![Фото экипажа судна "Св. муч. Фока". Архангельск, 1912г](images1/Sedov41.jpg)
Фото
экипажа судна "Св. муч. Фока". Архангельск, 1912г
![Фото экипажа судна "Св. муч. Фока", но уже без П. Кушакова. Архангельск, 1912г](pic1/Ek_Foka2.JPG)
Фото
экипажа судна "Св. муч. Фока", но уже без П. Кушакова.
Архангельск, 1912г
![Фото из буклета музея Г.Я. Седова](pic1/Museum.jpg)
Фото
экипажа судна "Св. муч. Фока" из буклета музея Г.Я. Седова тоже
без П. Кушакова. Архангельск, 1912г (под фото в музейном
буклете ошибочно
написано "весна 1912г", на самом деле - июль -август
1912г)
|
Максим Лях
Две
фотографии экипажа «Святого Фоки»
Когда
мне был год, я провел зиму у бабушки в Седово. Потом приезжал
сюда каждое лето, имел в поселке немало друзей. И,
конечно, время от времени приходилось слышать о Георгии
Яковлевиче Седове. Это и не удивительно, поскольку мой прадед
какое-то время сидел с будущим знаменитым путешественником за
одной партой.
Еще в школьные годы, благодаря отцу,
выросшему в поселке у моря и еще учеником освоившим
фотографию, я тоже увлекся этим занятием. Бывало,
ночь напролет мы сидели за фотоувеличителем и печатали с
пленочных негативов фотоснимки. Потом появилась цифровая
фотография, и я прошел в ней все этапы от мыльницы до
профессиональной камеры, стал публиковать свои работы в
различных изданиях.
Как в поэзии нельзя стать
мастером, не читая и не анализируя произведений других поэтов,
так и в фотографии нельзя достичь творческих высот без
знакомства с работами коллег. Постепенно вырабатывается умение
видеть не только содержание фотографии, но и скрытые для
непосвященных качества снимка.
Наверное, именно эти качества
помогли мне сделать небольшое открытие. Однажды брат принес из
музея Г.Я. Седова буклет и там я увидел фотографию, сделанную
летом 1912 года в Архангельске, накануне отправки
экспедиции на судне «Св. муч. Фока». Мне показалось, что
это фото я уже видел, но что-то там было не так. Поискал и
нашел это фото на сайте «Моё Седово» - это была
почти такая же фотография, но все же не совсем такая , она
отличалась от музейной. Кстати, такое же фото, как в
музейном буклете, помещено и в брошюру М. Альтера,
изданную в Донецке в 2007 году, в книгу Ю.А. Сенкевича и А.В.
Шумилова «Их позвал горизонт».
Разница в том, что на одной фотографии есть
ветеринар П.Г. Кушаков, а на другой его нет. Причем,
совершенно очевидно, что это один и тот же снимок.
Кушакова явно «убрали» с оригинальной фотографии. Во-первых,
все абсолютно детали фотографий, позы людей, фон
абсолютно идентичны. Во-вторых, чтобы «убрать» Кушакова,
пришлось вырезать и стоящего сверху матроса. Да и
поза Седова, его левая рука выглядит неубедительно.
Кто, когда и почему
заретушировал ветеринара Кушакова? Ответ на этот вопрос кажется
мне достаточно очевидным. Этот тщеславный, неуживчивый и
заносчивый человек сыграл, прямо скажем, роковую
роль в экспедиции к Северному полюсу. Здесь он
проявился во всей красе. Кушакова ненавидела
практически вся команда, не было никого, с кем бы он не
конфликтовал. Источников достаточно: Н.В. Пинегин,
воспоминания других участников экспедиции, например А.М.
Пустошного, самого Кушакова, дневник Г.В.Линника, Г.Я.
Седова, но, самое главное,- судовой журнал, где, если верить
Кушакову, Седов во время похода к полюсу был практически
здоров. Большинство в экспедиции понимали, что
честолюбивый ветеринар выпроваживает начальника
экспедиции на верную гибель, чтобы занять его место.
«И тут же мысленно я с горечью упрекал
Кушакова, как доктора нашей экспедиции, который изо всех сил
старался остаться за начальника, а ничуть не думал о снабжении
полюсной партии предметами лечения, так как из медикаментов нам
Кушаковым дано лишь следующее:
1. Глазные капли;
2. Вазелин;
3. Бинты;
4. Порошок «Гидро-ваниль ОПО» от головной боли». Это выдержка из
дневника матроса Григория Линника, шедшего к полюсу с Г.Я.
Седовым.
Так что замазать его на фото с большой
вероятностью могли участники экспедиции, возможно, сам фотограф
Пинегин, который тоже не раз конфликтовал с Кушаковым,
даже выпустил на судне по этому поводу стенную газету.
Предполагать, что кто-то зарисовал Кушакова по
идеологическим причинам совершенно нелогично. Такой человек, как
Кушаков, в принципе не мог помешать советской власти, как и
любой другой. Он не был "белогвардейцем", потому что не был
"гвардейцем" по характеру. Если искать
"советский след", то есть серьезная неувязка: почему не
заретушировали Павлова, который был репрессирован и, в
конце концов, расстрелян по абсолютно абсурдному обвинению
НКВД.
Уже после революции П.Г.
Кушаков продолжал работать на Диксоне начальником радиостанции.
На Диксоне, кстати, работал еще один седовец - повар
Пищухин. Заменен состав диксонской партии был летом 1917года,
после этого еще год Кушаков работал по обеспечению
береговой радиосвязи, а в 1919г эмигрировал, обретался в
Лондоне, где след его затерялся.
По-видимому, фотографию заретушировали для
публикации в каких-то изданиях, может быть, в книгах, где не
хотели видеть человека, ответственного в значительной
степени за трагический исход экспедиции. Но поскольку фотоархивы
были у многих членов экспедиции, то в дальнейшем получили
хождение оба фотоснимка. Вот такая история с фотографией.
Максим Лях, г. Москва.
Седовским чтениям-2012 посвящаю
Елена Павловна Афанасьева
Обращаемся к Вам с просьбой
(26.10, 2013г)
Уважаемые друзья! Обращаемся
к Вам с просьбой разъяснить ситуацию с одной из фотографий,
размещенных на этой странице. У Вас она подписана: Группа
участников экспедиции Г.Я. Седова к Северному полюсу. На самом
снимке голубым шрифтом существует подпись: "Группа участников
экспедиции Г.Я. Седова к Северному полюсу перед выходом из
Архангельска весной 1912 года В центре - Г.Я. Седов, слева от
него - географ В.Ю. Визе, справа - геолог М.А. Павлов. и т.д."
Как нам всем хорошо известно, экспедиция Седова отправлялась из
Архангельска не весной, а 27 августа 1912 года. В нашем музее на
стенде уже много лет висит фотография, сделанная Николаем
Васильевичем Пинегиным перед началом похода. В целом обе
фотографии очень похожи. Но на Вашей фотографии "вырезан"
человек, сидящий между Г.Я. Седовым и В.Ю. Визе. Можно считать
данную фотографию "фотошопом". А вот кто автор этого новодела и
по какой причине подобное произошло было бы очень интересно
узнать. Как и то, почему в подписи значится "весна". Достоверно
известно, что весной Г.Я. Седов был в Петербурге, занимался
делами по сбору средств, оформлению отпуска и организации
экспедиции. Команды в том составе, что изображена на снимке,
просто не могло быть. Может быть, кто-то из Вас занимается этим
вопросом и сможет разъяснить происхождение "снимка", а главное,
с какой целью он был "сделан" и где впервые опубликован?
Будем благодарны, если Вы сможете поделиться данной
информацией с нашим школьным музеем. Спасибо. Руководитель
школьного музейного актива
музея
Арктики имени Г.Я. Седова ГБОУ школы № 336 Невского района
г. Санкт-Петербург а, Афанасьева Е.П.
Владимир Лях
Как с фотографии исчез Кушаков
(28.10. 2013г)
Уважаемая
Елена Павловна! Ваш интерес к личности нашего земляка Г.Я.
Седова и обстоятельствам его последней экспедиции заряжают
оптимизмом и желанием продолжать наше сотрудничество на благо
отечественной истории и патриотического воспитания подрастающего
поколения. В сентябре 2012 года в поселке Седово прошли
прекрасно организованные
торжества, посвященные 100-летию начала Первой русской
экспедиции по изучению Северного полюса и полярных стран.
Однако научный уровень непосредственно чтений по ряду причин
был невысоким, по сути дела это было мероприятие для школьников,
хотя и такая работа тоже нужна и важна, но не в заявленном
международном формате!. Наиболее авторитетные краеведы из
Новоазовска в мероприятии не участвовали, в самом поселке Седово
систематически краеведением сейчас не занимается никто. В связи
с этим, нового там прозвучало немного, гораздо меньше даже, чем
поступило в адрес конференции. К сожалению, по итогам чтений
изначально не планировался сборник трудов. Среди материалов,
направленных в адрес чтений и нигде не прозвучавших, была и
статья о двух фотографиях-близнецах участников экспедиции, о
которых Вы пишете.
Вы совершенно справедливо указываете на ошибку в
датировке фотографии, приведенной на нашем сайте в статье про
музей
в поселке Седово. Это фото из музейного рекламного буклета.
К сожалению, в сочинениях местных краеведов катастрофически
много ошибок и это только один из примеров. Частично об этом
есть материалы и на нашем сайте. Конечно же, эти фотографии
сделаны летом, возможно - в августе 1912 года. Петербургская
газета «Петербургский листок» от 14 июня 1912 г. в
заметке "К Северному полюсу" писала: "По поручению комитета
начальник экспедиции лейтенант Г. Я. Седов выезжает в
Архангельск, чтобы заняться заготовлением необходимых припасов".
Теперь о самой фотографии. Об этом пишет в небольшой
заметке Максим Лях, побывавший в своё время в руководимом Вами
школьном музее. Дополним его материал соображениями о цели
ретуширования фотографии 1912 года, предположим также когда и
кем это было сделано. Сама фотография была сделана с целью
пропаганды экспедиции для увеличения притока пожертвований,
которые должны были составить основу бюджета этого предприятия.
Публиковалась она в газете "Новое время", а также, возможно, и в
других изданиях с разрешения Седовского комитета. Изменить
фотографию, естественно, мог только её автор
Николай
Пинегин или же это было сделано по его указанию. Это не
произошло на судне, иначе мы бы узнали о столь неординарном
событии из дневников участников экспедиции или из брошюры
Павла
Кушакова. Кроме того, оригиналы фотографии были у
нескольких членов экспедиции, это говорит о том, что
ретушировать её
Пинегин
изначально не собирался.
Тогда почему он это сделал потом? Основания для столь
неординарного поступка у художника, естественно, были. Мелочный
и не в меру честолюбивый
Кушаков
был ненавидим командой, в экипаже не было людей, с кем бы он не
конфликтовал. Доставалось и
Пинегину,
который даже выпустил на судне сатирическую стенгазету в адрес
"доктора". Немало потрудился ветврач
Кушаков,
чтобы выпроводить в многосуточный поход к полюсу больного
Седова. Но это только одна сторона дела. Отретушированное фото
не было опубликовано в газетах после возвращения экспедиции, а
значит оно появилось позже. Когда? Вспомним, что архив
экспедиции был спасен от продажи за границу
Пинегиным
и Визе,
которые сошли с "Фоки" вместе с документами еще в становище
Рында, чему
Кушаков
помешать не смог, но при первой возможности телеграфировал об
этом в столицу. Это было установлено нами в результате изучения
газет того времени, фотокопии которых
привезли из Архангельска супруги Матвейчуки - Денис и
Наталья.
Вернувшись из экспедиции,
Н.В.
Пинегин продолжил учебу в Академии художеств и окончил ее в
1916году. В этом же году за свои этюды он получил на выставке
первую премию
А.И. Куинджи. В годы Первой мировой войны Пинегин находился в
Севастополе. В октябре 1917 он был в отпуске в Петрограде, когда
грянула революция. От Академии художеств и художественного
общества
Н.В. Пинегин был избран в 1-й Совет рабочих депутатов.
Вскоре Пинегина приглашают заведовать художественной студией в
Симферополе. В 1920 он через Константинополь выезжает в Париж.
Не получив визу, живет в Константинополе. Ему приходится
работать грузчиком, живописцем, проводить экскурсии по
византийским памятникам. Когда визу все-таки удалось получить,
он едет уже не в Париж, а в Прагу, где пишет декорации к опере
«Борис Годунов», поставленной в Королевском театре. В 1923
Пинегин
возвращается в Петроград при содействии Б.М. Шенфельда, который
представил документы в консульский отдел СССР в Берлине о
непричастности
Н. В.
Пинегина к белому движению в России.
А годом ранее, в 1922 году, в Берлине, при помощи
писателя А.М. Горького
Пинегин
издал свою первую книгу о Г.Я. Седове "В ледяных просторах".
Есть все основания думать, что именно для этой книги в
каком-либо белинском фотоателье и была сделана довольно
мастерская ретушь фотографии, в результате которой с
коллективного фото исчез
Кушаков.
Дело здесь не только в несимпатии к человеку, сыгравшему
в экспедиции Седова сугубо отрицательную роль. Но еще и в том,
что к этому времени
Павел
Кушаков эмигрировал за границу и в 1920 году в Лондоне
даже опубликовал статью о Северном морском пути. Планируя
возвращение на родину,
Николай
Пинегин вполне мог опасаться обвинения в причастности к
конрреволюционным силам и поэтому
Кушаков
был крайне нежелателен на экспедиционной фотографии. Как мы
знаем в те годы с историческими документами и памятниками
обращались с "пролетарских" позиций весьма вольно. Вот таково
наиболее вероятное объяснение ретуширования фотографии
участников экспедиции Г.Я. Седова, в результате которой с неё
исчез участник экспедиции
Павел
Кушаков.
Статьи о
Г.Я. Седове
|
|