Андрей Ипполитович Вилькицкий
Борис Андреевич Вилькицкий
"Таймыр" у Северной Земли
Мыс Берга, Северная Земля. Подъем русского флага |
Из
"писем к ближним"
Михаил Осипович Меньшиков
СИЛЬНЫЕ ЛЮДИ
Как красиво начинает свою
карьеру молодой моряк флигель-адъютант Вилькицкий! Он уже два
года назад сделал громкие географические открытия в Ледовитом
океане, он нашел новые острова и даже "земли", - он только что
завершил блестящее путешествие от Владивостока через Берингов
пролив, вдоль сибирского побережья до Архангельска. Не
путешествие, а феерическая поэма. Правда, полярное плавание
длилось что-то 16 месяцев, как это бывало в парусные времена
Кука и Магеллана. Маленькую эскадру г. Вилькицкого не раз
затирало льдом. Заходила речь уже о возможности гибели, о
необходимости идти на помощь и т. д.
Но неожиданно ледяные поля
расходились, и прекрасно оборудованная эскадра тотчас
пользовалась случаем, чтобы продвинуться дальше к западу, из
ледовитых объятий поближе к теплой океанической струе. Я не имею
чести знать лично знаменитого моряка. На докладе его в главном
гидрографическом управлении я любовался его сильною и
представительною наружностью, обещающею долгий век.
Флигель-адъютант Вилькицкий - сын моего сослуживца в молодые
годы, тоже известного ученого моряка, скончавшегося недавно в
чине полного генерала. Как жаль, что Андрей Ипполитович не дожил
до триумфов своего сына-героя! Говорю - героя, ибо помимо других
прекрасных качеств, чтобы путешествовать вблизи полюсов, нужно
иметь именно это свойство - героизм.
Впрочем,
тысячью громов современная действительность кричит, что для
совершения крупных дел мало одного героизма. Разве мало
моряков-героев поглотил хотя бы тот же арктический океан! В
течение столетий оба океана, таящие в себе оконечности земной
оси, являются двумя наиболее трагическими театрами на земле.
Одно поколение героев-путешественников за другим шло на осаду
неприступных тайн, обвеянных ужасами холода и полярной ночи.
Долгое время гибель была тут правилом, благополучное возвращение
- исключением, но наконец оба полюса открыты - и почти
одновременно. И оба они были открыты не простым героизмом, а
сочетанием его с современной техникой. Секрет разрешается
необыкновенно просто. Для больших целей нужны большие средства,
вот и все. "Как-нибудь" да "кое-как" никогда не делалось ничего
великого, и особенно невозможно подобное великое теперь, когда
наши предки "кругом обобрали свое потомство в отношении открытий
и изобретений". Подите-ка, поищите на земной поверхности
квадратный фут земли, "на который никогда не ступала бы нога
европейца!" Вы его найдете с величайшим трудом и с затратою лишь
целого капитала на экспедицию. Вспомните недавнюю охоту
Рузвельта в центральной Африке. Небогатые деньгами
правительства России и Китая еще могли бы сдавать в аренду для
богатых globtrotter'oв (Путешественник, первопроходец (нем.).)
уголки, "которых не касалась нога европейца", - но, в общем, с
прокурорской подозрительностью обследованы и весь свод
небесный, и земная суша, и глубина морей. Флигель-адъютант
Вилькицкий один из тех немногих, что имеют счастье закончить
паспортные приметы земли и поставить под наукою географии
заветное слово: "Конец". Или никогда не будет конца пытливости
человеческой? Или географы, заключив инвентарь поверхности
земного шара, зароются в пещеры, пропасти, пучины морей, в
потухшие жерла вулканов, чтобы добавить еще одну, хотя бы
крохотную подробность?
Восхищаясь героизмом, распорядительностью и морским
талантом флигель-адъютанта Вилькицкого, мне кажется, мы должны
отдать дань благодарности и тому учреждению, которое снарядило
эту экспедицию. Отмечая дальность и меткость снаряда,
долетевшего до славной цели, не грех помянуть и пушку, откуда он
вылетел, и главного пушкаря. Таким пушкарем является, по моему
мнению, нынешний начальник главного гидрографического управления
генерал М. Е. Жданко. Сам ученый моряк и старый гидрограф, он,
кажется, открывает новую эру в области наших гидрографических
исследований, а именно: для крупных задач он употребляет
достаточно крупные средства. Прежде это делалось у нас не так.
Прежде гидрография русская, как, впрочем, и все отрасли
морского, военного и вообще государственного дела, пребывали в
полупараличе вследствие одной ужасной вещи: денег не было.
То есть деньги-то были, но каким-то чудом
они таяли в воздухе и исчезали, оставляя на производительные
нужды иногда смехотворно малые суммки. Поэтому все наши
производительные нужды и обслуживались всегда "на скромных
началах", т. е. в условиях сокращенности и дешевки. Там,
где нужна бывала экспедиция, назначали партию, где нужен был
хороший паровой крейсер, давали старинную шхуну или давно
выслуживший свой век тихоходный транспорт. Поэтому то
обследование, которое можно было сделать в год, ухитрялись
растягивать на десятки лет, причем сама описываемая природа
успевала изменить свои очертания и формы. Насколько я знал
покойного А. И. Вилькицкого и некоторых других гидрографов, они
обладали достаточным героизмом, чтобы пройти по пути
Норденшельда, Нансена и даже Пири с Шекльтоном и Амундсеном,
только... у них не хватало средств этих счастливых иностранцев.
По народной пословице у нас на грош хотели купить пятаков, но
это очень плачевная хитрость. Экспедиция храброго Седова
доказала еще раз, до чего опасна грошовая экономия, а экспедиция
г. Вилькицкого - сына доказала, как выгодна роскошь хорошей
подготовки. Для открытия Северного полюса мы ничего не придумали
лучшего, как купить старую и слабую шхуну "Роса" (что значит
по-латыни "тюлень"), перекрестить ее в "Св. Фоку", кое-как
снарядить на скудные общественные пожертвования и пустить к
полюсу. Коротко и просто! Покойный Вилькицкий - отец был против
такой постановки дела.
Когда ко мне в Царское Село приезжал два раза
Седов, а также после его памятного доклада в зале армии и флота
я откровенно высказывал ему, что не верю в успех его
путешествия. И супруге его я говорил то же самое: не отпускайте
мужа. И в "Новом Времени" писал тоже: сочувствую, но не верю,
ибо путешествия к полюсу совсем не так делаются, не так
подготовляются. К глубокому сожалению, наши с А. И. Вилькицким
предчувствия оправдались. Экспедиция Седова кончилась
трагически, а экспедиция молодого Вилькицкого кончилась
блестяще. Почему? Потому только, что на первую экспедицию
пожалели средств, а на вторую не пожалели. Послали не одно
судно, а целый небольшой отряд, и суда дали хорошие, со
специально полярными обводами, с сильными машинами и ледоломами,
и команду подобрали превосходную, и припасов захватили с
избытком. Не пренебрегли даже такими тонкостями, как
радиотелеграф и гидроплан. Именно эти-то новшества и оказались
спасительными, оказывая ни с чем не сравнимые услуги. Уже
одна возможность сообщаться с отечеством и не чувствовать себя
потонувшими в пространстве несказанно должна была бодрить наших
моряков. Героизм их был вооружен. О, какое это волшебное
сочетание! О, какая трагическая разница - герой, надеющийся на
свой меч, или лишенный его!
Вот почему, поздравляя от всего сердца наш
флот с блестящим, хоть и мирным подвигом фл.-ад. Вилькицкого, я
думаю, что следует помянуть добром и то учреждение, которое
оборудовало эту экспедицию как следует. Пусть это "как следует"
останется лозунгом и в дальнейшей карьере даровитого моряка, и в
дальнейшей карьере флота. Ведь если бы наш флот одиннадцать лет
тому назад был оборудован, как следует, не было бы и тогдашней
войны. Не было бы, вероятно, и теперешней. На вооруженную как
следует Россию не отважился бы напасть ни один враг, ни с
востока, ни с запада.
13 сентября 1915 г.
Комментарий. В статье матерого "журналюги" "Нового времени"
есть неточности и недоговоренности. Для начала отметим, что
судно "Святой Фока" никогда не называлось "Роса", а называлось
оно "Гейзер", переименовано же было задолго до 1912 года.
Это говорит о человеческом равнодушии профессионала пера к
истинной истории экспедиции Седова. Оно и не удивительно,
поскольку именно стараниями услужливого Меньшикова, державшего
нос по ветру, Г.Я. Седову были созданы значительные
трудности. Дело в том, что узнав от своих осведомителей, что
комиссия Морского министерства откажет Седову в
финансировании, Меньшиков разразился фельетоном, где писал, что
никто не знает Седова, и он, дескать, не знает Седова, что нужны
более солидные люди для командования экспедицией. Все это было
враньё, но выгодное министерству. В результате объем
пожертвований резко сократился. Видимо по этой причине и
приезжал Г.Я. Седов в Царское Село. Кстати, именно Морское
министерство аннулировало отпуск радисту, оставив Седова без
радиосвязи. В приведенной статье Меньшиков мечет бисер перед
новым начальником Гидрографического управления М.Е. Жданко,
умалчивая о тех же проблемах, которые были и в экспедиции
Б. Вилькицкого: плохо работала радиосвязь, была цинга.
Но Б. Вилькицкий не был сыном азовского рыбака.
Судно "Святой муч.
Фока" вполне подходило для целей экспедиции
Статьи о
Г.Я. Седове
Статьи об
освоении Арктики |
|