|
АРХИВ
СТРАНИЦЫ "НОВОСТИ
И КОММЕНТАРИИ"
(апрель-май 2025г)
Обновления вверху
УНИКАЛЬНЫЙ
«БИБЛЕЙСКИЙ СКЛАДЕНЬ»
(24.05.25)
Книга с автографом
Этот солидный, прекрасно оформленный том объёмом 656 страниц
вышел из печати в московском издательстве «У Никитских ворот» в
конце 2024 года, а в начале следующего он занял место на моей
книжной полке среди изданий с автографом автора. Уже давно
повелось, что на каждое подписанное издание я пишу отзыв.
Книга известного подмосковного поэта Владимира
Кучеря-Чепелёва «Библейский складень» анонсирована как
литературно-художественное издание, но в авторском предисловии
её создатель предстаёт человеком верующим и, вероятно,
воцерквлённым, что в наше время далеко не всегда одно и тоже.
В кратком анонсе к книге говорится: «Книга Библейский
складень» – это переложение библейских текстов на современный
поэтический русский язык. Этой работой автор показал связь между
Ветхим и Новым заветами Божьего промысла. В доходчивой форме
Владимир Кучерь-Чепелёв выразил духовное восприятие человеком
Господа Бога в повседневной жизни и в целом судьбу человечества
от начала Творения до Откровения…».
Вероятно, автору трудно было бы воплотить в жизнь такой
грандиозный замысел без искренней веры и осознания важности
цели, стоящей перед ним. И уже это делает книгу интересной и,
что особенно важно, убедительной для людей верующих и
интересующихся вопросами православия. Но это далеко не
единственное её достоинство.
Вообще говоря, существует немало вариантов переложения
библейских текстов на современный язык, есть также и примеры
поэтического представления отдельных библейских писаний. Но
такой представительный, логически построенный сборник, дающий
представление о Библии – издание совершенно уникальное.
Полезно, пожалуй, несколько слов посвятить толкованию понятия
«складень». Этим термином обозначают небольшую, часто походную
икону со складывающейся конструкцией, состоящая из нескольких
створок с отдельными иконописными изображениями. В прошлом
складни делали из бронзы, в наше время часто используют пластик.
Благодаря подвижному соединению на миниатюрных петлях
конструкция легко открывается и закрывается, что упрощает её
хранение и перевозку, а также защищает от разрушения вследствие
намокания или механического повреждения. Считается, что складни
как небольшие складывающиеся иконы пришли на Русь из Византии
примерно в X веке.
Вл. Лях
ЧИТАТЬ
СТАТЬЮ |
 |

|
Владимир Лория
ЧЕЛОВЕК ИЗ GUATTROCENTO1
Эдуарду Хандюкову
Он шагает чуть хромая,
В нём стремительность студента,
Я о нём один лишь знаю:
Он пришёл из Guattrocento.
В замыслах своих упрямый
И неистовый в работе,
Он рубил каррарский мрамор
В мастерской Буанарроти2.
Пил вино с самим Челлини3,
Фехтовал с ним на рапирах… |
С чёлкой, будто сизый иней,
Он творит в своей квартире,
Хоть живёт в панельном доме,
Столь талантливый и яркий.
Иногда приходит в дрёме
Друг его – поэт Петрарка4.
Он не чужд литературы,
Славен мудрыми строками.
Он ваял свои скульптуры
Одарёнными руками.
Жизнь его вся – вдохновенье,
От столетий до момента.
Для меня он – откровенье,
Чудо – эхо Guattrocento! |
22.05.25 |
1. Guattrocento (итал.
«четыреста»). Кватроченто – это общее название периода
итальянского искусства и культуры XV века, охватывающего
раннее Возрождение (1420-е – около 1500). Известен
своими новаторскими достижениями в живописи, скульптуре,
архитектуре и литературе.
2. Микела́нджело Буонарро́ти – итальянский скульптор,
живописец, архитектор, поэт и мыслитель.
3. Бенвену́то Челли́ни – итальянский скульптор, ювелир,
живописец, художник-медальер, гравёр,
писатель-историограф и музыкант периода маньеризма
флорентийской школы.
4. Франче́ско Петра́рка – итальянский поэт, глава
старшего поколения гуманистов, один из величайших
деятелей итальянского Проторенессанса. |
МОТОСЕЗОН 2025-ГО ГОДА В МОСКВЕ СТАРТОВАЛ
(20.05.25)
В столице открыт мотосезон 2025-го года! Эти слова
многое значат для 107 тысяч москвичей – именно столько
мотоциклистов было зарегистрировано в городе на конец
2024 года. Более десяти тысяч из них приняли участие в
мероприятии на Воробьевых горах вблизи от МГУ. По такому
поводу Садовое кольцо пришлось временно перекрыть:
торжественной колонной по нему промчались участники
12-го Московского мотофестиваля, приуроченного к
80-летию Великой Победы.
Мопеды, трициклы, квадроциклы, мотоциклы с
коляской, скутеры – байкеры пригнали в центр Москвы все
существующие виды транспорта. После пробега все
машины-участники были представлены на выставке, и там
было на что посмотреть. Мотоциклы со всего мира,
колоритные байкеры в специальном облачении, палатки
различных мотоциклетных фирм и клубов. На специальной
площадке дети отрабатывали навыки фигурного вождения на
мини-байках. Рядом желающие бесплатно угощались кашей из
походных кухонь. Желающие могли прямо здесь же купить
мотоцикл, а можно было выиграть двухколёсного китайского
красавца в лотерею.
На сцене выступали авторитеты мотоциклетного спорта,
работали впечатляющие аттракционы, звучала музыка
военных лет, гуляли люди. Вдоль центральной аллеи
действовала выставка «Моторы войны», где были
представлены образцы советской военной техники 30-40-х
годов: знаменитый танк Т-34, гусеничные и полугусеничные
тягачи, автомашины, мотоциклы и т.д. Можно удивляться
богатству ассортимента этих машин, разработка и выпуск
которых был обеспечен в СССР буквально с нуля менее чем
за двадцать лет после Гражданской войны. В общем,
мероприятие получилось интересным, познавательным и
зрелищным.
Вл. Лях
СМОТРЕТЬ
ВИДЕО |
В МОСКОВСКОЕ МЕТРО ВЕРНУЛСЯ СТАЛИН (17.05.25)
В
московском метрополитене отрыли воссозданный
исторический горельеф (рельефное панно) «Благодарность
народа вождю-полководцу» с изображением Иосифа
Виссарионовича Сталина в окружении трудящихся и детей.
Композицию установили в торце кольцевой станции
«Таганская», где находится переход на одноименную
станцию Таганско-Краснопресненской линии. Открытие
приурочили к 90-летию метро. Об этом сообщило РИА
Новости.
В центре композиции – фигура И.В. Сталина в полный рост в
военном мундире. Он заложил правую руку под борт кителя,
а в левой держит свёрток документа. Его окружают
советские рабочие, колхозницы и дети с букетами цветов.
Скульптуру восстанавливали по архивным фотографиям. Оригинал
был полностью уничтожен в 1966 году при строительстве
пересадки с фиолетовой линии на «кольцо». Но фигуру
Сталина с горельефа убрали еще раньше – сразу после так
называемого разоблачения «культа личности» – в 1956-м.
От объявления о планах восстановить горельеф до его
открытия прошло всего несколько дней. Сообщение
метрополитена об установке скульптуры Сталина вызвали
бурные обсуждения. Многие выступали против. Ныне
полузабытая партия «Яблоко» напомнила о себе мнением о
недопустимости игнорирования исторической памяти и
неуважения к жертвам репрессий.
«Мы считаем недопустимым возврат в общественное
пространство символов, ассоциирующихся с самым мрачным
периодом отечественной истории. <...> Москва не должна
быть городом, поощряющим культ диктатора. <...>
Возвращение символов сталинизма в Москву – это плевок в
лицо истории, это акт глумления над потомками
репрессированных, это позор для Москвы», – заявили от
имени Бюро московского отделения партии, призвав
отказаться от этой инициативы и «сосредоточиться на
сохранении и увековечивании памяти о жертвах репрессий.
«Яблоко» даже направило обращение вице-мэру столицы,
главе департамента транспорта Максиму Ликсутову, а также
инициировало сбор подписей против установки барельефа.
Желающих разделить солженицынское мнение этой
микропартии нашлось немного. Под публикациями РИА
«Новости», например, из 507 ответов «за» проголосовали
91,7%, против – 7,5%, равнодушных нашлось лишь 0,8%.
Либералы, как можно судить, в современном российском
обществе непопулярны, что вполне естественно. Но и
радоваться серьёзным изменениям государственной политики
весьма преждевременно. Власть маневрирует. Не будем
забывать о фанеровке Мавзолея В.И. Ленина.
Сейчас развелось немало последователей подручного
Горбачёва, политического негодяя Яковлева: ударить
Лениным по Сталину, а потом Плехановым бить по Ленину.
Теперь же, учитывая конъюнктуру, бьют Сталиным по
Ленину. Между тем И.В. Сталин всегда подчёркивал: «Что
касается меня, то я только ученик Ленина и цель моей
жизни – быть достойным его учеником». Кстати, на
восстановленном панно вверху, на знамени, присутствует и
профиль В.И. Ленина, как бы венчающий сюжет.
КПРФ выступила за возвращение горельефа со Сталиным,
назвав это событие «восстановлением исторической
справедливости», что, собственно, так и есть. Стоит напомнить, что 29 апреля Путин одобрил решение,
согласно которому аэропорту Волгограда официально
присвоено его историческое название «Сталинград». А в
самом городе началась реставрация памятника В.И. Ленину
на площади его имени, на работы выделено 12,6 млн
рублей.
Вл. Лях |
 |
ВЕЧНЫЙ
ОГОНЬ В ЧЕСТЬ ЗАЩИТНИКОВ МОСКВЫ
(12.05.25)
К Дню Победы был
восстановлен самый первый в Москве Вечный огонь - на
Преображенском кладбище. Это самый большой военный
некрополь в городе, здесь упокоились 10 тысяч 678
человек. В основном это солдаты и офицеры со всего СССР,
погибшие при обороне Москвы и скончавшиеся в городских
госпиталях от ран с 1941 по 1948 год. Поблизости
памятник павшим под Кронштадтом в 1921 году командирам и
курсантам 2-й московской пехотной школы.
Вечный огонь на Преображенском зажгли в 1956 году, на
11 лет раньше, чем всем известный символ победы в
Александровском саду. Факел на кладбище горел более 40
лет, но его погасили в 2004 году по причине износа
газопровода. Сейчас в Москве есть три Вечных огня: в
Александровском саду, на Поклонной горе и на
Преображенском кладбище.
В День Победы воинский некрополь посетил Максим Лях. Он
возложил цветы к братской могиле, в которой похоронен
Лях Прокофий
Константинович. Ему не нравилось это имя, и
все называли его Владимиром. Он работал парторгом
Кривокосского рыбзавода (ныне посёлок Седово в ДНР, и
там на Мемориале тоже есть его имя), а
перед самой войной ему поручили руководство Будённовским
коммунхозом. Владимир Константинович был родом с
Полтавщины, как и Георгий Седов, и многие жители
приазовского посёлка Седово, в 1942 году он погиб под
Москвой. Это был очень интеллигентный, начитанный,
внимательный к людям человек. Он был мужем моей
мамы, и
по её воле я несу по жизни имя и фамилию дорогого ей
человека.
Вл. Лях |
 |
ПЕРВОМАЙ
– ПРАЗДНИК, ДОБЫТЫЙ В БОРЬБЕ
(1.05.25)
День
международной солидарности трудящихся всего мира –
праздник, который отмечают 1-го мая в десятках стран. С
середины XIX века рабочий класс начал отстаивать право
на достойную оплату труда, восьмичасовой рабочий день и
социальные гарантии. Это стоило немало крови и жизней,
однако в результате многолетней борьбы трудящимся
развитых стран удалось добиться своего. А начиналась
история этого Дня, можно сказать, на другой стороне
земли – в Австралии. Каменщики штата Виктория 21 апреля
1856 года устроили забастовку и потребовали сократить
12-часовой рабочий день до восьми часов. Хозяева
согласились на это, но и зарплаты урезали. В те времена,
стоит отметить, положение рабочего класса во всем мире
было тяжёлым: мизерная заработная плата при тяжком труде
по 12-15 часов без всяких больничных и отпусков. Даже
выплаты при производственной травме были весьма редкими
и исключительно по милости хозяев.
Лиха беда начало. Инициативу австралийцев подхватили в
Чикаго: 1 мая 1886 года примерно 40 тысяч рабочих
потребовали ввести восьмичасовой рабочий день. К ним
присоединились рабочие Нью-Йорка и Детройта. Однако на
следующий день на одном из чигакских заводов просто
уволили полторы тысячи рабочих и вызвали штрейкбрехеров.
Забастовщики попытались не пустить предателей на завод,
но полиция жестоко разогнала протестующих. Четыре
человека погибли, а десятки получили травмы. Силовое
подавление вызвало новые протесты.
Вечером 4 мая в Чикаго возник стихийный митинг на
площади Хеймаркет. Полицейские снова попытались обуздать
толпу, но кто-то бросил в них бомбу. В ответ полиция
начала стрелять по толпе, в суматохе попадая и по своим.
В результате погибли семь полицейских и четверо горожан,
более 100 человек получили ранения. Уже на следующий
день начались аресты участников стачки, профсоюзных
лидеров и всех «левых», которые попадали под руку. Суд
даже не пытался выяснить личность метнувшего бомбу. Во
всём обвинили восьмерых анархистов – якобы, бомбист
действовал под впечатлением их речей. Четверых из
арестованных, отказавшихся просить о помиловании,
приговорили к смерти. Стоя у виселицы, вместо последнего
слова они пели «Марсельезу», патриотическую песню времен
Французской революции.
Летом 1889 года Парижский конгресс II Интернационала
объявил 1 мая Днем солидарности рабочих всего мира.
Отмечать его решили демонстрациями, требованиями
сократить рабочий день до восьми часов и предоставить
другие социальные гарантии. Так Первомай стал ежегодным
праздником.
В дальнейшем борьба за свои права тоже не давалась
легко. Нередко, например, в Чикаго, рабочие манифестации
оборачивались трагедиями. Когда работники текстильных
фабрик французского города Фурми, трудившиеся за гроши
по 12 часов в день, имея один выходной, вышли 1 мая 1891
года на мирную демонстрацию, по ним стали стрелять.
Рабочие Российской империи присоединились к
первомайской традиции год спустя, когда в 1890-м в
Варшаве (в те времена Царство Польское входило в состав
Российской империи) прошли стачки, в которых участвовали
10 тысяч рабочих. Поначалу люди надеялись на милость
царя-батюшки, однако после Кровавого воскресенья эта
вера угасла. На маёвках всё чаще стали звучать лозунги:
«Долой самодержавие!», «Долой министров-капиталистов!»,
а с началом Первой мировой – «Долой империалистические
войны!» и «Вся власть Советам!». Когда случилась
Февральская буржуазная революция 1917 года, миллионы
рабочих впервые открыто отпраздновали Первомай. Никаких
большевиков на политической арене ещё не было.
После Великой Октябрьской Социалистической революции
одним из первых законов Совета народных комиссаров стал
Декрет о восьмичасовом рабочем дне. Тогда Первомай стал
государственным праздником – с парадами, митингами и
праздничными шествиями во всех союзных республиках. В
связи с праздником предоставлялось два выходных, и
многие люди эти дни проводили на дачах, выезжали на
природу, праздновали вместе с друзьями.
Вл. Лях |
 |
Книга Юрия Богданова «Святой
венец России»
(26.04.25)
Книга с
автографом
Книга «Святой
венец России» поэта Юрия Богданова вышла в 2022
году в столичном издательстве «У Никитских ворот».
Великолепно изданная книга имела
успех, и через год тираж её был допечатан. Тогда же эта
замечательная книга заняла место на моей книжной полке среди
изданий с автографом авторов. На каждую такую книгу я пишу отзыв.
Это не
обычный сборник стихотворений, поэм и даже не стихотворный роман.
«Святой венец России» – это одно, цельное поэтическое
произведение, весьма редкого жанра, называемого «Венок венков
сонетов», или по-иному – «Корона венков сонетов». Уже по слову «корона»
можно почувствовать, что такое произведение – это высший пилотаж
поэтического творчества. Счастливое сочетание заключается в том,
что и содержательно книгу можно без преувеличений назвать
уникальной. На её страницах в
аристократической форме сонетов запечатлены исключительно важные
в контексте отечественной культуры образы православных святых,
начиная с первых веков принятия на Руси православия и до
нынешнего времени.
Сам по себе
сонет встречается среди поэтического наследия и в современной
поэзии довольно часто, но и он является скорее принадлежностью
поэтической элиты – как писательской, так и читательской. В
частности, сонеты присутствуют в наследии Уильяма Шекспира,
Данте, Петрарки, Гёте, Мицкевича и многих других европейских
поэтов. Сонеты занимают почётное место и в поэтическом наследии
российских стихотворцев: В.К. Тредиаковского, А.П. Сумарокова,
Е. А. Баратынского, Н.М. Языкова, А.С. Пушкина, А.А. Фета, Н.А.
Некрасова и других.
Эта поэтическая форма
интересовала и поэтов «Серебряного века», частности, В. Я.
Брюсова, К. Д. Бальмонта, А. А. Блока, Н. С. Гумилёва, С.А.
Есенина и других. И в советское время
сонеты были не менее популярны. Их создавали, в частности, Анна
Ахматова и Марина Цветаева.
Сонет в
классическом виде представляет собой стихотворение из 14 строк,
состоящее из двух четверостиший (катренов) и двух трехстиший (терцетов).
Венок состоит из 15 сонетов. Первая строка второго сонета
совпадает с последней строкой первого, третий начинается с
последней строки второго и т. д. Пятнадцатый сонет, называемый
магистральным, состоит из первых строк предшествующих 14 сонетов.
Таким образом образуется поэма в 210 строк. Безусловно,
сочинение такого произведения – дело исключительно трудное.
Корона венков
сонетов – это произведение несравнимо более сложное и в процессе
создания, и при восприятии его читающей публикой.
В короне составными частями служат уже не сонеты, а 15
классических венков, объединённые в корону по тем же правилам,
так что образуется единое повествование в 3150 строк. Понятное
дело, что создание такого поэтического произведения – задача
исключительно сложная, требующая от автора высочайшего
мастерства и многогранной подготовки.
Завершая этот
краткий обзор, отметим, что во второй части книги имеется
интересная и доступная даже не слишком искушённым читателям
литературоведческая статья Евгении Ромейко-Богдановой,
посвящённая теории венка сонетов.
ЧИТАТЬ СТАТЬЮ ЦЕЛИКОМ
|
 |
 |
В ИНДИИ
ПРИНЯТО ЧИСТИТЬ ЯЗЫК
(20.04.25)
Сын, вернувшийся из Индии,
предложил мне удивительный
сувенир – медную дужку
для чистки языка. Не имея такой привычки,
и даже никогда не слышав о таком,
я от сувенира отказался, но из любопытства
потом поинтересовался этой
процедурой в Интернете. Она, как
выяснилось, существует не только в Индии.
Считается, что регулярная чистка языка помогает
избавиться от множества болезнетворных микробов, а
значит и от неприятного запаха изо рта гораздо
эффективнее, чем обычной чисткой зубов, обогатить
вкусовые ощущения, которые, якобы, притупляются из-за
налёта на языке. Утверждают даже, что через массаж
рецепторов языка можно активизировать даже работу
внутренних органов.
Язык
следует чистить дважды в день, одновременно с чисткой
зубов. Особенно важно очищать язык вечером, перед сном,
поскольку в течение ночи остатки пищи на языке быстро
разлагаются. Когда вы увидите то, что остается на
языкочистке, будет понятно, почему надо чистить не
только зубы. Рекомендуется полоскать рот прохладной
водой после каждого приёма пищи, чтобы смыть остатки
пищи с зубов и языка.
Следует
промывать языкочистку после каждого использования.
Приспособление, как и зубная щетка, является предметом
личной гигиены и желательно, чтобы у каждого члена семьи
был свой очиститель языка.
Вл. Лях |
 |
АРБАТ.
МУЗЫКА. ТЕАТР. «МАСКАРАД» В ТЕАТРЕ ИМ. ВАХТАНГОВА
(17.04.25)
Театр
Вахтангова – один из самых популярных театров в России,
который много гастролирует внутри страны и за рубежом.
Здесь зрителей вдохновляют и радуют своим творчеством
лучшие артисты и режиссёры.
Театр расположен в центре Москвы на улице Арбат,
которая своей уникальной атмосферой как нельзя лучше
готовит зрителя к восприятию театрального действа.
Репертуар театра широк и разнообразен.
Поэтическая драма Михаила Лермонтова –
беспощадная правда о жестоком мире, где нравственность
ходит по острию ножа. Но пьеса «Маскарад», поставленная
Римасом Туминасом на основной сцене театра – это и
праздник, чарующая музыка, яркие костюмы, загадочные
маски, которые интригуют, злословят, шутят, оставаясь
неузнанными. Маскарад – это иллюзия свободы от всех и
самого себя. И это вполне актуально в наши дни.
СМОТРЕТЬ ВИДЕО
|
В
ИТАЛЬЯНСКОМ ДВОРИКЕ ВСЁ ТАК ЖЕ УЮТНО
(11.04.25)
В ближнем
столичном ресторане итальянской кухни Ил Патио, что
означает «Итальянский дворик», мы отметили день рождения
старшего сына. Он бывал в Италии, и кухня этой страны
ему очень близка. Для меня она тоже привлекательна,
поскольку в ней много различных соусов и блюд с
морепродуктами, хотя и мясные деликатесы тоже
присутствуют. И всё это, как правило, готовится с
большой выдумкой, подаётся с нерядовым эстетическим
оформлением. Даже лепешки фокачча с зеленью и оливковым
маслом, подаваемые в качестве хлеба, могут считаться
деликатесом, настолько они вкусны. В этом заведении мы
не раз бывали раньше, и можно заметить, что с тех пор
ресторан не стал хуже. Меню по-прежнему богатое,
интерьеры привлекательны, а цены не стали существенно
выше.
Вл. Лях |
 |
ТАКИЕ
РАЗНЫЕ СОСЕДНИЕ СТРАНЫ
(4.04.25)
Любого
антикоммуниста хлебом не корми, но дай полить помоями те
немногие государства, которые продолжают строить
социалистическое общество. Китай им не по зубам, поэтому
они максимум что себе позволяют – это утверждать, что
никакого социализма в Китае нет. На Северную Корею эта
публика только огрызается, ибо там есть чем остудить
чересчур горячие головы воинствующих либералов. Но мимо
республики Куба, расположенной на одноимённом острове,
они не могут пройти мимо. И живёт Остров Свободы бедно,
и демократии там не хватает, и вообще всё не так.
Мы три
года назад отдыхали на пляжах Варадеро, ездили, несмотря
на пандемические запреты, в Гавану, общались с
кубинцами. Никакой ностальгии по временам Фульхенсио
Батисты, когда на Кубе хозяйничали американцы, мы не
увидели. А то, что за полвека США,
организовавшие массу санкций против соседней
страны, так и не смогли устроить на Кубе цветную
революцию, как они не раз это сделали в разных странах
мира, – о многом говорит.
На Кубе живут небогато, но там есть
справедливость, и кубинцы это ценят. Они жизнерадостны,
подвижны, очень музыкальны, общительны и доброжелательны.
Кубинская медицина славится во всём мире, и кубинские
врачи работают во многих странах.
Куба –
единственная страна в Америке, где все умеют читать и
писать. Кубинские дети знают, что их отцы и деды были
лишены образования, сознают свой долг – учиться и за
себя, и за них. Было время, когда в стране не хватало
учителей, и тогда ученики старших классов вели уроки в
младшей школе. Сейчас кубинские учителя работают и в
других странах (например, в Анголе). Их отличает высокий
уровень профессиональной подготовки.
А
рядом, всего в 77 километрах, тоже на одноимённом
острове, и тоже открытом Х. Колумбом, расположена страна
Гаити, живущая при капитализме и в дружбе с США. Царство
уличных банд, невиданного беспредела и жесткости. Об
этой стране либералы «почему-то» предпочитают не
говорить.
Вл. Лях |
 |
ВАСИЛЬКИ
БЫВАЮТ РАЗНЫХ ЦВЕТОВ
(3.04.25)
Пару лет
назад я рассказал в сети о неизвестно откуда взявшихся
на клумбе цветущих растениях, похожих на васильки. Они
были разного цвета и попали, вероятно с другими семенами
из магазина. Нашлись оппоненты, порой весьма
радикальные, которые утверждали, что васильки бывают
только одного цвета – синего. И вот мне на глаза попался
пакетик с семенами василька декоративного, выведенного
селекционерами. Растение имеет много окрасок – белую,
голубую, синюю, розовую, карминную, лиловую. Есть форма
даже с крупными махровыми цветами. Семена можно купить в
магазинах, можно также выписать их по почте.
Растение светолюбивое, холодостойкое. Почвы
предпочитает рыхлые, питательные, нейтральные.
Размножают посевом семян в апреле-мае в открытый грунт.
Глубина заделки семян 0,3-0,5 см. При температуре почвы
+20°C всходы появляются через 14-20 дней. Сеянцы
прореживают, выдерживая расстояние между растениями
15-20 см.
Вл. Лях |
Назад
Вперёд
Материалы
о посёлке и его истории
Материалы о Г.Я. Седове
Архив
новостей
Седовская кухня
Сайт
Дзендзик
|
|