Новости
|
ПАРНАС,
ПЕГАС И ПЕЛЕНГАС
стр. 33
ВОСЬМАЯ
КНИГА ДЕХКАНИНА АНДРЕЯ ДЕБАБОВА
(25.02.25)
В
конце января 2017 года, в заключительной части литературного
вечера, организованного подмосковным литобъединением «Угреша»
(г. Дзержинский) с успехом выступил лауреат премии имени Я.В.
Смелякова поэт Андрей Сергеевич Дебабов, представивший свою новую книгу
стихов «Ан Дехканин. Ночи с Гульнарой. 1001 песнь». Этой же
книге была посвящена презентация, состоявшаяся 15 апреля 2022
года в Центральном Доме литераторов, на
которой присутствовали читатели, ценители творчества поэта и
представители поэтического бомонда столицы. Там я и получил
экземпляр издания с дарственной надписью поэта, ставший поводом
к продолжению цикла «Книга с автографом». Это был первый сборник,
с которого началось знакомство читателей со своеобразными
песнями-ночами
Учитывая
уникальный жизненный и профессиональный опыт автора, можно
уверенно предположить, что восточный колорит авторской идеи
возник не на пустом месте. Эта особенность не только окрашивает
определённым образом поэтическое повествование, но и придаёт ему
логику и весомость классических постулатов Востока. Поэтической
строкой разных размеров и стилей Андрей Дебабов доносит до
читателя свои представления о различных личностях, событиях и
периодах в истории страны и мира.
Конечно, эти
оценки нельзя признать однозначными, да это и не нужно,
поскольку речь идёт о системе взглядов конкретной личности,
пусть даже и наделённой поэтическим даром. Можно спорить или
соглашаться с автором, но познакомиться с книгой Андрея Дебабова
однозначно стоит. Без этого представления о современной
российской поэзии не будут полными.
В первую книжку
небольшого формата с голубем мира на обложке вышли 80
песен-ночей. Римская цифра «I» на ней изначально
засвидетельствовала намерение автора «разговор» с Гюльнарой
продолжить. Книга вышла в издательстве «Серебро слов», г.
Коломна.
И вот своё место
на моей книжной полке заняла новая книга из этой серии, теперь
уже восьмая, и она тоже увидела свет в том же издательстве.
Автографа на этом миниатюрном томике нет, но это объяснимо
обстоятельствами, в которых Андрей Дебабов мне его презентовал.
Случилось это в финале фуршета по случаю торжественного собрания
в связи с 25-летием Московской областной организации Союза
писателей России. В восьмую книгу с факсимиле
заснеженной горной вершины на
обложке вошли песни-ночи с 581-й по 680-ю, то есть более
половины задуманного автором с её выходом нашло воплощение. В
поэтическом предисловии к книге есть такие строчки: «Базальт
и пепел, шлак и пламя / Вовне швыряются горой… / Живу не КАК, /
а НА вулкане».
Восьмая книга
оставляет ещё более сильное ощущение самобытности, своеобразия,
чем первая. И самой формой, и стилистикой общения с читателем,
счастливо найденной автором. И, безусловно, своеобразием
поэтического творчества, глубиной содержания при явном лаконизме,
дающем повод вспомнить девиз Н. А. Некрасова: «Правилу следуй
упорно: чтобы словам было тесно, а мыслям – просторно».
И всё-таки
автор признаётся (ночь 599-я): «Я хотел без повторений /
Уложить в 12 книжек /Тысячу стихотворений». Однако, как это
чаще всего и бывает, поэтическое произведение, тем паче такое
своеобразное, как «Ночи с Гюльнарой», которое трудно однозначно
отождествить с какой- либо твёрдой формой, с некоторого момента
начинает жить своей жизнью, подчиняя творца своей внутренней
логике.
Восьмая
книга отличается от первой. Сюда вошли не только новые
стихотворения, но и жемчужины поэтических бдений прошлых лет,
причём всё это образует логически совершенное поэтическое
полотно. К ряду «ночей» приведены эпиграфы. Кроме того, в тексте
присутствуют ссылки на «ночи» из ранее изданных томиков,
способствующие «сшиванию» дискретных книг в единое произведение.
Например, в «Ночи 596-й» даётся ссылка на «Ночь 388-ю». Это
пятая книга, изданная в 2020-м году, у меня этой книги нет.
Некоторые «Ночи»
выделены шрифтом. Автор не оговаривает этого специально, но
вполне очевидно, что это смысловые акценты повествования. «Родина
моя Россия… / Няня… Дуня… Евдокия…» Не просто Родина, как
родные места, а понятие духовное, опосредованное, личностное:
Родина, Россия, Няня… В «Ночи 598-й» об этом говорится прямо: «Мне
случилось с полным залом \ Давней думой поделиться \ И одна
потом сказала: \ «Ты живой. Мне это близко…»
Именно живой!
Самобытный, непохожий на кого бы то ни было, не боящийся быть
искренним и открытым, неожиданным, парадоксальным,
и всеми этими качествами лирический герой воспринимается живым.
В поэтическом, философском, гражданском, и во многих других
творческих ипостасях. Очень может быть,
что для многих читателей именно Ан Дехканин, призванный в
российскую литературу поэтом Андреем Дебабовым, станет тем
единственным творцом, что резонансом отзовётся в
потаённых душевных струнах. «Книгу
жизни весело листай, / Если ты не вор и не лентяй, / Если в
многомиллиардном списке есть один, тебе по духу близкий…»
Эта книга не поэма, не
сборник стихотворений и не антология. Так что же объединяет все
эти «песни-ночи» – довольно разноплановые тематически и
содержательно? Объединяет их личность повествователя.
Автор делится
своими впечатлениями и взглядами, мнениями и соображениями о том,
что кажется ему важным в прошлом и настоящем, и
предстаёт перед нами как Личность. Делится с Гюльнарой,
обозначенной исключительно в качестве
пассивной слушательницы. Но читатели, которых и олицетворяет эта
лирическая героиня, совсем не обязательно должны оставаться
пассивными. Очередная книга Андрея Дебабова вполне может
повлиять на их мировоззрение и даже стать руководством к
действию. Завершается издание
оптимистичной фразой: «Бог даст, ещё встретимся!»
Краткая биографическая справка
В 1965 году вместе со школьным аттестатом Андрей Сергеевич
Дебабов получил диплом программиста, в то время – погонщика
динозавров компьютерной эры, занимавших специальные
здания-ангары и работавших много медленнее домашнего «компа»
современного школьника. Вершиной искусства программирования той
поры было умение прокалывать бритвой миллиметровые дырочки в
нужном месте нужной перфокарты из толстенной колоды, подаваемой
в пасть такому чудовищу.
Поступив на физический факультет МГУ имени Ломоносова, Андрей
выбрал специализацию геофизика, разведчика недр планеты Земля, а
в качестве резидента использовал её электромагнитную ауру,
иногда наблюдаемую глазом в виде полярных сияний, а в то время –
непосредственно прощупанную приборами на первых искусственных
спутниках. Работая в институтах Академии наук: океанологии и
космических исследований, участвовал в геофизических экспедициях
на Камчатке, Сахалине, Курилах, в Якутии, Бурятии и в той части
Атлантики, которую иногда называют Бермудским треугольником, в
запуске спутника с Плесецкого космодрома. В 1978 году стал
кандидатом физико-математических наук. В 1986 году выполнил, как
сказали бы нынче, широко распиаренную в СМИ работу по
воссозданию формы твёрдого ледяного ядра кометы Галея по
фотографиям, переданным с пролетевших мимо неё советских
аппаратов «ВЕГА».
Версификация в стол – параллельный мир Андрея Дебабова.
Начало – литературное объединение при «МК», 1963 год. Расцвет –
горбачевская перестройка, переход от самиздата к первому
поэтическому сборнику «Вступительный аккорд» (изд-во «Прометей»,
1990), прошедшему Главлит за две недели до его упразднения.
Тогда же – вступление в писательское движение «Апрель» и
десятилетие спустя – в Союз писателей Москвы. К этому времени
поэт известен и как частный издатель – дизайнер книг «под ключ»,
что позволило ему снабдить своих читателей и своими книгами.
Начало 3-го миллениума ознаменовалось для А. С. Дебабова началом
сотрудничества с Индией: изданные им книги-билингвы творческой
четы Уолтер Мэй – Людмила Серостанова были подарены авторами
культурному центру им. Дж. Неру в Москве и нашли своего читателя
в Индии. Постепенно Андрей Сергеевич включился в работу Общества
культурного и делового сотрудничества с Индией, а в апреле 2008
года сбылась его давняя мечта: с группой русских художников он
побывал в Гималаях, посетил имение Рерихов в Наггаре, центры
буддизма, без таких ценностей которого, как идеи реинкарнации и
кармы, не выглядело бы целостным личное миропонимание учёного и
поэта Андрея Дебабова, которое складывалось в
диалектико-материалистическо-атеистическом и православном
окружении.
В 2015 году Заслуженный поэт Подмосковья, член Союза
писателей России Андрей Сергеевич Дебабов выделил из багажа
своего полувекового творчества лучшие произведения, выдержавшие
проверку временем, и включил их в книгу
«Предназначенье».
Главная идея книги избранных стихотворений Андрея Дебабова –
постижение мироустройства, посильное участие в этом лирического
героя, предназначенье души человеческой в нашу непростую эпоху
перемен.
*****
НАЗАД
ВПЕРЕД
Литературная
страница
ОГЛАВЛЕНИЕ СТРАНИЦ АВТОРА Владимир Лях
Стихи.ру
Проза.ру
Новости
Отзыв
о первой книге "Ан Дехканин. Ночи с Гюльнарой. 1001 песнь" |
|