ГлавнаяИсторияГ.Я. СедовЗемлякиПриродаРыбалкаПочем рыбка Отдых в Седово ФотогалереяГостевая книга


 

Фото экипажа судна  "Св. муч. Фока". Архангельск, 1912г

Фото экипажа судна "Св. муч. Фока". Архангельск, 1912г

Фото экипажа судна "Св. муч. Фока", но уже без П. Кушакова. Архангельск, 1912г

Фото экипажа судна "Св. муч. Фока", но уже без П. Кушакова. Архангельск, 1912г

Фото из буклета музея Г.Я. Седова

Фото экипажа судна "Св. муч. Фока" из буклета музея Г.Я. Седова тоже без П. Кушакова. Архангельск, 1912г (под  фото в музейном буклете ошибочно написано "весна 1912г", на самом деле - июль -август 1912г)

 

Максим Лях     Две фотографии  экипажа «Святого Фоки»

    

        Максим Лях.  г. МоскваКогда мне был год, я провел зиму у бабушки в Седово. Потом приезжал сюда каждое лето, имел в поселке немало друзей.  И,  конечно, время от времени приходилось слышать о Георгии Яковлевиче Седове. Это и не удивительно, поскольку мой прадед  какое-то время сидел с будущим знаменитым путешественником за одной партой.
     Еще в школьные годы, благодаря отцу, выросшему в поселке у моря и еще учеником   освоившим фотографию, я  тоже увлекся этим занятием. Бывало,  ночь напролет мы сидели за фотоувеличителем и печатали  с пленочных негативов фотоснимки. Потом появилась цифровая фотография,  и я прошел в ней все этапы от мыльницы до профессиональной камеры, стал публиковать свои  работы в различных изданиях.
        Как в поэзии нельзя стать мастером, не читая и не анализируя произведений других поэтов, так и в фотографии нельзя  достичь творческих высот без знакомства с работами коллег. Постепенно вырабатывается умение видеть не только содержание  фотографии, но и скрытые для непосвященных качества снимка.
      Наверное, именно эти качества помогли мне сделать небольшое открытие. Однажды брат принес из музея Г.Я. Седова буклет и там я увидел фотографию, сделанную летом  1912 года в Архангельске,  накануне отправки экспедиции на судне «Св. муч. Фока».  Мне показалось, что это фото я уже видел, но что-то там было не так.  Поискал и нашел  это фото на сайте «Моё Седово» - это была  почти такая же фотография, но все же не совсем такая , она отличалась от музейной. Кстати, такое же фото, как в  музейном буклете,  помещено и в брошюру М. Альтера, изданную в Донецке в 2007 году, в книгу Ю.А. Сенкевича и А.В. Шумилова  «Их позвал горизонт».
    Разница в том, что на одной фотографии есть ветеринар П.Г. Кушаков, а на другой его нет. Причем,  совершенно очевидно,  что  это один и тот же снимок.  Кушакова явно «убрали» с оригинальной фотографии. Во-первых,  все абсолютно  детали  фотографий, позы людей, фон абсолютно идентичны. Во-вторых, чтобы «убрать» Кушакова,  пришлось вырезать и стоящего сверху  матроса.  Да и поза Седова, его левая рука выглядит неубедительно.
       Кто, когда и почему заретушировал ветеринара Кушакова? Ответ на этот вопрос кажется мне достаточно очевидным. Этот  тщеславный, неуживчивый и заносчивый человек   сыграл, прямо скажем, роковую роль в экспедиции к Северному полюсу.  Здесь  он проявился во всей красе. Кушакова   ненавидела практически вся команда, не было никого, с кем бы он не конфликтовал.  Источников достаточно: Н.В. Пинегин, воспоминания других участников экспедиции, например А.М. Пустошного, самого Кушакова,  дневник Г.В.Линника, Г.Я. Седова, но, самое главное,- судовой журнал, где, если верить Кушакову, Седов во время похода к  полюсу был практически здоров. Большинство в экспедиции понимали, что  честолюбивый ветеринар  выпроваживает начальника  экспедиции на верную гибель, чтобы занять его место.
    «И тут же мысленно я с горечью упрекал Кушакова, как доктора нашей экспедиции, который изо всех сил старался остаться за начальника, а ничуть не думал о снабжении полюсной партии предметами лечения, так как из медикаментов нам Кушаковым  дано  лишь следующее:
1. Глазные капли;
2. Вазелин;
3. Бинты;
4. Порошок «Гидро-ваниль ОПО» от головной боли». Это выдержка из дневника матроса Григория Линника, шедшего к полюсу с  Г.Я. Седовым.
    Так что  замазать его на фото с большой вероятностью могли участники экспедиции, возможно,  сам фотограф Пинегин,  который  тоже  не раз конфликтовал с Кушаковым,  даже выпустил на судне по этому поводу стенную газету.  Предполагать, что  кто-то зарисовал Кушакова по идеологическим причинам совершенно нелогично. Такой человек, как  Кушаков, в принципе не мог  помешать советской власти, как и любой другой. Он не был "белогвардейцем", потому что не был "гвардейцем" по  характеру.  Если искать   "советский след", то есть серьезная неувязка: почему не заретушировали Павлова, который был репрессирован и,  в конце концов,  расстрелян по абсолютно абсурдному обвинению НКВД.
       Уже после революции П.Г. Кушаков продолжал работать  на Диксоне начальником радиостанции.  На Диксоне, кстати, работал  еще один седовец - повар Пищухин. Заменен состав диксонской партии был летом  1917года, после этого еще  год Кушаков работал  по обеспечению береговой радиосвязи, а в 1919г эмигрировал, обретался в Лондоне, где след его затерялся.
   По-видимому,  фотографию заретушировали для публикации в каких-то изданиях, может быть, в книгах, где не хотели видеть  человека, ответственного в значительной степени за трагический исход экспедиции. Но поскольку фотоархивы были у многих членов  экспедиции, то в дальнейшем получили хождение оба фотоснимка. Вот такая история с  фотографией. Максим Лях, г. Москва.   Седовским чтениям-2012 посвящаю

Елена Павловна Афанасьева    Обращаемся к Вам с просьбой  (26.10, 2013г) 

  Елена Павловна Афанасьева, руководитель музея школы № 336 г. Санкт-Петербурга Уважаемые друзья! Обращаемся к Вам с просьбой разъяснить ситуацию с одной из фотографий, размещенных на этой странице. У Вас она подписана: Группа участников экспедиции  Г.Я. Седова к Северному полюсу. На самом снимке голубым шрифтом существует подпись: "Группа участников экспедиции Г.Я. Седова к Северному полюсу перед выходом из Архангельска весной 1912 года В центре - Г.Я. Седов, слева от него - географ В.Ю. Визе, справа - геолог М.А. Павлов. и т.д." Как нам всем хорошо известно, экспедиция Седова отправлялась из Архангельска не весной, а 27 августа 1912 года. В нашем музее на стенде уже много лет висит фотография, сделанная Николаем Васильевичем Пинегиным перед  началом похода. В целом обе фотографии очень похожи. Но на Вашей фотографии "вырезан" человек, сидящий между Г.Я. Седовым и В.Ю. Визе. Можно считать данную фотографию  "фотошопом". А вот кто автор этого новодела и по какой причине подобное произошло было бы очень интересно узнать. Как и то, почему в подписи значится "весна". Достоверно известно,  что весной Г.Я. Седов был в Петербурге, занимался делами по сбору средств, оформлению отпуска и организации экспедиции. Команды в том составе, что изображена на снимке, просто не могло быть. Может быть, кто-то из Вас занимается этим вопросом и сможет разъяснить происхождение "снимка", а главное, с какой целью он был "сделан" и где впервые опубликован?
    Будем благодарны, если Вы сможете поделиться данной информацией с нашим школьным музеем. Спасибо. Руководитель школьного музейного актива музея Арктики имени Г.Я. Седова   ГБОУ школы № 336 Невского района г. Санкт-Петербург а, Афанасьева Е.П.


Владимир Лях   Как с фотографии исчез Кушаков (28.10, 2013г) 

   Владимир ЛяхУважаемая Елена Павловна! Ваш интерес к личности нашего земляка Г.Я. Седова и обстоятельствам его последней экспедиции заряжают оптимизмом и желанием продолжать наше   сотрудничество на благо отечественной истории и патриотического воспитания подрастающего поколения. В сентябре 2012 года в поселке Седово прошли прекрасно организованные  торжества, посвященные 100-летию начала Первой русской экспедиции по изучению Северного полюса и полярных стран. Однако научный уровень непосредственно чтений по ряду   причин был невысоким, по сути дела это было мероприятие для школьников, хотя и такая работа  тоже нужна и важна, но не в заявленном международном формате!. Наиболее авторитетные  краеведы из Новоазовска в мероприятии не участвовали, в самом поселке Седово систематически краеведением сейчас не занимается никто. В связи с этим, нового там прозвучало  немного, гораздо меньше даже, чем поступило в адрес конференции. К сожалению, по итогам чтений изначально не планировался сборник трудов. Среди материалов, направленных в адрес чтений  и нигде не прозвучавших, была и статья о двух фотографиях-близнецах участников экспедиции, о которых Вы пишете.
        Вы совершенно справедливо указываете на ошибку в датировке фотографии, приведенной на нашем сайте в статье про музей в поселке Седово. Это фото из музейного рекламного  буклета. К сожалению, в сочинениях местных краеведов катастрофически много ошибок и это только один из примеров. Частично об этом есть материалы и на нашем сайте. Конечно же,  эти фотографии сделаны летом, возможно - в августе 1912 года. Петербургская газета «Петербургский листок» от 14 июня 1912 г. в заметке "К Северному полюсу" писала: "По поручению  комитета начальник экспедиции лейтенант Г. Я. Седов выезжает в Архангельск, чтобы заняться заготовлением необходимых припасов".
       Теперь о самой фотографии. Об этом пишет в небольшой заметке Максим Лях, побывавший в своё время в руководимом Вами школьном музее. Дополним его материал  соображениями о цели ретуширования фотографии 1912 года, предположим также когда и кем это было сделано. Сама фотография была сделана с целью пропаганды экспедиции для  увеличения притока пожертвований, которые должны были составить основу бюджета этого предприятия. Публиковалась она в газете "Новое время", а также, возможно, и в других  изданиях с разрешения Седовского комитета. Изменить фотографию, естественно, мог только её автор Николай Пинегин или же это было сделано по его указанию. Это не произошло на судне, иначе мы бы узнали о столь неординарном событии из дневников участников экспедиции или из   брошюры Павла Кушакова. Кроме того, оригиналы фотографии  были у нескольких членов экспедиции, это говорит о том, что ретушировать её Пинегин изначально не собирался.
       Тогда почему он это сделал потом? Основания для столь неординарного поступка у художника, естественно, были. Мелочный и не в меру честолюбивый Кушаков был ненавидим  командой, в экипаже не было людей, с кем бы он не конфликтовал. Доставалось и Пинегину, который даже выпустил на судне сатирическую стенгазету в адрес "доктора". Немало  потрудился ветврач Кушаков, чтобы выпроводить в многосуточный поход к полюсу больного Седова. Но это только одна сторона дела. Отретушированное фото не было опубликовано в  газетах после возвращения экспедиции, а значит оно появилось позже. Когда? Вспомним, что архив экспедиции был спасен от продажи за границу Пинегиным и Визе, которые сошли с  "Фоки" вместе с документами еще в становище Рында, чему Кушаков помешать не смог, но при первой возможности телеграфировал об этом в столицу. Это было установлено нами в  результате изучения газет того времени, фотокопии которых привезли из Архангельска супруги Матвейчуки - Денис и Наталья.
       Вернувшись из экспедиции, Н.В. Пинегин продолжил учебу в Академии художеств и окончил ее в 1916году. В этом же году за свои этюды он получил на выставке первую премию  А.И. Куинджи. В годы Первой мировой войны Пинегин находился в Севастополе. В октябре 1917 он был в отпуске в Петрограде, когда грянула революция. От Академии художеств и  художественного общества Н.В. Пинегин был избран в 1-й Совет рабочих депутатов. Вскоре Пинегина приглашают заведовать художественной студией в Симферополе. В 1920 он через Константинополь выезжает в Париж. Не получив визу, живет в Константинополе. Ему приходится работать грузчиком, живописцем, проводить экскурсии по византийским памятникам.  Когда визу все-таки удалось получить, он едет уже не в Париж, а в Прагу, где пишет декорации к опере «Борис Годунов», поставленной в Королевском театре. В 1923 Пинегин возвращается в Петроград при содействии Б.М. Шенфельда, который представил документы в консульский отдел СССР в Берлине о непричастности Н. В. Пинегина к белому движению в  России.
        А годом ранее, в 1922 году, в Берлине, при помощи писателя А.М. Горького Пинегин  издал свою первую книгу о Г.Я. Седове "В ледяных просторах". Есть все основания думать, что именно для этой книги в каком-либо белинском фотоателье и была сделана довольно мастерская ретушь фотографии, в результате которой с коллективного фото исчез Кушаков.
       Дело здесь не только в несимпатии к человеку, сыгравшему в экспедиции Седова сугубо отрицательную роль. Но еще и в том, что к этому времени Павел Кушаков эмигрировал за границу   и в 1920 году в Лондоне даже опубликовал статью о Северном морском пути. Планируя возвращение на родину, Николай Пинегин вполне мог опасаться обвинения в причастности к  конрреволюционным силам и поэтому Кушаков был крайне нежелателен на экспедиционной фотографии. Как мы знаем в те годы с историческими документами и памятниками  обращались с "пролетарских" позиций весьма вольно. Вот таково наиболее вероятное объяснение ретуширования фотографии участников экспедиции Г.Я. Седова, в результате которой с  неё исчез участник экспедиции Павел Кушаков

   Статьи о Г.Я. Седове

 

Главная История Г.Я. Седов Земляки Природа  Рыбалка Почем рыбка Отдых   Фотогалерея    Моя школа   Контакты Гостевая

Copyright © Лях В.П. Использование материалов возможно только при условии указания авторства и активной ссылки на источник