|
НОВОСТИ
И КОММЕНТАРИИ
(октябрь-ноябрь 2024г)
Обновления вверху
|
30 ДЕКАБРЯ – ДЕНЬ
РОЖДЕНИЯ СССР
(30.12.24)
Большой театр –
это один из главных символов Москвы. Сфотографироваться
на его фоне стремится большинство приезжающих в столицу
туристов. При этом не все замечают одну интересную
мемориальную доску, расположенную на фасаде Большого
театра.
А она интересна тем, что повествует об одном из
величайших мировых событий, резко изменившим судьбу не
только отсталой аграрной страны, какой была Российская
империя в начале ХХ века, но и мировую историю.
Памятная доска повествует о том, что именно здесь, в здании
Большого театра, I Всесоюзный съезд Cоветов (съезд
представителей Советов рабочих, крестьянских и
красноармейских депутатов) 30 декабря 1922 года
провозгласил образование СССР. Тогда же этот съезд
принял Декларацию и Договор об образовании Союза
Советских Социалистических Республик – величайшей страны
в истории человечества, значение которой для цивилизации
полностью не осознано до сих пор.
Так что у СССР есть конкретные место и адрес рождения –
Москва, Театральная площадь, дом 1. С другой стороны
фасада располагается памятная доска о последнем
выступлении В.И. Ленина. Оно состоялось в Большом театре
20 ноября 1922 года на пленуме Московского Совета.
Вл. Лях |
ЛЕТНИЙ БОРЩ – 2024
(29.12.24)
Провожая
завершающийся год, люди обычно вспоминают самые яркие
события из него. Конечно, в наше динамичное время за год
происходит немало всего – и хорошего, и не очень, тем
более что уходящий год – високосный. Но вспоминать-то,
разумеется, гораздо приятнее позитив.
В течение всего года я рассказывал о многих
событиях такого рода, где был свидетелем, а то и
непосредственным участником. Два месяца, проведённые в
Москве – это театры, прогулки в парках и других
интересных местах, семейные праздники, кафе и рестораны.
Это отдых у моря в Анапе и в родном Седово. Но сейчас я
хочу вспомнить о другом, способном, наверное, удивить.
Речь пойдет о борще, который я собственноручно сварил,
когда лето разменяло вторую половину. Вообще-то
приготовление еды в мои задачи не входит, но тут был
особый случай. На грядке задержались два кочанчика
ранней капусты, когда уже подошла средняя. Вот и пришла
мысль сварить из неё борщец. Капустка-то очень сочная,
вкусная и радует глаз хоть в борще, хоть в салате.
Из покупного в борще только картошка, мы не
сажаем её уже много лет, ибо нет смысла. Всё остальное в
борще с нашего небольшого садика-огородика. Мы его
поливаем – по трубам подают в сезон речную воду. Кроме
полива пресной водой, это ещё и неплохое удобрение.
Стоит такое удовольствие примерно 2,5 тысячи за сезон. В
борщ пошли болгарский перец с грядки, морковь, свекла,
томаты, чеснок, укроп и петрушка, а своеобразие ему
придали порезанные на кусочки зелёные стручки спаржевой
фасоли. Свёкла и морковь натирались на тёрке, томаты
были порезаны на небольшие дольки, раздавленные потом
ложкой. Для заправки на подсолнечном масле пассировались
зелёные перья и измельчённая хорошая головка красного
лука, немного измельчённого чеснока. Когда лук подрумянился, добавлена измельчённая
зелень, а потом – тушёнка из говядины. В готовый борщ
добавил столовую ложку сливочного масла и специи –
лавровый лист и душистый перец. Готовому блюду нужно
дать несколько часов отстояться, прежде чем подавать его
на стол. Летний борщ получился густым, ароматным,
прекрасного гармоничного вкуса. Этим и запомнился.
Вл. Лях |
|
РЕМОНТИРУЕМ РУЧКУ ЧЕМОДАНА
(22.12.24)
Чемодан в наше
время, можно сказать, не роскошь, а популярное средство
для путешествий. Ну, а ездят в наше время многие и
помногу. Обычно современный чемодан – это конструкция на
колёсах с пластиковым контейнером для перевозимого
содержимого. Со временем пластик может терять
пластичность, становиться хрупким и в итоге ручки для
переноски время от времени отрываются. Причиной этого
является пролом пластика крепежом из-за недостаточной
площади крепления. Восстановление конструкции не требует
много времени и усилий. Об одном из вариантов работы
рассказывается в ролике.
СМОТРЕТЬ ВИДЕОРОЛИК
|
ВСТРЕЧА С ДИНОЗАВРАМИ. ПАЛЕОНТОЛОГИЧЕСКИЙ МУЗЕЙ ИМЕНИ
Ю.А. ОРЛОВА
(17.12.24)
Палеонтологический
музей им. Ю. А. Орлова расположен сравнительно недалеко
от станции Московского метро «Теплый стан», хотя можно
дойти и от метро «Коньково». Это музей огромной площади
- 5 тыс. кв. м. экспозиции с красиво оформленными
переходами, входными группами, залами. Само здание
заметное, из красного кирпича, ограждение здания
металлическое в виде образов динозавров. Во внутреннем
дворике здания стоят скульптуры динозавров и мамонта, но
для посетителей доступ туда закрыт. Несколько слов об
основном содержании экспозиций.
В первом зале в основном рассказывается о самой
палеонтологии как науке. Здесь представлены скелеты
мамонта, древнего носорога и плезиозавра, которого убила
акула – на костях обнаружили следы её зубов.
Представлены также древние раковины моллюсков, морские
звёзды, отпечатки растений, оставленные в камне и т.п.
экспонаты.
Во втором зале Палеонтологического музея находятся
представители докембрийского периода и раннего палеозоя.
Главным образом представлена тема древних растений и
раковины моллюсков, некоторые из которых по размеру
могут соперничать с большой кастрюлей. Третий зал,
небольшой площади, посвящён Московскому региону.
Следующий четвёртый зал посвящён мезозою, здесь
демонстрируются скелеты ранних позвоночных. Но это ещё
не динозавры, ради которых большинство посетителей
приходят в Палеонтологический музей. Это, по большей
части, скелеты парейазавров, лапы которых расположены не
под туловищем, а по бокам. Можно предположить, что
бегать им было весьма неудобно.
Ну и вот, наконец, гиганты Мезозойской эры, которые
представлены в пятом зале. Самый большой динозавр в
Палеонтологическом музее – это диплодок. Его скелет
представлен точным слепком, оригинал его хранится в
музее в Питсбурге. Такие же копии имеются ещё в ряде
европейских стран.
Рядом с диплодоком стоит скелет детёныша завролофа –
тоже весьма крупного динозавра. Детёныш высотой почти с
диплодока, а рядом с ним стоит нога взрослого завролофа,
размером почти с детёныша! Размеры этих существ
величиной с дом не могут не потрясать.
В последнем, шестом зале представлены пришедшие на смену
гигантским ящерам древние млекопитающие. Один из них –
гигантский олень. Его потрясающий скелет в высоту
достигает, наверное, больше двух метров, при этом рога
имеют почти такой же размер! Эти гиганты были объектом
охоты первобытного человека, которому посвящена
отдельная экспозиция.
В этом зале можно видеть скелет гигантского носорога и череп
саблезубого тигра. У древних носорогов, в отличие от
современных, были длинные шея и ноги, а у саблезубых
тигров пасть открывалась на 180 градусов, давая
возможность захватывать максимально большую добычу. В общем, Палеонтологический музей – это место, где стоит
побывать, особенно с детьми. Это очень важно в плане
формирования мировоззрения.
Вл. Лях
СМОТРЕТЬ ВИДЕО
НА РУТУБ
|
МОДЕЛЬ СЛАВНОГО БРИГА
«МЕРКУРИЙ»
(1.12.24)
Эта модель парусника
XIX века, вся изломанная, попала ко мне в руки
случайно. Знакомый попросил починить, насколько это возможно. Очень
точная, выверенная до мельчайших деталей модель двухмачтового парусного
брига сильно повредилась при падении, но большая часть деталей при этом
сохранилась.
Работа очень мелкая, требующая времени, поэтому
приходилось долго её откладывать. И вот, наконец, до модели дошли руки. В ходе работы
появилось несколько ноу-хау. Например, как вернуть целостность сломанным
мачтам и бушприту. Я просверлил торцы отрезком тонкого гвоздика с
откусанной шляпкой, а затем, капнув в отверстия секундным клеем, вставил
этот гвоздик в одно отверстие, и потом надел на него другой отрезок.
После высыхания клея получилась прочная конструкция.
Много пришлось поработать с нитями, изображающими канаты, с
парусами, блоками, деталями такелажа и т.д. Ну, и, естественно, мне
захотелось узнать, какое именно судно изображает эта до мелочей
детализированная модель. Оказалось, что это 20-пушечный бриг «Меркурий»
1820-го года постройки, вошедший в героическую историю российского
флота. Бриг под командованием капитана-лейтенанта А.И. Казарского вышел
победителем в противоборстве с двумя линейными кораблями турок в ходе
Русско-Турецкой войны. Подвиг русских моряков, за который корабль был
награжден кормовым Андреевским флагом, признал даже противник. Бриг
«Меркурий» изображён на двух картинах И.К. Айвазовского, хранящихся в
Русском музее в Санкт-Петербурге.
Авторская модель в масштабе 1:100 имеет габариты 52х47х19см.
Такие модели различного масштаба делают в
нескольких компаниях. В частности, в Санкт-Петербурге, в мастерской компании
«Минифлот», в московских «Подари презент», «Эскадра» и т.д. Сейчас такая работа по прейскуранту компании
«Минифлот» стоит 70 тысяч рублей, но есть и другие
производства, где подобная продукция стоит порядка 50 тысяч.
Торговля предлагает наборы деталей для сборки модели
брига «Меркурий», стоит
деревянный набор примерно 25 тысяч рублей. Залечив раны, «Меркурий» гордо «плывёт» на специально отведённой
для этого полке в квартире знакомого, имеющего слабость к морской
тематике.
Войдя во вкус, я восстановил еще две модели, когда-то
изготовленные моими же руками. Это сувениры «Бревно с пилой» и
«Избушка», сделанная из отрезков веток, изображающих брёвна, с полной
«обстановкой» внутри. Вл. Лях
|
|
ЗАМЕДЛЕНИЙ БОЛЬШЕ НЕТ. ЗАРАБОТАЛ ИНТЕРНЕТ
(28.11.24)
САШАШИШИН
И ВАСИЛИЙ МИЩЕНКО
Итак, лёд
тронулся. В Ростовской области нормально заработал
Интернет, причем даже раньше, чем в Москве и области. И
вот теперь я могу предложить вниманию всех, кому
интересны театральные события, видеоролик на Ютубе о
спектакле «СашаШишин» в театре «Современник» с участием
нашего земляка Василия Константиновича Мищенко. Именно
картиной с его участием начинается постановка. В ходе
традиционных поклонов на сцене появился режиссёр
спектакля Гарик Сукачёв. Это уже вторая его режиссёрская
работа в «Современнике». Мы подарили Василию Мищенко
цветы от имени Белой Калитвы и посёлка Шолоховского –
его малой родины, где прошло детство Заслуженного
артиста.
P.S.
После недели доступности, Ютуб снова стал замедленным.
СМОТРЕТЬ РОЛИК НА ЮТУБ
СМОТРЕТЬ РОЛИК НА РУТУБ |
О книге Эдуарда Валентиновича Хандюкова «Послеболие»
(25.11.24) |
|
«То смелость
безрассудная, то страх,
То взлёт мечты, то следом её крах.
Качели бытия, то вниз, то вверх взлетают –
То смех, то вопль танцуют на губах». |
|
Это не крокодиловы слёзы об утраченных привилегиях, а
печаль патриота при воспоминании о былом, в котором
из-под маски филантропии, прикрывающей лукавые глазки
безнравственности, не торчали острые рожки корысти и,
несмотря на наличие «паршивых овец» и «правых и левых
уклонов», совести было на порядок больше.
Это безунывная грусть о том, что в нынешнем,
переживающем открытые и тайные муки перерождения,
обществе люди ориентируются на монетаризм; духовность,
несмотря на увеличение количества условно верующих, как
и романтизм ощущений, уходят на второй и третий план, и
только путь истинного поэта, как путь самурая, −
действие, не имеющее конечной цели!
Книгу известного мастера рубаи
Эдуарда Хандюкова я
назвал бы ироничной Библией современности, которая с
задорной мудростью освещает малейшие уголочки
современной жизни, но при всей очевидной горечи
оптимистично утверждает, что не только радость
существования, но и неизбежная скорбь, являются
неотъемлемыми фрагментами духовного и физического
экзамена, каковым является земная жизнь. Читается она на одном дыхании, и нет в ней ни единой
строчки, которая вызывала бы сомнение, поскольку автор
этого изумительного по форме и по содержанию
произведения – русский самородок, плоды. многогранного
таланта которого присутствуют и в науке, и в
изобразительном искусстве, и в литературном творчестве.
Спасибо дорогой Эдуард Валентинович! Поклон и братский
привет нашему афганскому другу Рахматулле Раванду! |
|
Спасибо, мэтр, за щедрый Ваш подарок,
За Божий дар понять чужую боль,
За книгу, где весёлый стих так ярок,
Что умножает горести на ноль. |
В момент ожесточений – это знает
Любой народный праведный мудрец,−
Упор на то, что нас объединяет,
Вернейший путь к согласию сердец. |
Где на полях страниц духовной битвы
Звучат во славу торжества Руси
Слова единой искренней молитвы
На русском, украинском и фарси. |
И на отрезке наших знаний узком
Пусть не стихает, Боже упаси,
Премудрый стих на несравненном русском,
На нежной мове и седом фарси. |
|
Пётр Гулдедава,
член Правления Академии российской литературы,
Заслуженный писатель МГО СП России, член Союза писателей
ХХ1 века. |
БАЙКАЛЬСКИЙ ОМУЛЬ СТОИТ ПОПРОБОВАТЬ
(24.11.24)
К нам в Белую
Калитву регулярно приезжают негоцианты из Белоруссии,
чтобы подзаработать деньжат. Вообще, по России есть
немало торговых точек, где продаются продукты из
Баларуси, особенно популярны они в Москве и Московской
области, но в Белой Калитве постоянных точек нет.
Раньше мы покупали в клеёнчатых палатках цветов белорусского
флага много всего, теперь же покупки стали намного
скромнее – цены серьёзно кусаются. Недавно купили кусок
по-настоящему вкусной колбасы Любительская, в точности
повторяющей советский стандарт. В России купить такую
колбасу уже невозможно, даже в Москве. При внешнем
сходстве – неуместный запах копчения, резиновая консистенция,
нехарактерные компоненты не оставляют ничего от
традиционного продукта, даже применительно к самым
популярным мясокомбинатам. Купили также кусок
шикарного сала, жаль, что мало.
А ещё мы купили у белорусов балык омуля – они закупают
рыбопродукты высочайшего качества на Дальнем Востоке и
умудряются продавать их не дороже, чем в местной
торговле, если, конечно, они там вообще представлены. Должен
заметить, что хорошо приготовленный омуль – это очень вкусный продукт.
Копчёный балык этой рыбы стоит около тысячи рублей за
килограмм.
Байкальский омуль – это вид пресноводных рыб, обитающий
в озере Байкал и его притоках Селенга, Баргузин и
Верхняя Ангара. Омуль предпочитает холодную воду с
температурой около 5-6 градусов Цельсия. Второй вид этой
рыбы – арктический омуль, живёт в Енисее. Омуль – рыба
средних размеров, обычно достигающая длины от 30 до 60
см и веса от 0,5 до 2 кг, хотя отдельные особи могут
быть крупнее.
Образ жизни омуля определяется сезоном. Зимой рыба собирается
в большие стаи и мигрирует на глубину, где температура
воды ниже. В это время омуль питается мало и ведет
пассивный образ жизни.
Весной и летом рыба мигрирует вверх по течению рек, где
нерестится. Во время нереста омуль откладывает икру на
камни или другие твёрдые поверхности. После нереста рыба
возвращается обратно в озеро, где начинает активно
питаться и набирать вес. Вл. Лях
|
|
«САШАШИШИН» НА СЦЕНЕ ТЕАТРА СОВРЕМЕННИК
(3.11.24)
В театре
Современник мы бывали неоднократно. И на Яузе, пока шёл
ремонт сцены на Чистых прудах, и потом на основной
сцене, но как-то не попадали на спектакли с нашим
земляком Василием Мищенко. И вот, наконец, попали.
Спектакль, поставленный Гариком Сукачёвым по роману
Александры Николаенко «Убить Бобрыкина», называется «СашаШишин».
Он начался картиной с участием Василия Константиновича,
задавшей все предстоящие сценические события. В годы
моей работы в школе мы много занимались инклюзивным
образованием, поэтому сценическое действо, где в центре
событий «особенный» человек, аутист мне оказалось
понятным и близким.
Сценография пьесы весьма интересна. Это и «почти натуральные»
декорации, «почти живые» куклы, созданные в мастерских
легендарного театра имени С. В. Образцова, костюмы эпохи
90-х, лужа, где реально можно поплескаться, окна, стены,
каток, подъезд многоэтажки с «тем ещё» лифтом и
мусоропроводом, даже незабываемый пломбир по 19 копеек
не забыт. Кроме того, спецэффекты типа дыма, роящихся
блёсток, множества мыльных пузырей также создают нужную
атмосферу.
Премьера спектакля состоялась 29 ноября 2023 года, но и
теперь, почти через год, зал был практически полон.
Повествование в пьесе нелинейное, истории из жизни
героев перемешаны во времени, и сразу не поймёшь, где
воспоминания, где сон, а где настоящее. Василий Мищенко
играет пожилого героя, в молодом возрасте в его образе
предстаёт Дмитрий Смолев, а в детские годы Сашу, его
симпатию Таню и обидчика Бобрыкина «играют» ростовые
куклы.
Несмотря на трагичность сюжета и отсутствие «хэппи энда» в
финале, в происходящем на сцене нет безнадёжности. «СашаШишин»
вызывает и сопереживание, и улыбку – спектакль не
тяжёлый, хотя и звучит пронзительной нотой.
Среди главных ролей нужно назвать Бобрыкина (Николай Клямчук), мать Саши (Елена Козина) и Таню (Дарья
Белоусова). Всего в спектакле заняты более двадцать
актёров, и все они прекрасно справились со своей
сценической задачей.
В конце на традиционные поклоны вместе с актёрами вышел
и Гарик Сукачёв. Зал, до этого активно
аплодировавший артистам, буквально взорвался овациями.
Особое уважение и актёрская труппа, и зрители выказали
Василию Мищенко, и это нам, его землякам, было особенно
приятно. Мы подарили Заслуженному артисту цветы и
перекинулись парой слов.
Замечу попутно, мне абсолютно непонятно, почему такой
действительно талантливый и заслуженный артист, педагог,
режиссер и театральный деятель, много лет отдавший
сцене, до сих пор не имеет звания Народный артист.
Это уже давно выглядит нонсенсом.
А вообще, спектакль в значительной мере новаторский,
ломающий шаблоны, что вполне в духе традиций театра
Современник. Видеоверсия постановки есть в Интернете, и,
думаю, её стоит посмотреть, особенно педагогам,
работающим с детьми, имеющими индивидуальные
особенности.
Вл. Лях
РОЛИК НА ЮТУБ
РОЛИК НА РУТУБ |
|
ВДНХ – СИМВОЛ БЫЛОГО
ПРОГРЕССА
(1.11.24)
Всесоюзная
сельскохозяйственная выставка (ВСХВ), была открыта 1
августа 1939 года, за месяц до начала Великой
Отечественной войны, для демонстрации выдающихся
достижений сельскохозяйственной отрасли страны, в
которой к этому времени победил коллективный способ
производства. Место, тогда известное как «Останкинский
парк», было выбрано в 1935 году, а генеральный план,
созданный Вячеславом Олтаржевским, утверждён в 1936
году.
В период Советского Союза в центре ежегодно проводилось около 300
национальных и международных выставок. Правительством во
главе с Никитой Хрущёвым было принято решение превратить
его в постоянную выставку в виде обширного парка. В 1959
году Всесоюзная сельскохозяйственная выставка (ВСХВ)
была переименована в Выставку достижений народного
хозяйства (ВДНХ).
В 1992 году выставка была переименована в Государственное
акционерное общество «Всероссийский выставочный центр»
(ВВЦ), что обозначило намерение отказаться от советского
наследия. Но выставлять очень скоро стало нечего, кроме
советского наследия, а территория обросла незаконными
ларьками, пристройками и мусором.
|
|
В 2014 году мэрия Москвы взяла парк под свой контроль и
начала программу реставрации и реконструкции.
Правительство города выделило субсидии в размере 3 млрд.
рублей на реализацию первоочередных мер по развитию
территории выставочного центра.
14 мая 2014 выставка вернула себе своё историческое имя – ВДНХ.
Москвичам было предложено проголосовать за
восстановление исторического названия на портале
«Активный гражданин», и жители дружно поддержали возврат
исторического названия.
Сейчас на ВДНХ можно поесть, прогуляться, развлечься и
поиграть в компьютерные игры, но прорывных экспозиций,
ориентированных в будущее, здесь не увидишь. Мы побывали
на ВДНХ 26-го октября и в ролике – рассказ о нынешнем
состоянии выставки.Вл. Лях
СМОТРЕТЬ РОЛИК
|
«ДОЧЬ ФАРАОНА» В БОЛЬШОМ ТЕАТРЕ
(28.10.14)
Немного,
наверное, в мире найдётся культурных людей, никогда не
слышавших о Большом театре России, в советское время
называвшемся «Государственный академический Большой
театр Союза ССР». Ещё в 1964 году Юрий Визбор написал
песню, где были слова: «Зато мы делаем ракеты,
перекрываем Енисей, а также в области балета мы впереди
планеты всей!». Сейчас Государственный академический
Большой театр – один из крупнейших и старейших в России,
а также один из самых значительных в мире театров оперы
и балета.
Годом рождения театра, тогда ещё частного и не
называвшегося Большим, принято считать 1776-й – именно
тогда известный меценат, московский прокурор князь Пётр
Урусов получил от Императрицы Екатерины II величайшее
дозволение содержать «театрального всякого рода
представления». Но с 1794 года театр стал казённым,
составлявшим вместе с Малым единый Императорский театр.
Время от времени статус московской труппы менялся: она
то переходила в подчинение московскому
генерал-губернатору, то вновь – под петербургскую
дирекцию. Большим театр стали называть с 1825 года после
очередной перестройки. Тут надо отметить, что здание
театра трижды сгорало и каждый раз его отстраивали.
После 1917 года всё имущество театра было
национализировано, и Малый театр с этого времени стал
отдельным.
Мне приходилось бывать в Большом театре в декабре
1989 года, во время работы последнего съезда работников
образования СССР. Тогда в театре шла опера «Каменный
гость». Партию Дон Жуана пел Владимир Атлантов, а партию
Лауры – Тамара Синявская. Впечатления от увиденного
живут во мне и поныне.
Со 2 июля 2005 года до 28 октября 2011 года
проходила реконструкция театра, превысившая, как это
теперь нередко случается, в два раза и намеченные сроки,
и плановые финансовые затраты. В сентябре 2009 г. даже
возбудили уголовное дело, но дать ему огласку в итоге
постеснялись. Как-никак, назревал позор мирового
масштаба.
Коррупционные скандалы в связи с реконструкции
побили все рекорды, возмущался тогдашний мэр Юрий
Лужков, прямо говорил о ситуации Николай Цискаридзе. По
словам Николая Максимовича, старинную лепнину, вековые
элементы декора, частички истории стащили и поменяли на
обычный пластик. Местами старинную лепнину заменили даже
на папье-маше. После реставрации не осталось ни одного
подлинного бронзового канделябра – украли. Да что там
канделябры! Стащили даже бронзовые дверные ручки… Вместо
бронзы в театре теперь обычное железо, слегка прикрытое
золотистой краской.
Николаю, естественно, видней, нам же это всё не
бросилось в глаза, когда 25 октября мы побывали в
Большом театре. Правда, невооружённым глазом видно, что
роспись потолка местами покрылась трещинами, а в
туалетах кое-где рядом с золочёными ручками прикручены
дешёвые шпингалеты, но это всё не главное.
Главное – удивительный балетный спектакль «Дочь
фараона», поражающий красотой и гармонией сценических
событий, костюмов, поразительным мастерством артистов
балета. Каждый из нас впервые почувствовал, что такое
настоящий, живой, шикарно поставленный балетный
спектакль, в котором всё понятно, всё поражает
слаженностью и совершенством, даже в массовых сценах
невозможно заметить хоть какой-то сбой, а уж движения и
танцы солистов – это сама безупречность. Всё это в целом
вызывает исключительное эстетическое наслаждение, такое
зрелище забыть категорически невозможно.
В 1864-м году хореограф Марис Петипа впервые поставил
этот спектакль на сцене Большого театра, 17 сентября
состоялась премьера. В 1905 году новую постановку
«Дочери фараона» осуществил Александр Горский. В 2000-м
к «Дочери фараона» обратился Пьер Лакотт. Его вариант,
опирающийся на оригинальное либретто, идёт в Большом
театре сегодня. В спектакле использованы
мотивы «Романа мумии» Теофиля Готье, а музыку к нему
написал итальянский композитор Цезарь Пуни.
Вл. Лях |
|
ДНЮХА МузТВ В ГОСУДАРСТВЕННОМ КРЕМЛЁВСКОМ ДВОРЦЕ
(25.10.24)
12 октября телеканал МУЗ-ТВ по традиции отпраздновал
28-летие масштабным концертом в Государственном
Кремлёвском Дворце с прямой трансляцией в эфире. Мне
приходилось не раз бывать в Кремлёвском дворце и в
декабре 1988-го на съезде работников образования, когда
это был ещё Дворец съездов, и в сентябре 2017-го в
составе делегации работников образования Ростовской
области по поводу 80-летия нашего региона. А сын и
супруга в Кремлёвском дворце до сих пор не были, и это
стало главным поводом посетить концерт. Можно сразу же
отметить, что он проходил при аншлаге, а по пути нам то
и дело встречались люди, спрашивающие «лишний билетик».
Дворец, как и раньше, радует качеством акустики,
удобством и интерьерами, а в концерте, который в целом
нам понравился, блистали, по большей части, артисты,
мне, давно уже не мотивированному на отслеживание
эстрадных новинок, доселе неведомые. Были, однако, и
известные звёзды. Отставленная было после «голой
вечеринки» Лолита Милявская не только выступила
соведущей программы в паре с Артёмом Шалимовым , но и
исполнила две песни: уже известную публике «Грустная
танцую» и новый хит «Offset», грациозно проскакав вдоль
сцены подобно лошадке.
В самом начале программы блеснул SHAMAN, он же Заслуженный
артист РФ Ярослав Дронов, убедительно выглядевший и
тепло принятый зрителями. Он исполнил сравнительно
свежую композицию «Душа нараспашку», а также, в
сопровождении ансамбля песни и пляски национальной
гвардии РФ, популярный хит «Я русский».
Особо стоит отметить молодую певицу Татьяну Куртукову,
талантливо выступающую в жанре народной песни. Зал
встретил овацией её песню «Матушка». Приятное
впечатление оставила неувядающая Наташа Королёва,
исполнившая песню «Обниму тебя счастьем». Хит «Так же,
как все», с которым некогда блистала А. Пугачёва,
подарила залу солистка группы «А-Студио» Кети Топурия, а
в заключение мероприятия, как это обычно и бывает,
настал черёд «тяжёлой артиллерии». На этот раз она
явилась в лице народного «шарманщика» Николая Баскова. С
репером Серёгой они исполнили дуэтом композицию
«Криминальное чтиво», а потом итог событию под метель из
блёсток эффектно подвёл сам Народный артист хитом
«С Днём рождения!».
Кроме названных выше признанных мастеров эстрады, нужно
назвать ещё Зару и Алсу. В концерте выступила также
целая плеяда менее известных «фрешменов» и «фрешледи». В
этом качестве можно назвать Катю IOWA, группу «Dabro»,
солистку группы «Artik & Asti» Севиль Велиеву, группу «RASA»,
Митю Фомина, Ольгу Серябкину, Люсю Чеботину, Олега
Майами и многих других. В общем, день рождения главного
музыкального телеканала страны состоялся!
Вл. Лях |
|
|
СЕВИЛЬСКИЙ ЦИРЮЛЬНИК НА
ТЕАТРАЛЬНОЙ СЦЕНЕ
(23.10.24)
Театр имени
Евгения Вахтангова на Старом Арбате – так уж сложилось –
стал практически нашим семейным. В каждый свой приезд в
столицу, где живут сыновья, мы обязательно сюда
приходим, и это продолжается уже много лет. Побывали во
всех залах, видели многих актёров, как первого ряда, так
и подающих надежды, ряд спектаклей остался в памяти
надолго, если не навсегда.
На этот раз на Новой сцене смотрели постановку
«Севильский цирюльник» по пьесе Бомарше. Эта пьеса в
виде спектакля ставится редко, она больше известна как
опера Россини. Разница в трактовках видна невооруженным
глазом. Фигаро (Алексей Петров) здесь не является
основным персонажем. Он всегда рядом, но его как бы и не
видно, а в нужный момент этот плут может появиться даже
из-под крышки рояля.
Бартоло (Михаил Васьков), пожилой опекун Розины, который тоже
хочет на ней жениться. Он, в общем-то несчастный старый
человек, который на свою беду влюбился, и которого
молодые обводят вокруг пальца, но у него нет злобы. В
конце мы видим уставшего старика с горькой усмешкой.
Розина, которую играет Полина Чернышёва, напоминает девушку из
русских сказок. Да, она хочет любви и стремится выйти
замуж. Конечно, ей надоел старый опекун и игра,
затеянная Фигаро ей вполне по нраву.
Хитрый Базиль (Владислав Демченко), мастер сплетен и интриг,
очень любящий деньги. За плату Базиль готов сделать что
угодно, но даже он, в конце концов помогает влюблённым.
Граф Альмавива в исполнении Григория Антипенко, мне показался не
очень убедительным, но, видимо, так написана роль. Ну и в заключение стоит отметить,
что постановщикам стоило бы поработать над звуком,
местами он почти неразличим. Ну, а в целом спектакль
интересен и трактовкой, и своеобразными
трансформируемыми декорациями, колористикой, игрой
актёров, и стилевым своеобразием. В общем, встреча с
театром, как всегда, порадовала.
P.S. Не могу не заметить, что материал на странице
ВКонтакте оценил известный актёр театра и кино Григорий
Антипенко, игравший одну из главных ролей в спектакле,
за что ему огромная благодарность. Вл. Лях |
|
|
ПЕКАРЬ В ГОА НАЗЫВАЕТСЯ «ПОДЕР»
(20.10.24)
Эту индийскую девушку зовут Комаль, она
работает в туристическом отеле aColmeia в муниципалитете Кандолим в
штате Гоа, и это практически всё, что нам о ней известно. Мы общались с
сыном по Скайпу, а она случайно оказалась рядом и поздоровалась с нами.
Мы познакомились и поговорили несколько минут, при этом Комаль похвалила
наш английский. Конечно, она нам польстила, но, тем не менее, мы
понимали друг друга без труда.
Когда сын собирался в аэропорт, чтобы лететь в Москву,
Комаль передала нам открытку в качестве своеобразного знака внимания.
Это интересная открытка из набора, посвящённого своеобразию штата Гоа и
его истории. Ничего подобного в РФ нам видеть не приходилось.
Текст на открытке, озаглавленный «Подер в Парре», гласит:
«Этот гоанский велосипедист называется «подер», то
есть пекарь. Этот подер родом из деревни под названием Парра. Дважды в
день гоанцы ждут желанный хлеб вместе с деревенскими слухами. И то, и
другое – свежеиспечённое. Выпечка различных видов хлеба – это почти
пятисотлетняя традиция. Введена она во время португальского правления, в
основном иезуитскими миссионерами. Каждая деревня в Гоа обзавелась
подарией (пекарней), которая стала основным источником хлеба для всей
деревни».
На другой стороне открытки Комаль написала ровным
красивым почерком: «Алле и Владимиру. Эта почтовая
открытка изображает очень важную личность в истории Гоа. Надеюсь, вам
понравится». Ну, и приписала русскими буквами, что надеется увидеться с
нами в Гоа или в Ростове-на-Дону».
Кстати, эта открытка стала поводом задуматься о том,
что означает знаменитая лондонская улица Бейкер-стрит, где Конан Дойл
поселил своего литературного героя Шерлока Холмса. Бейкер (baker) – это
пекарь, и значит Бейкер стрит – это Пекарская улица.
Вл. Лях |
ФЕСТИВАЛЬ НАУКИ В
МОСКВЕ
(14.10.24)
На все выходные Москва в очередной
раз превратилась в научную столицу. Сразу на нескольких
крупных городских площадках, в частности, в вузах и
библиотеках 11-13 октября прошёл Всероссийский фестиваль
НАУКА 0+. Этот фестиваль, по сути дела, - ключевое событие, отражающее
развитие науки и технологий за последнее десятилетие. Он
проводится ежегодно с сентября по ноябрь во всех
регионах России на более чем 400 площадках, а также за
рубежом.
Как и в прошлом году, мы посетили фестиваль в
Шуваловском корпусе МГУ и в Фундаментальной библиотеке
этого старейшего в России университета.
Увидев, что я снимаю происходящее, ко мне подошли две
девушки от секции «Современное телевидение» с просьбой
дать интервью, но поскольку мы только начали осмотр, и
сколько-нибудь глубоких впечатлений ещё не
сформировалось, то я пообещал подойти к ним позже.
Рассказать обо всём интересном на посещенных нами
площадках в небольшой заметке практически невозможно,
надеюсь сделать такой обзор в видеоролике, а пока отмечу
только наиболее общие моменты. Фестиваль не требует
специальной подготовки и интересен для посетителей всех
возрастов и интересов, поскольку отражает широчайший
круг научных приложений – от «умного» дома и переработки
бытовых отходов до нейронных сетей и космических
технологий. Разнообразна методическая оснащённость –
бесплатная популярная литература, выставки, лекции,
интерактивности, экскурсии, общение, практическая
деятельность. Можно бесплатно взять на память значки,
магнитики, закладки для книг и прочее.
Отдельно хочется отметить обилие увлечённых школьников,
молодых учёных и студентов с огоньком в глазах. Это оставляет несказанно
приятное впечатление. И не могу не отметить, учитывая
нынешнюю ситуацию с образованием в провинции, в
частности, в нашей Белой Калитве,
– никаких попов, крестов,
икон, кадил и прочей «святости», никакого отрицания
теории Дарвина, справедливость которой здесь,
наоборот, в высшей
степени очевидна. Как бы хорошо было привезти на такой
фестиваль бездумных устроителей в школах всевозможных
молебнов и крестных ходов, отравляющих
ими настоящее образование!
Вл. Лях
СМОТРЕТЬ ВИДЕО
|
|
«ПО РУСИ» В ТЕАТРЕ ИМЕНИ ВАХТАНГОВА
(09.10.24)
Наш
театральный сезон этого года, начавшийся в апреле,
продолжился в октябре постановкой режиссёра Павла
Пархоменко «По Руси» в театре имени Евгения Вахтангова.
Событие имело место не в главном здании, где мы бывали
много раз и бываем буквально в каждый приезд в столицу.
Спектакль, премьера которого состоялась сравнительно
недавно – 28 апреля 2024 года идёт на так называемой Симоновской сцене в Калошином
переулке. Ранее здесь располагался Московский
драматический театр, который 2-го ноября 2017 года был
презентован в качестве филиала театра имени Вахтангова.
Здесь есть два зрительных зала по 119 мест: «Зал
Амфитеатр» и «Камерный зал», оформленный в стиле «лофт», где и проходил спектакль.
На втором этаже здания расположен небольшая музейная
экспозиция, посвящённая театральной династии Симоновых, а во дворе
зрителей встречает памятник В. Этушу, В. Лановому и Ю.
Яковлеву.
Стоит заметить, что в 1968 года на экраны вышла
киноповесть «По Руси» режиссёра Фёдора Филиппова, снятая
на киностудии «Мосфильм» по ранним рассказам Максима
Горького. Театральная постановка на Симоновской сцене во
многом перекликается с трактовкой в кинофильме.
Россия конца XIX века, увиденная глазами начинающего
писателя Алёши Пешкова, определила становление его как
человека и художника. Это произошло через познание им
людей и их жизни. На своём пути Алексей встретил бродяг,
рабочих, пекарей, цыган, солдат, казаков, торговцев,
священника, студентов.
Надо отметить, что цельность и киноверсии и
одноимённой сценической постановки весьма условна: и
фильм, и спектакль состоят из ряда эпизодов, связанных
между собой только вольным или невольным свидетелем всех
этих сцен – молодым правдоискателем и странником
Алексеем Пешковым.
Павел Пархоменко говорит об этом так: «Наш
спектакль об отшельнической жизни молодого Максима
Горького и его становлении как писателя. Основой
инсценировки стал цикл автобиографических рассказов «По
Руси», повести «Детство», «В людях», «Мои университеты»,
а также очерки и переписка с современниками. Мне хочется
раскрыть саму личность молодого Горького. Его
писательская судьба складывалась в непростое время. На
стыке эпох он сумел не только не потерять себя, но и
сформировать фундаментальные основы человеческого
существования. Горький был великим гуманистом и
проповедником «Человеколюбия» … Тема сейчас очень
важная, необходимая… Я был в музее Горького в Казани, на
Фёдоровском бугре, где Горький стрелялся. Именно с этой
роковой ночи и начинается наш спектакль-путешествие».
Вл. Лях |
|
В МОРОЖЕНОЙ ГОРБУШЕ ПОПАЛАСЬ ИКРА
(08.10.24)
Одна из торговых разновидностей мороженой горбуши –
непотрошеные тушки, обычно это самцы. Цена такой рыбы немного ниже, но там
есть отход, хотя случаются иногда и сюрпризы. Недавно
такая приятность «обломилась» и мне. В размороженной
рыбине оказалась икра – не так много, но всё же. Мелочь,
как говорится, а приятно.
В далёком уже прошлом мне доводилось видеть, как
рыбаки солят чёрную икру, и этот опыт можно использовать
для приготовления зернистой красной икры. Если икры
много, то порой используют быстрый посол прямо в
природных мешочках – ястыках, и называется такой продукт ястыковой икрой. Для бутербродов нарезанная кружочками
икра – что-то вроде галагана – самое то. Есть способ сухого посола икры, то есть
без рассола – это так называемая салфеточная икра.
Теперь эти способы мало кому известны, зато все знают
зернистую икру.
Первым делом готовим рассол. Когда-то его делали на
яйцо или на картошку, которые должны были всплыть при
соответствующей концентрации соли, но теперь достаточно
хорошей столовой ложки соли на пол-литра воды, тем
более, что икры у нас мало. Рассол нагреваем до кипения,
а затем даём ему остыть примерно до 70-80 градусов и
заливаем сырую икру. Поскольку икра холодная, то рассол
при активном помешивании остынет очень быстро. При этом
будет обеспечено быстрое просаливание икры и её
дезинфекция.
Помешивание способствует отделению плёнок от ястыков,
через 10-15 минут сливаем воду через мелкое сито, а
массу пропускаем через крупное сито, чтобы проходили
икринки. Такое сито, замечу, в прошлые времена
называлось грохотом. Полученную массу можно осторожно
отжать через марлю или ненадолго выложить на салфетку
для обезвоживания. Далее, можно добавить одну-две чайные
ложки оливкового или, за неимением такового,
подсолнечного масла, перемешать и поместить в
холодильник для дозревания. Через пару часов лакомство
можно подавать на стол.
Вл. Лях |
|
|
ВОСПОМИНАНИЯ В ДЕНЬ УЧИТЕЛЯ
(5.10.24)
Я уже не помню, когда именно
появилась эта песня, но в то время, в начале 80-х, я уже работал
директором школы. Выпускной класс попросил меня побыть у них классным
руководителем, поскольку их классная руководительница среди учебного
года ушла в декретный отпуск. Эту песню я показал им прямо на уроке
физики. Потом её мы пели много раз с выпускниками других лет по их
просьбе, на праздниках последнего звонка, на различных мероприятиях в
школе и не только в школе.
Сейчас я вспомнил её в связи с очередным Днём учителя.
Теперь в образовании многое изменилось в худшую сторону, но во все
времена, даже в самые темные, всегда оставались настоящие учителя.
Мыслящие, совестливые, знающие и умеющие учить. На них, как это и всегда
было, вся надежда.
А День учителя для нас с супругой в этот раз начался
еще в пятницу, 4 октября. Нас пришли поздравить ученики 9 класса школы,
в которой мы отработали 43 года, учитель
О.В.Буценко и
работники Нижнепоповского СДК.
Вл. Лях
Вальс выпускников на РУТУБе
|
|
ТИМУР ШАОВ: «ЖИЗНЬ –
ДЕРЬМО, НО ПЕРСПЕКТИВЫ ОЧЕНЬ ХОРОШИ»
(4.10.24)
Вот
так бывает, что живешь, суетишься, работаешь, отдыхаешь,
если получается, слушаешь и смотришь всякую белиберду и
не знаешь, что живет чуть ли не рядом человек,
творчество которого звучит с тобой в унисон. Таким
человеком оказался для меня Тимур Шаов – бард, с
оригинальными песнями которого я познакомился недавно и
совершенно случайно.
Оказалось, что некоторые из них я уже слышал, отметил их
для себя, но не знал имени автора. В деловой газете
«Калитва», ныне не существующей, редактор Любовь
Нурмухаметовна Сюськина, вела конкурс «Литературные
сезоны Калитвы», и я, пользуясь случаем, хотел бы
сказать ей спасибо за это. Теперь ничего подобного нет.
Однажды
в небольшом помещении редакции собрались несколько
участников этого конкурса, да и просто людей творческих
Общение получилось интересным, и в ходе его в исполнении
Владимира Попрядухина прозвучала песня
«И на Солнце
бывают пятна». И только теперь я узнал, что это песня Шаова. Оказалось, что его же авторству принадлежит песня
«Патриотический марш» и некоторые другие.
А рассказываю
я об этом для того, чтобы этого талантливого автора и
исполнителя с его замечательным коллективом могли
услышать и другие люди. Коллектив небольшой – всего три
человека (две гитары и мандолина), но в высшей степени
профессиональный. А для примера хочу предложить песню
Шаова «Перспективы». Исключительно злободневную и
актуальную, несмотря на солидный возраст. Ссылку привожу
с Рутуба, чтобы видео могли посмотреть все, включая тех,
для кого Ютуб закрыт.
Вл. Лях
Итак,
«Перспективы».
|
Назад
Вперёд
Материалы
о посёлке и его истории
Материалы о Г.Я. Седове
Архив
новостей
Седовская кухня
Сайт
Дзендзик
|
|