Новости
|
ПАРНАС,
ПЕГАС И ПИЛЕНГАС
стр. 26
ВЛАДИМИР ЛЯХ
Колодцы моего
детства
У каждого
человека, пусть даже давным давно вышедшего из детского
возраста, навсегда хранятся в памяти картины незабываемого
периода жизни и тех мест, где он был счастлив и беззаботен. Одни
помнят лес, другие море, кого-то греют воспоминания о цветущей
весенней степи, а другим во сне является неброская красота
тундры.
Многих из этих людей, кроме им одним известных
примет детства, я думаю, объединяет ещё и память о колодцах. В
большинстве небольших посёлков и деревень в 1950-60-е годы, да
во многих и позже, не было водопровода, и именно колодцы
снабжали живущих там людей живительной влагой. Нередко в
российских деревнях делали два водоносных сооружения, такая
бытовала традиция. Один – в центре поселения, а другой – около
дороги, на окраине – для добрых духов, охраняющих покой жителей.
Люди во все времена трепетно относились к колодцам.
Чтобы в этом убедиться, достаточно вспомнить, сколько преданий,
легенд, сказок песен им посвящено. «Колодец, колодец, Дай воды
напиться! Колодец, колодец, Дай неба глоток!», "Учкудук, три
колодца", "Копав, копав криниченьку"...
В посёлке моего детства, названном в честь своего
знаменитого уроженца, исследователя Арктики Г.Я. Седова,
колодцев было не два, а гораздо больше. Небольшое поселение на
берегу Таганрогского залива Азовского моря появилось на карте
Российской империи в 1750 году как казачий сторожевой пост, и
уже в это время перед жителями встала проблема питьевой воды.
Долгое время её возили из ближнего хутора Обрывского,
расположенного на возвышенной материковой местности, где казаки
имели земельные наделы. В нынешнем селе Обрыв и до сих пор
сохранился старинный, очень глубокий колодец, где до воды –
десятки метров.
Дело было вовсе не в трудностях устройства колодцев.
Низменная Кривая Коса, у основания которой возник будущий
зажиточный хутор Кривокосский, ставший через два века посёлком
Седово, практически не чинила препятствий для рытья колодцев.
Легкий плодородный слой здесь редко превышает штык лопаты, а на
большую глубину вниз (никто не знает, на сколько метров) уходят
залежи ракушки. Они свидетельствуют о том, что миллионы лет в
этом месте был мелководный водоём. Коса, то есть уходящая в море
на 9 километров полоса суши, возвышается над уровнем моря всего
на несколько метров, поэтому колодцы здесь неглубокие, до воды в
среднем три-четыре метра, а весной, когда уровень моря
поднимается, бывает и того меньше. В это время вода появляется
во многих подвалах, и вычерпывать её не имеет никакого смысла.
Со временем она уходит сама.
Обычно воду в прежние времена искали так называемые лозоходцы
с помощью небольшой рамки из лозы, поворачивавшейся, если близко
к поверхности почвы была вода. На Кривой Косе этот метод
бесполезен, ибо вода здесь на небольшой глубине повсюду. Однако
проблема в том, что она очень жёсткая, из-за содержащихся в ней
хлоридов имеет зеленоватый цвет, и в большинстве случаев
непригодна для питья. Искать хорошую воду приходилось
исключительно методом тыка, то есть копать, не жалея труда,
колодцы в разных местах. Подходящий источник, в конце концов,
нашёлся в окрестной степи, почти в километре от хутора,
растянувшегося вдоль берега моря. Выложенный из блоков
ракушечника колодец освятили, а со временем в этом месте была
построена церковь в честь святых апостолов Петра и Павла,
существующая уже без малого два века.
Воду в этом главном колодце посёлка называли сладкой, реже –
белой, в отличие от той, что была в большинстве колодцев во
дворах жителей и различных учреждений. Строительство колодца и
затем церкви положило начало росту селения не только вдоль моря,
но и вдаль от него. До того, как улица, ведущая от моря к
церкви, была названа в честь революционера Якова Свердлова, в
народе она неофициально именовалась Церковной. Была она в это
время обозначена всего несколькими домами, а на перекрёстке этой
улицы с нынешней улицей Комсомольской высился присыпанный песком
старый мусорник, убранный только в начале 1960-х годов.
В нескольких сотнях метров от «церковного» колодца на
территории помещичьей конюшни, в советское время ставшей
колхозной, вырыли другой колодец, и там тоже оказалась хорошая
вода. Около этого колодца в 1960-е годы стоял журавель, и висело
ведро, опоясанное железным обручем, чтобы сразу тонуло. Этот
колодец снабжал водой не только конюшню, но и жителей окрестных
домов, а потом и Дом культуры, построенный в 1961 году.
Посетители киносеансов и концертов, особенно детвора, шли
колодцу, чтобы напиться. Иногда кто-то оставлял на колодце
кружку, потом она пропадала, вместо неё появлялась другая. Если
кружки не было, то пили прямо из ведра, слегка его наклоняя.
Примерно в это же время на южном углу поселкового
парка, недалеко от Дома культуры и от церкви, был сооружён
общественный туалет. Он содержался в порядке, но как бы там ни
было, контактировал с грунтовыми водами. Причём, этот «туалет
типа сортир» был в посёлке не один. По мере увеличения числа
учреждений, усиливалась и негативная нагрузка на водоносный
слой. Кроме того, «сооружения неизвестного архитектора» были,
естественно, и в каждом дворе. И всё же, пока в посёлке не
начала развиваться курортная инфраструктура, и сюда не хлынул
многотысячный поток отдыхающих, колодезное водоснабжение
оставалось безальтернативным. Общественные колодцы регулярно
хлорировали, причём не все сразу, а поочерёдно. При этом на
колодце писали мелом или вывешивали листок с указанием, когда
воду можно будет брать.
Колодцы влияли на весь бытовой уклад жизни. Поход за
водой постепенно приобрёл внешние черты ритуала. Надо заметить,
в то время в посёлке считалось, что правильно говорить «по
воду», а не «за водой» и детишек ревностно поправляли, если они
выражались не так. Говорили: «за водой пойдешь – не вернёшься,
имея в виду смысл «идти за течением».
Для бытовых нужд воду брали из своих колодцев, а за питьевой
шли «до церквы». В 1960-е годы можно было видеть, как к колодцу
с вёдрами на коромысле то там, то сям идут женщины. За моей
матерью обычно заходила невестка Полина, и вдвоём они, чинно
двигаясь по нашей улице Свердлова, заходили за Марией, женой
двоюродного брата матери Александра Александровича Хандюкова.
Если ей была нужна вода, то дальше они отправлялись уже втроём.
Иногда, в совсем ещё детском возрасте, я тоже составлял им
компанию, неся в руках небольшой бидончик. Женщины,
разговаривая, шли так медленно, что я описывал вокруг них круги
и успевал несколько раз сбегать к колодцу и обратно.
И вот, наконец, поодаль от навеса поселкового рынка,
называемого в просторечии базаром, виднеется чисто выбеленный
колодец. Вокруг него всегда мокро от пролитой воды. Колодец
огорожен заборчиком из крашеного масляной краской штакетника, с
передней стороны в ограде оставлен проём.
Возле колодца, как правило, какая-нибудь хозяйка
набирала воду, а то бывала и небольшая очередь. После взаимных
приветствий, каких-либо шутливых замечаний, завязывалась беседа,
длившаяся порой довольно долго, так что я успевал отнести бидон
с водой домой и вернуться обратно. Провинциальная жизнь в то
время вообще отличалась неспешностью и основательностью,
заметные события в ней случались нечасто, но женщины и тогда
находили о чём поговорить.
Над этим колодцем, как, впрочем, и над всеми
другими, была крашеная в зелёный цвет дощатая будка, в её
верхней части располагался вал из оструганного бревна, на
который наматывалась цепь, а с правой стороны будки располагался
ворот. Общественное ведро, если его и вешали время от времени,
долго не держалось, и каждый водонос на зацеп вешал своё.
Наконец, обсудив все новости, планы, последние
кинофильмы и прочие достойные обсуждения темы, женщины помогали
друг другу повесить на крючок коромысла заднее ведро, потом
самостоятельно, придерживая коромысло одной рукой, вешали
переднее и, не делая резких движений, плавно отправлялись в
обратный путь. Чтобы вода не плескалась в ведро клали деревяшки.
Двигались не быстро, два-три раза останавливаясь отдохнуть.
Опять что-то обсуждали, о чём-то говорили, и было заметно, что
общение для водоносиц отнюдь не менее важная часть процесса, чем
сама вода.
Поодаль от колодца располагалось футбольное поле,
вдоль которого тянулся ряд лавочек на вкопанных в землю столбах.
Время от времени, по выходным, здесь проходили матчи с приезжими
командами, собиравшие едва ли не половину посёлка. Острые
моменты матча сопровождались таким громогласными криками, что
слышно их было даже и на самых дальних улицах. Скамеек на всех
не хватало, поэтому многие сидели на базарных прилавках или
принесённых с собой стульчиках. Иногда занять место приходили
заранее и оставляли на скамейке газету, придавленную куском
кирпича.
И для колодца это тоже было напряженное время.
Болельщики то и дело подходили попить, набирали воду в бутылки,
поскольку другой возможности утолить жажду не было. К каждому
матчу на цепь обязательно вешали ведро.
За футбольным полем, если смотреть от моря, в углу парка много
лет работала летняя танцплощадка. Её посетители и просто зеваки,
немалым числом приходившие «под танцы» поглазеть на
происходящее, тоже, если хотели пить, отправлялись к колодцу.
Посёлок рос, и строились новые колодцы. Популярным был
колодец около автобусной остановки, напротив правого торца
тогдашней конторы рыбзавода. Отсюда носили питьевую воду в
школу. Там имелись свои колодцы и во дворе, и даже в подвале, но
вода в них была технической. На улице Калинина был ещё колодец
на углу с нынешней улицей Мищенко, тогда называвшейся Базарным
переулком, но существовал он сравнительно недолго.
Много лет функционировали колодцы на углу улиц Войкова
и Комсомольской, а также на улице Кирова – около подворья
Хуриленко. В последнем, кстати, почти всегда висело ведро. Там
однажды я чувствительно получил воротом по голове по вине одного
приезжего дуралея, бросившего ведро с недопитой водой обратно в
колодец.
Последним был сооружён колодец на улице Кирова, там,
где она делает изгиб вблизи северного угла парка, на этом месте
и до сих пор осталось бетонное кольцо от этого колодца, и здесь
по-прежнему с тех времён растёт шелковица. Это единственное
место, где сохранилось материальное свидетельство об
общественных колодцах, своего рода памятник, который вполне бы
мог здесь стоять.
Во второй половине 1960-х годов развитие индустрии
отдыха в тихом посёлке с патриархальным укладом жизни приобрело
серьёзный размах. Непривычные к пляжным вольностям благочинные
отцы семейств, то и дело делали замечания праздным пляжницам,
выходившим в купальных костюмах в посёлок, ставились даже
запрещающие информационные щиты, но всё было тщетно. Курорт есть
курорт, и жителям пришлось с этим смириться..
Строились новые и новые пансионаты. Людей, живших у
моря стали переселять, им давали участки, строили дома, порой,
как говорится, краше прежних. Правда, звук прибоя туда уже не
долетал. Для колодцев наплыв приезжих принёс угрозы: в них время
от времени подвыпившие отдыхающие бросали всякий мусор, чего
местное население никогда себе не позволяло.
В это время традиция ходить с коромыслом к колодцам
среди местных дам постепенно сошла на нет. Многие из них стали
работать, поскольку появилось больше рабочих мест в
расширявшемся производстве рыбколхоза, в пансионатах, в новых
магазинах. Соответственно, росло и благосостояние. Жители
обзаводились мотоциклами, некоторые – автомашинами. Вопрос
доставки воды, в конце концов, пал под напором эмансипации и
технического прогресса, он стал сугубо бытовым и прозаичным.
В нашей небольшой семье обязанность доставки воды
перешла по наследству ко мне. К этому времени я пересел со
«Школьника» на «большой» велосипед харьковского велозавода с
логотипом в виде летящей ласточки, из-за чего и сам велосипед
называли уважительно «Ласточка». В то время в наших местах эта
марка пользовалась большим авторитетом. Конкурировавшая с ХВЗ
марка подмосковного производства «Десна», имевшая логотип в виде
летящего аиста, имела гораздо меньшую популярность.
Надо заметить, что велосипед для многих подростков в те
годы был не просто средством передвижения, но и объектом
оформительского творчества, можно даже сказать – шика. Для
креативных велосипедистов было важно сделать на «лайбе» хороший
«обвес». Отсутствие заводских тюнинговых деталей открывало
простор недюжинной фантазии. На руль и раму надевали
всевозможные шланги, на ручки руля – пластиковые колпачки от
болгарских винных бутылок, находили своё место фары, счётчики
пути, выменянные на что-нибудь другое, активно использовалась в
тюнинге изолента и другие подручные материалы. Велик обвешивался
катафотами, электрическими динамками, на руль крепились зеркала,
на колеса ставились самодельные «трещотки», а в колеса между
спиц вставлялись цветные кружочки, полоски и прочее, что только
можно было найти. Кто это помнит – тот поймёт, о чём речь.
Велосипед обклеивали переводными картинками с гоночными
машинами, на «сидушку» и багажник вешалась бахрома, а на крылья
внизу крепились резиновые брызговики. Кроме всего
перечисленного, на моём железном коне был еще горящий от
батарейки стоп-сигнал, куча переключателей на сумочке с
инструментами, самодельный ручной тормоз на переднем крыле, и
там же крепился алюминиевый олень, скопированный с автомобиля
«Волга».
Довольно скоро я освоил технику «вождения» с двумя ведрами
воды на руле, балансируя так, что вода почти не расплёскивалась.
Так же стали возить воду и другие обитатели нашей улицы. Как
когда-то женщины заходили за моей матерью, теперь мои друзья
заезжапи за мной на «лайбах», чтобы ехать к колодцу, причём
предпочитали мы колодец у конюшни. Там, в укромном месте, можно
было не только «порешать пацанские вопросы», но и, порой,
перекурить.
Постепенно наступило время, когда колодцы уже не могли
обеспечивать жителей посёлка и многочисленных гостей
качественной водой. Более того, открытые колодцы могли стать
источником инфекции. Что было хорошо для маленького
провинциального посёлка – не годилось для одного из крупнейших
курортных центров Донецкой области.
Так, вслед за асфальтом и развитой торговлей, в посёлок
Седово пришёл водопровод. Поначалу он существовал параллельно с
колодцами. Поскольку качество водопроводной воды уступало
колодезной, да к тому же сказывалась привычка, многие жители
продолжали пользоваться колодезной водой. Но потом в колодце на
углу Калинина и переулка Базарного жители обнаружили дохлую
кошку. Колодец прохлорировали, однако, воду оттуда больше никто
не брал. Колодец за ненадобностью закрыли бетонной плитой.
Интерес к колодцам стал постепенно слабеть.
Чугунные водопроводные колонки довольно долго
тоже были местом паломничества, как в своё время колодцы.
Жители, почувствовав себя горожанами, деловито шли с вёдрами к
водоразборным колонкам на перекрёстках улицы Комсомольской,
около церкви и в других местах, но этот процесс уже не имел тех
красок и той поэзии, как когда-то походы к колодцам. Постепенно
ушли из обихода и коромысла. В нашем доме расписное коромысло, с
которым когда-то ходила к колодцу моя мама, хранится на видном
месте, как реликвия из того, уже весьма давнего, времени.
Потом постепенно уличные колонки выходили из строя, и
их уже не восстанавливали, поскольку водопровод пришёл в дома, в
учреждения, и нужда в уличных водоразборных колонках
отпала. Тем более что к этому времени некоторые жители стали
возить воду от природного родника близ города Новоазовска, а в
продаже перестала быть редкостью бутилированная вода на любой
вкус и кошелёк. Воду под брендом «Новоазовская», поднятую с
глубины 350 метров в районе заповедника Хомутовская степь, с
1991 года стали разливать и в районном центре Новоазовск. Этот
факт отодвинул водопровод на второй план точно так же, как
водопровод в своё время потеснил колодцы. Теперь большинство
жителей за небольшую плату покупают разливную воду, предлагаемую
во всех магазинах.
В один из последних приездов на родину, я увидел
колодец около давно закрытой конюшни в запущенном состоянии,
было видно, что воду здесь уже никто не берёт. Меня охватило
чувство сожаления. И к старому колодцу, некогда поившему моих
односельчан чистой водицей, и к ушедшему времени, и ко всему
тому, чего уже не вернуть. А старинный колодец в селе
Обрыв всё так же в строю, но вода из него, признаюсь честно, мне
не показалась уже такой же вкусной, как раньше.
НАЗАД ВПЕРЕД
Литературная
страница
ОГЛАВЛЕНИЕ СТРАНИЦ АВТОРА
Владимир Лях
Стихи.ру
Проза.ру
Новости |
|