|
Анатолий
Николаевич Сахаров (3/16.07.1905 - 6.10.1953)
3 (16) июля 1905 года в Архангельске в семье штурмана (с 1914-го
- капитана) дальнего плавания Николая Максимовича Сахарова
(1876-1932) и жены его Анны Егоровны родился второй ребенок из
трех - сын Анатолий Николаевич Сахаров. В историю он войдет
безаварийным ледовым капитаном с 22-летним стажем, участником
операции в Гренландском море по выводу из ледового дрейфа в
декабре 1939-го - январе 1940-го ледокольного парохода
"Г. Седов",
участником полярных конвоев QP-4 (1941) и PQ-18 (1942),
лоцманом (1942-1945), воспитателем плеяды известных ледовых
капитанов.
Анатолию было 7 лет, когда отец его в
1912 году ушел штурманом на "Святом мученике Фоке" с экспедицией
Георгия
Седова. Когда в 1913-м капитан Захаров покинул судно, а в
марте 1914-го погиб Г. Я. Седов, именно Н. М. Сахаров
благополучно привел "Св. Фоку" с оставшимися на борту
членами экспедиции в Архангельск в августе 1914 года.
После гимназии Анатолий хотел
поступить в Горный институт, но не был принят по причине
непролетарского происхождения: у отца был собственный дом в
Архангельске, хотя и построенный на средства, заработанные
собственным трудом. Поступил на судоводительское отделение
Архангельского техникума водных путей сообщения. С 15 лет (1 мая
1921) ходил на судах матросом, плотником, боцманом: заболела
туберкулезом одна из сестер, нужно было помогать семье. В 24
года (11 июля 1929) стал штурманом. В 25 лет (15 июня 1931) по
рекомендации выдающегося ледового капитана и исследователя
Арктики Артура Карловича Бурке был принят старшим
помощником на мотосудно "Белуха", а позднее А. Н. Сахаров стал
его капитаном (17 декабря 1931).
В 1934 году на судне "Пахтусов" под
командованием капитана А. Н. Сахарова в Карском море работала
экспедиция Я.Я.Гаккеля, которую он в ноябре доставил в
Ленинград. На всю жизнь этих людей связала крепкая дружба. Одну
из своих четырех дочерей Анатолий Николаевич назвал
непривычным северянам именем Нонна, потому что очень ему и его
жене понравилась задорная дочурка Гаккелей с этим именем.
Женившись, в ноябре 1934-го Анатолий
Николаевич ненадолго расстается с морем: работает в
конструкторском бюро ОСВОДа над проектом траулера для перевозки
живой рыбы. Но уже 25 мая 1935 года он вновь на капитанском
мостике. В 1936-м старшим помощником (капитан Н. И. Хромцов)
Сахаров участвует во 2-й Высокоширотной экспедиции на "Садко" с
цветом советской арктической науки на борту. В 1937-м - он
групповой капитан трех испанских судов, взятых во фрахт.
Проявив недюжинную самостоятельность, он не допустил зимовки
двух из них в Арктике, где вмороженным с 1937-го на 1938 год
оказался почти весь арктический флот страны.
В 1939-м А. Н. Сахаров - капитан парохода
"Сталинград". В декабре 1939-го - январе 1940 года "Сталинград"
в условиях полярной ночи снабжает в Гренландском море
углем и водой ледокол "Иосиф Сталин", который 30 суток
пробивался навстречу пароходу
"Г. Седов", чтобы вывести его из дрейфа. Шла
советско-финская война. Маяки не работали. Связь по радио - в
экстренных случаях. "Сталинград" имел пробоину. В море жестокие
штормы. Уголь низкокалорийный, с большой примесью породы.
Кочегары надрывались. 17-18 января 1940 года пятнадцать часов в
открытом море при сильной зыби шла перегрузка 600 тонн угля
со "Сталинграда" на спасенный
"Г.Седов".
Капитан последнего
К.С. Бадигин так напишет об этой операции в книге о дрейфе:
"Г. Седов"
и "Сталинград", соприкасаясь бортами, прыгали на воде как
пробки". Немало строк посвятил
Бадигин
и подвигу А. Н. Сахарова: "Я хорошо знал этого молодого смелого
капитана, который без боязни вступил ночью во льды, чтобы
самостоятельно пробиться к нам и поскорее доставить топливо. Уже
в 1937 году, когда я плавал на "Садко" (2-м штурманом - Л.Б.),
он работал старшим помощником капитана на этом
первоклассном ледокольном пароходе: В своих кожаных галифе,
заправленных в носки, и в туфлях Сахаров отнюдь не походил на
типичного морского волка. Но он пользовался большим уважением и
авторитетом как прекрасный специалист, отлично знающий свое
дело".
Л. Бойко, историк-краевед.
|
|