея-куратора. Школьные музеи принимались по результатам
аттестации отделом образования и проходили обязательную
аттестацию каждые 5 лет. В фондах школьных музеев можно найти
экспонаты, переданные в дар музею частными лицами и
государственными организациями и музеями, которые осуществляли
помощь в становлении новичков.
В школьных музеях принимали в октябрята и
пионеры, встречались с интересными людьми. Экскурсии проводили
специально обученные школьные экскурсоводы, осуществлялась
научная и поисковая работа по тематике музея. Особо относились к
ветеранам – их окружали заботой: ходили за продуктами и
лекарствами, приглашали на концерты и уроки Мужества. С целью
пополнения фондов музея, расширения кругозора и воспитания
коммуникативной культуры учащиеся выезжали в поисковые
экспедиции за пределы региона. Дети включались в массовые
походы и экспедиции, проводимые в СССР (Всесоюзный поход
комсомольцев и молодежи по местам революционной, боевой и
трудовой славы советского народа, Всесоюзная туристская
краеведческая экспедиция пионеров и школьников «Моя
Родина— СССР»).
Пионерские отряды в школе формировались в 4
классе. Долго выбирали имя героя для отряда. Ученики хорошими
поступками и отличной учёбой добивались чести носить имя героя.
Я хорошо помню, как в 4 классе предложила название своему отряду
- «Гайдаровцы», моим одноклассникам понравилось и через какое-то
время на смотре строя и песни мы уже пели песню о Гайдаре -
«Слышишь, товарищ, заря занимается…»! Мы помогали отстающим
учащимся в учёбе, брали шефство над младшими школьниками,
выполняли ежедневные поручения. Часто на рукавах пионерской
формы или пилотках (бескозырках) вышивали имя героя, которое
носил пионерский отряд. Получали поисковые задания от Совета
музея, создавали летописные альбомы-рапорты по итогам поиска,
участвовали в мероприятиях, посвященных памятным датам и
Всесоюзным маршам пионерской организации им. В.И.Ленина. Мы все
время были заняты деятельностью (кто-то больше, кто-то меньше,
но свободного времени для пустого ничегонеделания не было).
В 70-80 годы в 336 школе была правофланговая
дружина и один из лучших в районе - школьный музей Арктики им.
Г.Я.Седова
. Право носить имя отважного полярного исследователя
Г.Я.Седова
пионерская дружина школы завоевала ещё в середине 60-х годов.
Интересной была работа педагогического коллектива
по патриотическому воспитанию, а именно – в игровой форме
проводилась Морская неделя в феврале, посвященная Дню
Советской Армии и годовщине похода
Г.Я.Седова к Северному полюсу. Директор школы издавал приказ
по Морской флотилии, в котором назначал старшую вожатую –
штурманом, учителей – старшими лейтенантами, председателей
советов отрядов – мичманами, учащихся – моряками. Директор был
командующим флотилией. Все помещения именовались морскими
терминами: пионерская комната – штурманская, классы – кубрики,
столовая – камбуз, спортивный зал – машинное отделение. Камбуз
находился в трюме, коридоры на этажах назывались нижняя, средняя
и верхняя палуба. Мичманы отрядов в конце дня сдавали рапорт в
штаб флотилии о боевой (учебной) подготовке юных моряков и
количестве направленных на гауптвахту. Дежурный класс назывался
дневальным отрядом, провинившиеся учащиеся направлялись в конце
дня на гауптвахту.
Лучший отряд определялся каждый день по
результатам учебы и поведения, результаты вывешивались на экране
соревнований. Во время Морской недели проходили смотры военной
песни и строя, встречи с учащимися Морского колледжа,
полярниками и ветеранами, проводились уроки Мужества, отряды
сдавали результаты поисковой работы в комиссию Совета музея,
ездили на экскурсии, проводили конкурсы рисунков и
поделок. По итогам Морской недели определялся лучший отряд,
который награждался автобусной поездкой на экскурсию по
Ленинграду или в другой город.
Традиционными для школьников стали поездки
в Приазовье на родину
Г.Я.Седова
(первая поездка в 1970 году под руководством директора Гордина
Э.И.), в Архангельск, где началась экспедиция
Седова и
в Мурманск. В результате поисковой работы школьников накопился
огромный материал о подвиге советских людей, которые внесли
неоценимый вклад в освоение Северного Ледовитого океана .
Начальник комсомольско-молодежной станции «СП-19» А.Н.Чилингаров
в своей книге «Под ногами остров ледяной» тепло отозвался о
полезном начинании ребят из 336 школы и помог создать клуб
«Арктика».
Умело направляли
поисковую работу педагоги школы - директор школы Гордин Э.И. и
учитель русского языка и литературы, руководитель школьного
музея Левашова В.К. Более четырех тысяч экспонатов – книги,
рисунки, фотографии, воспоминания полярников, научные приборы и
инструменты представлены в школьном музее. Юные «Седовцы»
провожали в путь корабли, уходившие в арктические рейсы.
Ребята писали полярникам о своих школьных делах, получали добрые
письма от исследователей Севера. Не одному выпускнику
помогла определить свое призвание увлекательная поисковая работа
– далеко за Полярным кругом пролегли пути выпускников
школы, принявших эстафету поисков и открытий.
Драгоценными экспонатами в школьном музее
были кусочки русского флага, найденные на могиле Седова на
острове Рудольфа и приазовская земля с родины
ученого-исследователя. Эту землю привезли ребята из первой
экспедиции в поселок
Седово. В школьном музее был представлен макет дрейфующей
станции «СП-19», выполненный полярником. Участник дрейфа «СП-25»
Яковлев Н. принес ребятам костюм полярника, на видном месте в
музее хранился символический ключ от Северного полюса. Гордились
юные полярники и выпускником их родной школы - В.Орловым,
побывавшем на Северном полюсе. Кают-компания «СП-27» под Новый
год была украшена новогодними подарками и рисунками,
которые отправили в подарок полярникам ученики 336 школы.
До 1991 года страна жила одними ценностями,
осуществлялась преемственность поколений, государство
определяло, какого человека должна воспитывать школа.
Воспевался человек труда, патриот и герой. В 1991 году закончила
работу последняя советская полярная станция «СП-31» в Арктике. С
развалом СССР, ушла в небытие пионерская и комсомольская
организации, экономика страны сменила ориентацию. Появилось
новое капиталистическое государство. Рыночной ориентацией
охвачена не только сфера деловых экономических отношений, но и
сфера мышления. Мышление предполагает функцию быстроты реакции,
быстроты овладения ситуациями, чтобы успешно
ориентироваться в них. Существующая система образования теперь
стала ориентироваться на развитие смышлености,
сообразительности, рассудка, но не разума!
Для манипулятивных целей, преследуемых большинством в
современном обществе, достаточно иметь поверхностные знания.
Само знание становится товаром. Цель современного обучения
состоит в том, чтобы приобретать как можно больше информации,
причем наиболее полезной для ориентации в рыночной ситуации.
Не интерес к изучаемому предмету, не
заинтересованность познанием как таковым, а повышение размера
меновой стоимости, обеспеченное знанием, - главное побуждение к
получению образования. Деньги, престиж и власть – вот стимулы и
цели. Человек пребывает в иллюзии, что он действует в своих
собственных интересах, тогда как в действительности он служит
чему угодно, только не своим собственным интересам. Для него
важно все, кроме его собственной жизни и искусства жить.
Воспитанием же занимаются интуитивно и вопреки «заказу»
общества. К сожалению или к счастью «заказ» капиталистического
общества потребления не может быть выполнен педагогами, которые
не могут принять ценности этого общества, т.к. воспитывались
совсем в другом государстве. Большинство педагогов
современной российской школы находят в себе внутренние резервы и
продолжают воспитывать в детях доброту, взаимовыручку,
порядочность, трудолюбие, толерантность, любознательность,
милосердие и потребность в красоте, гармонии и порядке –
качества, не приветствующиеся обществом потребления, где «каждый
сам за себя».
Нас учили когда-то в педагогическом
институте, что цель человеческой жизни следует понимать как
раскрытие его сил и возможностей в соответствии с законами его
природы. Это азы гуманистической этики, которой уже более двух
тысяч лет. Беда выпускников современной школы в том, что
зачастую они социально не защищены. Не защищены потому, что их
воспитывают социально незащищенные педагоги. Современное
общество, как на Западе, так и у нас в стране стоит в оппозиции
к гуманистической этике, процесс становления человеческой
цивилизации мучительный и трудный, но он - необратим и скорость
включения поколений в процесс обучения гуманистическим ценностям
увеличивается в геометрической прогрессии.
Последние годы отмечены ростом
благосостояния нашего общества. Государство решает многие
социальные вопросы в пользу человека. В 2003 году
возобновились планомерные исследования в Арктике, началась
ожесточенная борьба за месторождения углеводородного топлива на
шельфе Северного Ледовитого океана. Россия уверенно
восстанавливает утерянные позиции и занимает свое место в
мировом сообществе. Парадокс времени - современная школа сейчас
находится на несколько шагов впереди общественного
сознания, потому что традиционно относится к наиболее
консервативной из отраслей. Это своеобразная инверсия, полезная
социуму. Школа – хранитель традиций культуры, стабильности,
ценностей. Она осмотрительно и мудро отнеслась к нововведениям
90-х годов и оказалась сейчас в авангарде общественного
развития. В современных школах с разной долей успешности
ведется экспериментальная работа по самым разным направлениям
деятельности – содержанию, технологиям, сопровождению
образовательного процесса, воспитанию и организации учебной
жизни. Это вселяет оптимизм и надежду, что в недалеком
будущем Россия обязательно превратится в страну развитого
социализма – общества с равными возможностями для каждого
человека.
Школьные музеи - как маяки, не дают
прерваться связи поколений, здесь представлены общечеловеческие
ценности и сохранилось все лучшее, что принадлежало ушедшей
эпохе. 07.04.2010.
P.S. В ноябре 2011г, когда школу №336 посетил Максим Лях,
Елена Николаевна уже не работала в этой школе.
1. Эмблема клуба "Арктика"; 2. Один из дипломов музея школы №
336
Музей
Арктики имени Г.Я. Седова школы №336 г.
Санкт-Петербурга |
|