|
ГЕОРГИЕВСКАЯ
ЛЕНТА - СИМВОЛ МУЖЕСТВА
Великомученик Георгий был сыном богатых и благочестивых
родителей, воспитавших его в христианской вере. Родился он в
городе Бейрут (в древности — Белит), у подножия Ливанских гор.
Поступив на военную службу, великомученик Георгий выделялся
среди прочих воинов своим умом, храбростью, физической силой,
воинской осанкой и красотой. Достигнув вскоре звания тысяченачальника, св. Георгий сделался любимцем императора
Диоклетиана. Диоклетиан был талантливым правителем, но
фанатичным приверженцем римских богов. Поставив себе целью
возродить в Римской империи отмирающее язычество, он вошел в
историю, как один из самых жестоких гонителей христиан.
Услышав однажды на суде бесчеловечный
приговор об истреблении христиан, св. Георгий воспламенился
состраданием к ним. Предвидя, что его тоже ожидают
страдания, Георгий раздал свое имущество бедным, отпустил на
волю своих рабов, явился к Диоклетиану и, объявив себя
христианином, обличил его в жестокости и несправедливости.
Речь св. Георгия была полна сильных и убедительных возражений
против императорского приказа преследовать христиан. После
безрезультатных уговоров отречься от Христа император приказал
подвергнуть святого различным мучениям. Св. Георгий был заключен
в темницу, где его положили спиной на землю,
ноги заключили в колодки, а на грудь положили тяжелый камень. Но
св. Георгий мужественно переносил страдания и прославлял
Господа. Тогда мучители Георгия начали изощряться в
жестокости. Они били святого воловьими жилами, колесовали,
бросали в негашеную известь, принуждали бежать в сапогах с
острыми гвоздями внутри. Святой мученик все терпеливо переносил.
В конце концов император приказал отрубить мечом голову святому.
Так святой страдалец отошел ко Христу в Никомидии в 303
году.
Великомученика Георгия за мужество и
за духовную победу над мучителями, которые не смогли заставить
его отказаться от христианства, а также за чудодейственную
помощь людям в опасности — называют еще Победоносцем. Мощи
святого Георгия Победоносца положили в палестинском городе Лида,
в храме, носящем его имя, глава же его хранилась в Риме в
храме, тоже посвященном ему.
На иконах св. Георгий изображается сидящим
на белом коне и поражающим копьем змия. Это изображение основано
на предании и относится к посмертным чудесам
святого великомученика Георгия. Рассказывают, что недалеко от
места, где родился св. Георгий в городе Бейруте, в озере жил
змей, который часто пожирал людей той местности. Что это
был за зверь — удав, крокодил или большая ящерица — неизвестно.
Суеверные люди той местности для утоления
ярости змея начали регулярно по жребию отдавать ему на съедение
юношу или девицу. Однажды жребий выпал на дочь правителя
той местности. Ее отвели к берегу озера и привязали, где она в
ужасе стала ожидать появления змея. Когда же зверь стал
приближаться к ней, вдруг появился на белом коне светлый
юноша, который копьем поразил змея и спас девицу. Этот юноша был
святой великомученик Георгий. Таким чудесным явлением он
прекратил уничтожение юношей и девушек в пределах Бейрута и
обратил ко Христу жителей той страны, которые до этого были
язычниками. Это сказание часто толковалось иносказательно:
царевна — церковь, змей — язычество. Также это рассматривается
как победа над дьяволом — «древним змием» (Откр.12:3; 20:2)[3].
Можно предположить, что явление святого Георгия
на коне для защиты жителей от змея, а также описанное в житии
чудесное оживление единственного вола у земледельца,
послужили поводом к почитанию святого Георгия покровителем
скотоводства и защитником от хищных зверей.
В дореволюционное время в день памяти святого
Георгия Победоносца жители русских деревень в первый раз после
холодной зимы выгоняли скот на пастбище, совершив молебен
святому великомученику с окроплением домов и животных святой
водой. День великомученика Георгия в народе еще называют —
«Юрьев день», в этот день, до времен царствования Бориса
Годунова, крестьяне могли переходить к другому помещику.
Св. Георгий — покровитель воинства. Изображение
Георгия Победоносца на коне символизирует победу над диаволом —
«древним змием» (Откр. 12, 3; 20, Это изображение было
включено в древний герб города Москвы.
Даже в эпоху мучеников религиозный
подвиг Георгия явился поразительным событием. Образ «атлета
Божия», чье воинское мужество и твердость воплотились в кротости
и готовности страдать, произвел огромное впечатление на
современников. Рассказывали, что многие свидетели его мук
приняли христианскую веру; что в храме Аполлона, куда
Георгия привели для принудительного участия в языческом
жертвоприношении, он силой молитвы сокрушил изваяния ложных
богов.
Лиддская гробница великомученика пользовалась
особой славой. Ее чтили (как чтят и сегодня) не только
христиане, но и мусульмане, нередко считавшие своим долгом
посетить гроб праведника по пути в Мекку; другим центром
мусульманского культа Георгия был Мосул. Даже тех, кто не
разделял веры в единое Божество, нередко восхищало
мужество Георгия и то, как при помощи «своего сильного Бога» он
посрамил «слабых».
Для всех было очевидно: гибель Георгия обернулась
моральной победой. Отсюда – греческое прозвание «несущего
трофеи», в русской версии – Победоносца, то есть
победителя (хотя слава небесного помощника со временем
обеспечила и альтернативное понимание этого слова: приносящий
победу). Дни памяти святого Георгия: Апрель
23, Ноябрь
3, Ноябрь
10, Ноябрь
26.
Георгиевская лента (в советской наградной
системе, с небольшими видоизменениями — «Гвардейская лента») —
это атрибут множества боевых наград Российской империи,
Советского Союза и современной России, характеризующийся как
особый знак отличия.
Георгиевская лента изначально появилась с
Императорским Военным орденом Святого Великомученика и
Победоносца Георгия — высшей военной наградой Российской
империи. Данный орден был учреждён императрицей Екатериной II в
1769 году для отличия офицеров за заслуги на поле боя. Имел
четыре степени отличия.
Гвардейская лента украшает колодки «Ордена Славы» —
военного ордена СССР, учреждённого Указом Президиума Верховного
Совета СССР в 1943 году. Орден Славы имеет три степени, из которых высшая I степень —
золотая, а II и III — серебряные. Эти ордена выдавались за
личный подвиг на поле боя, выдавались в порядке строгой
последовательности — от низшей степени к высшей.
Гвардейская лента украшает колодки медали
«За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945
гг.», учрежденной указом Президиума Верховного Совета СССР
от 9 мая 1945 года. Медалью награждались военнослужащие,
принимавшие непосредственное участие на фронтах войны.
Георгиевская лента является частью «Ордена Святого Георгия» —
высшей военной награды Российской Федерации, которой
удостаиваются старшие и высшие офицеры за проведение боевых операций при нападении внешнего
противника. Кроме этого, Георгиевская лента присутствует и на
других боевых орденах, медалях, штандартах и знаменах.
Цвета ленты — чёрный и оранжевый — означают «дым и пламень» и
являются знаком личной доблести солдата, проявленной им в бою.
Эти цвета характерны для военных наград не только
России, но и других стран, в частности Украины: например, медаль
Жукова, медаль "60 рокiв визволення УкраЇни вiд фашистських
загарбникiв", медаль "60 лет Победы в Великой Отечественной
войне 1941-1945гг". Последнюю медаль вручали за подписью
президента В. А. Ющенко.
«Георгиевская ленточка» — так называется
общественная акция по раздаче символических ленточек,
посвящённая празднованию Дня Победы в Великой Отечественной
войне, проходящая с 2005 года по инициативе РИА «НОВОСТИ» и
РООСПМ «Студенческая община». С тех пор акция стала традиционной
и проводится ежегодно на средства предприятий и бюджета с 24
апреля по 12 мая. В 2008 году Георгиевские ленточки
распространялись в более чем 30 странах. За 6 лет проведения
акции было распространено более 50 миллионов ленточек по всему
миру. Страны, в которых акция проходит наиболее активно, —
Россия, Беларусь, Украина, Греция, Франция, Италия,
Эстония, Латвия, Великобритания, США, Германия, Молдавия, Китай,
Вьетнам, Бельгия, Казахстан, Узбекистан и Афганистан.
Как отмечают организаторы, главной целью акции
«стало стремление во что бы то ни стало не дать забыть новым
поколениям, кто и какой ценой выиграл самую страшную войну
прошлого века, чьими наследниками мы остаемся, чем и кем должны
гордиться, о ком помнить».
Акция приходит под лозунгами: «Победа деда — моя
Победа», «Повяжи, если помнишь!», «Я помню! Я горжусь!», «Мы —
наследники Великой Победы!», «Спасибо деду за победу!» и
другими. К сожалению, в некоторых странах, где имеют возможность
активно действовать последователи гитлеровского фашизма,
националисты всех мастей, ношение георгиевских ленточек может
быть сопряжено с риском для жизни и здоровья, особенно пожилых
ветеранов войны. В раздаче Георгиевской ленты
есть известная подмена понятий. Георгиевская лента не имеет
отношения к Великой Отечественной войне и победе в ней СССР.
Более того, Георгиевская лента использовалась в РОА предателя
Власова, воевавшего на стороне Гитлера. Поэтому относительно
Великой Отечественной войне и Победе советского народа есть
смысл говорить о гвардейской ленте, которая, впрочем,
использовалась только в составе наград. По традиции лентой
Победы считается красная лента с серпом и молотом, как часть
Знамени Победы.
Нужно отметить, что акция имеет и свои
издержки, о которых немало говорится и пишется: выцветшие
ленточки без всякого смысла, просто по инерции, болтаются на
автомобильных антеннах, порой валяются на улице, в какой-то мере
обесценивая священный символ мужества и победы над врагом.
Но это уже проблемы культуры и воспитания.
В. Лях
Наш
День Победы |