Георгий Яковлевич Седов
Проводы экспедиции Г.Я. Седова в
Архангельске, 1912 г
На "Святом Фоке" перед отплытием"
После дрейфа седовцы принесли цветы на остров Шилов к остаткам
"Святого Фоки" |
О
патриотизме настоящем и мнимом
[2005-04-21]
Словарь С. Ожегова растолковывает
слово патриотизм как "преданность и любовь к своему
Отечеству, к своему народу". Это чувство воспитывается с
малого возраста. Сверстники моего поколения старались быть
похожими на героев гражданской войны из кинофильма "Чапаев". В
школьной библиотеке за книгой "Как закалялась сталь"
стояла очередь! Именно патриотизм нашего народа стал главным
фактором победы над врагом в Великую Отечественную: как на
фронте, так и в тылу. Сегодня я хочу рассказать о настоящем
патриоте Родины Г.Я. Седове, который положил начало освоению
Северного Полюса. 23 апреля ему исполняется 128 лет со дня
рождения.
В довоенные годы в нашей
ребячьей среде первосоломбальских деревень прошел слух, что на
острове Шилов есть брошенный корабль. Переплыв на карбасе
реку Кузнечиху, мы прочесали остров и, действительно, на берегу
его юго-восточной части обнаружили остатки деревянного
судна. Сохранился только киль и часть нижней обшивки. О находке
я рассказал отцу. Он сказал, что это корабль экспедиции Георгия
Седова к Северному Полюсу. В 1912 году мой отец, который
тогда служил в рекрутах в казарме Восстания, стал свидетелем,
как уходила в далекое плавание эта экспедиция. Вместе с
товарищами он был в числе многочисленных провожающих на
набережной Соломбалы. По рассказам отца я понял, что народ в то
время с большой симпатией относился к исследователю Северного
Полюса.
Георгий Яковлевич Седов еще в детстве
поставил себе цель освоить Северный Полюс и всю жизнь шел к ее
осуществлению. После окончания мореходного класса в
Ростове-на-Дону он получил звание штурмана дальнего плавания,
потом был произведен в поручики. В 1902-1903 годах он
участвовал в гидрографической экспедиции в Северном Ледовитом
океане. Во время русско- японской войны (1905 год) командовал
эсминцем. Мечта об освоении Северного Полюса не покидала его, и
в 1912 году он выступил с проектом санной экспедиции к
Северному Полюсу. Для экспедиции выбрали парусно-моторную шхуну
"Святой мученик Фока".
Интересна история этого корабля.
Первоначальное название судна, построенного в 1870 году в
небольшом норвежском городке для добычи морского зверя, -
"Гейзер". В 1898 году его приобрели мезенские зверопромышленники
- братья Юрьевы. Судно было приписано к Архангельскому
порту и переименовано. Затем его купила Мурманская
научно-промысловая экспедиция, а в 1909 году шхуна стала
собственностью зверопромышленника В.Дикина. В конце 1911
года в доке товарищества Архангельско- мурманского пароходства
провели ремонт подводной части "Св. муч. Фоки" (в честь корабля
потом была названа бухта на Земле Франца-Иосифа). Несмотря
на более чем сорокалетний возраст "Св. муч. Фока" был пригоден
для полярных плаваний.
Архангельск стал базой снаряжения
экспедиции. Снаряжение корабля проходило у причала Соломбалы
(ныне улица Г. Седова) Готовясь к плаванию, экспедиция
арендовала дом купца Чеснокова. На втором этаже жил Георгий
Яковлевич с супругой, на нижнем - члены команды. Около этого
здания развернули строительство трех разборных домов, специально
предназначенных для зимовки на Земле Франца Иосифа.
Соломбальцы тепло и радушно принимали
экспедицию, помогали, кто чем мог, желали ей скорейшего
возвращения. Публичные же проводы экспедиции в начале сентября
1913 года проходили в центре Архангельска, на Красной пристани,
и превратились в настоящий праздник. О своих воспоминаниях
свидетель проводов экспедиции Седова Борис Шергин пишет:
"Выдвинувшись несколько вперед Г.Я. Седов глуховатым голосом
прочитал приказ об отплытии, потом в его руке и руках
вице-губернатора и других важных лиц из провожающих
появились стопки с красным вином. Выпили за удачу экспедиции,
грянул оркестр. Провожали криками "ура" и звоном колоколов
кафедрального собора, а также Рождественской и Воскресенской
церквей. На проводы экспедиции собралось около тысячи человек.
Стоящие в гавани корабли салютовали уходящему судну флагами и
звоном корабельных колоколов".
Путь судна был тяжелым. В 1914
году, несмотря на неожиданную тяжелую болезнь Седова, экспедиция
продолжала двигаться на север. 5 марта Георгий Седов скончался
от цинги и был похоронен на мысе Аук острова Рудольфа. 7 августа
1914 года шхуна "Св муч. Фока" покинула Землю Франца-Иосифа и 7
сентября вернулась в Архангельск.
Но какова была вера в осуществление мечты! Уже
будучи больным, Седов написал: "В сегодняшний день мы выступаем
к Северному Полюсу. Это событие для нас и нашей Родины. Об
этом мечтали великие русские люди - Ломоносов и Менделеев".
Экспедиция Седова, несмотря на ряд
неблагоприятных обстоятельств, произвела ряд ценных научных
исследований, главным образом, в области метеорологии, геологии,
гидрографии. Были сделаны также наблюдения за приливами и
состоянием льдов. Без сомнения, жизнь Г. Седова - яркий пример
для подражания всех поколений.
Судно "Св. мученика Фока" после
возвращения в Архангельск встало у пристани дальнего плавания и
какое-то время служило жильем для команды экспедиции.
Потом оно осталось совсем без хозяина. В Архангельске не нашлось
никого, кто бы взял на себя заботу о нем. По заключению
специалистов порта, судно следовало бы поставить в док для
осмотра повреждений и определения целесообразности
ремонта. Между тем оно оставалось у пристани, вскоре из него
перестали откачивать воду. Жуликоватый секретарь комитета по
снаряжению экспедиции Беловенец писал
начальнику порта: "Посоветуй, как дешевле и скорее отделаться от
судна".
После всех злоключений "Св. муч. Фоку"
течением унесло в один из рукавов Северной Двины Кузнечиху и
выбросило на остров Шилов. Несмотря на просьбы горожан
сохранить судно для потомков, власть не удосужилась этого
сделать и погубила корабль.
В своей жизни я не раз встречался с
именем Г.Я. Седова. Особенно памятны два события. Осенью 1966
года вместе с другими жителями города я встречал ледокол
"Георгий Седов", возвращавшийся из последнего рейса. Это был
незабываемый день. На Двине - строй боевых кораблей, оркестры на
берегу. На Красной пристани да и вдоль всей набережной, очень
многолюдно. У многих на глазах слезы. Все знали, как много
сделал ледокол не только для полярных исследований, но и во
время Великой Отечественной войны, сопровождая караваны
союзников с вооружением, боеприпасами и продовольствием. На
митинге звучали лозунги: "Героя Арктики - на вечную
стоянку!" Но власть снова распорядилась по-своему: прошло время,
и судно отправили на металлом.
Другое памятное событие. В 70-х годах в Соломбале
на набережной, носящей имя Г.Я. Седова, жители организовали
праздник в честь дня его рождения. Людей собралось много. Среди
них ветераны-полярники, высказавшие мысль о том, что неплохо
было бы сделать музей в доме, откуда отправилась экспедиция
Седова.
Власти поддержали эту инициативу и
согласились перенести дом, так как он находился в зоне застройки
цеха Соломбальского машиностроительного завода. Но в одну
из ближайших ночей дом сожгли. Два периода, две эпохи, а принцип
уничтожения исторического наследия -один и тот же.
И все же я верю, что доброе имя
Георгия Седова не забудется в веках. Его набережную в Соломбале
надо бы обустроить, чтобы она стала местом отдыха и
взрослых, и детей. Надеюсь, что когда-нибудь Георгию Седову
поставят на ней памятник, символизирующий патриотизм и
безграничную любовь к Родине.
Виктор СТАРИЦЫН, У Белого моря
Памятник Г.Я. Седову на набережной Седова в Архангельске
Статьи о Г.Я. Седове
|
|