ГлавнаяИсторияГ.Я. СедовЗемлякиПриродаРыбалкаПочем рыбка Отдых в СедовоФотогалереяГостевая книга

ДНЕВНИК МАТРОСА АЛЕКСАНДРА ПУСТОШНОГО стр. 1

1914 год
    2 февраля. Сегодня после обычного прощания вышли с судна с тремя нартами, запряженными 24-мя собаками. Часть экипажа  провожала нас верст около 8-ми, а после них мы еще ушли версты на две и стали на ночевку. Дорога первый день была неважная.
    3 февраля. Первую ночь проехали хорошо, а когда встали утром, то верх палатки весь закуржевел, а когда зажгли примус, то все высохло. Дорога была неважная, и собаки шли плохо, и мы решили выкинуть часть груза. Выбросили пару лыж, одну палку, три ветреных костюма и два кожаных ремня. Сегодня днем температура воздуха -35,2°. Часа в два дня начальник снимал аппаратом  айсберг.
    4 февраля. Сегодня отошли верст пятнадцать и находимся от судна в 22 милях, температура воздуха - 35,5°. Дует легкий ветер. Дорога стояла сегодня хорошая, и мы прошли верст семнадцать. На ночевку стали в 4 часа вечера, накормили собак галетами,  попили чаю и легли спать. На ночь вчера начали ставить минимальный термометр. Вчера было - 33,7°.
    5 февраля. Сегодня прошли верст около пятнадцати. Дорога до часу дня была хорошая, а под вечер стала скверная. Погода стояла пасмурная, температура воздуха ночью минимум была - 38,7°, а днем сегодня - 33,6°. Утром мы съели обычную порцию сала, 1/4  фунта на человека, и по 3 кружки какао, а вечером уже второй день попьем чаю, съедим по плитке шоколаду, да и в мешки.
    6 февраля. Сегодня прошли верст около тринадцати. Дорога стала скверная, пасмурная, а к вечеру навалился туман. Температура в час дня - 34,4°, а ночью минимум показал - 33°. Вечером, когда стали на ночевку, то начальник сказал, что ему стало хуже  и он скоро идти не может. Сегодня после ужина мы долго сидели и разговаривали. В   9 часов вечера сделали наблюдения и легли в мешки. Сегодня на западе видна вода.
    7 февраля. Сегодня благодаря Линнику встали в 3 часа утра, попили чаю и до 8 часов сидели около примуса. В 8 часов снялись в путь. Погода стояла скверная, дул навстречу нам ветер до четырех баллов, температура воздуха стояла - 34°, а ночью минимум показал - 40,4°. Сегодня, несмотря на сильный мороз и ветер, мы прошли то же, что и вчера - 15 верст. На ночь остановились  в 4 часа вечера, попили чаю с сухарями, съели по плитке шоколада, записали дневники, сделали наблюдения и легли спать. На ночь взяли в палатку 4-х собак, тех, которые боятся мороза - Пирата, Мальчика, Куцего и Разбойника.
    8 февраля. Сегодня встали в 7 часов утра, напились чаю, съели обычную порцию сала и в 9 часов двинулись в путь. Дорога сегодня была хорошая, и мы прошли верст 15-16, несмотря на противный ветер и сильный мороз. Погода до часу дня стояла  скверная, а после часу исправилась. Температура воздуха ночью - 34°, а днем - 35°. Вечером, когда стали на ночевку, то  начальник сказал, что ему стало опять хуже. Сильная одышка замедляет наше движение на север.
   9 февраля. Сегодня встали в 6 часов утра, напились какао, съели обычную порцию сала и в 9 часов двинулись в путь. С начала пути начальник шел немного впереди собак, а потом весь день ехал на второй нарте, запряженной 10 собаками. Линник  весь день шел впереди, а я управлялся со всеми 3-мя нартами. Вечером, когда стали на ночевку, то Линник достал из каяка ром, а я кормил и отпрягал собак. Погода стояла скверная, сильный туман. Температура ночью - 37,8°,а днем - 33,4°. Вечером мы все сегодня пили чай с ромом и съели по куску сала.
   10 февраля. Сегодня начальник весь день ехал на второй нарте, я работал около всех трех нарт, а Линник шел впереди. Здоровье  начальника не улучшается, но он духом  не падает и все велит идти вперед. Погода сегодня стояла хорошая. Температура ночью - 37,8°, а днем - 33,5°. Несмотря на скверную погоду, мы все-таки сделали верст пятнадцать. Под вечер вышли на солончак и на ночевку стали на льду не очень надежном.
    11 февраля. Сегодня встали в 7 часов утра, напились какао и двинулись в путь. Дорога была скверная, и мне до вечера  пришлось сильно поработать. Начальнику сегодня с утра было очень худо, и он оделся в полюсной костюм и весь день ехал на нарте. Ушли мы сегодня верст на четырнадцать, и то с большим трудом. Я с утра шел в валенках, а потом одел пимы и в них шел. На ночевку стали в 4 часа вечера. Я отпрягал и кормил собак, а Линник варил ужин. Перед ужином мы выпили по рюмке рома. Температура минимум - 38,8°, днем - 33,4°.
     12 февраля. Сегодня с утра мы шли хорошо, а под вечер попали в непроходимые ропаки (торосы) и стали на ночевку, пройдя  за день верст пятнадцать-шестнадцать. Начальник сегодня весь день ехал на нарте в полюсном костюме и пимах. Я сегодня шел в валенках начальника и стер себе пятки. Погода стояла с утра хорошая, а под вечер поднялся ветер. Температура минимальная - 42°, а днем при 4-х баллах ветра - 34,5°.
    13 февраля. Сегодня весь день искали Теплиц-бай, но его что-то еще не видно, а по карте уже должен быть и пройденное  расстояние точно подходит - 175 верст. Температура стояла сегодня -15°. Вечером сегодня, когда стали на ночевку, собаки  нашли в торосах медведя и погнали в море. Линник и начальник ходили за ним, но неудачно, и мне пришлось запрягать нарту и  ехать за начальником. Спать легли сегодня в 11 часов вечера.
    14 февраля. Сегодня встали в 6 часов утра, позавтракали и двинулись в путь, дойдя до земли, которая была видна впереди нас. Мы увидели, что это не Теплиц-бай, а какие-то маленькие островки и за ними на север видна вода, и у этих островов мы  остановились в 3 часа дня. Разбили палатку, достали из каяков провизию и бутылку коньяку и по пачке папирос. В 6 часов вечера поужинали и легли спать.
    15 февраля. Сегодня встали в 4 часа утра потому, что спальный мешок стал тесен и спать в нем троим неудобно, да еще  вдобавок здоровье начальника с каждым днем становится хуже и хуже. Сегодня в 8 часов утра я увидел на NO от нас землю, на которую нам нужно идти. Она находится от нас в 10 милях, но добраться до нее очень трудно, так как около нее открытая вода.  Сегодня двинулись в путь в 9 часов утра. Пройдя 11/2 версты от берега в море по направлению к земле, куда лежал наш путь, мы встретили свежий солончак и, как только на него заехали, тотчас пошли под лед. Мы с Линником остановили остальные нарты и начали выпрягать собак, а затем разломали лед, повернули нарту с каяком и вытащили нарту на хороший лед, после чего тут же разбили палатку и остались ожидать, пока окрепнет солончак, чтобы по нему можно было переправить нарты. Провизию мы не  подмочили, потому что она в каяке. Температура воздуха ночью - 31°, днем - 27°, вечером - 24,5°, в воде - 17°.
   16 февраля. В воздухе туман, и мы встали сегодня в 5 часов утра, а легли в 11 часов ночи, да еще ночью выходили поправлять палатку, сорванную собаками. Ночь спали худо, потому что вой и лай собак, бегавших за черным зверем (тюлени), не  давал спать. Сегодня сильно хочется спать, да негде лечь, потому что здоровье начальника все ухудшается. Сегодня вышла половина нашего керосина, а вчера закончили 7 пудов собачьих галет, и осталось их у нас 9 пудов, а вся дорога еще впереди.  Своя провизия у нас идет аккуратно, и ее, я думаю, хватит нам на 5 месяцев. Сегодня вдали от родины под 82° северной широты  на 4-х дюймовом солончаке мы празднуем масленицу и вспоминаем каждый, как гуляют наши товарищи, а мы сидим у моря и ждем  хорошего мороза, чтоб скрепил солончак, чтобы нам двинуться на север. Сегодня у нас был праздничный обед. Мы с Линником  выпили по рюмке коньяку, съели по 1/4 фунта сала, а потом пили кофе с молоком и печеньем. После обеда мы ходили выбирать
дорогу и узнали, что завтра прямо идти невозможно, а нужно идти на восток, а там переправляться к нашей земле. Когда мы пришли обратно, то достали из каяка папирос, покурили, сварили чаю, а потом стали ожидать, когда лечь спать. Начальник  сегодня выпил только одну кружку кофе да поел немного вчерашнего компота из сушеных фруктов.
    17 февраля. Сегодня везли начальника на нарте в спальном мешке, и то еще в час дня разбивали палатку и оттирали ему ноги, а вечером его донесли до палатки, и тогда он в нее заполз. Вечером я тоже оттирал ему ноги. Наблюдения эти дни делаю я. Начальник сегодня, кроме двух чашек чаю, ничего не ел, а мы с Линником поели хорошо. Дорога сегодня была хорошая, собаки шли хорошо. Под вечер Линник провалился в трещину и набрал воды в сапоги. Сегодня идти было тяжелее всех прочих дней потому, что дул ветер прямо в лицо. Температура минимальная - 41,5°, днем - 35,7°.
     18 февраля. Сегодня весь день лежали в палатке. Начальнику сегодня значительно стало хуже. Я выходил сегодня раз из  палатки зарывать ее снегом и кормить собак, и у меня в это время пошла носом и ртом кровь. На дворе бушевала сильная вьюга,  температура - 37°.
    19 февраля. Сегодня из-за болезни начальника мы всю ночь не спали и ухаживали за ним, а более всего держали на руках  голову, растирали ноги и грудь, а когда стало светло на улице, то мы попили с Линником какао и я вышел из палатки смотреть собак, а потом скоро вышел и Линник. Он сегодня достал последний пуд керосину, и дай бог, чтобы этого хватило до Теплиц-бая. Сегодня начальник почти ничего не ел. Здоровье его с каждым днем становится все хуже и хуже.
    20 февраля. Температура - 33,5°. Сегодня ночью господину начальнику стало хуже, и мы, как и вчера, всю ночь тоже не спали и попеременно то его поддерживали, то отогревали ноги около примуса. С утра попили мы с Линником какао, а господин  начальник две кружки муки «Нестле», а после завтрака я вышел на улицу смотреть собак. Я осмотрел собак, сосчитал их, и  оказалось, что две из них - Старик и Волк замерзли. После этого я отрыл из снега одну нарту, и так как у меня сильно озябли ноги, то я зашел в палатку и начал переодевать сапоги. Линник в это время держал на руках голову начальника и спрашивал, не пожелает ли он чего-нибудь поесть. Господин начальник пожелал бульону Скорикова и сказал: «Мне нужно бороться с болезнью и  есть больше, а то я весь ослаб». После этого я начал готовить бульон Скорикова, а Линник сидел около начальника. В тот  промежуток, пока варился бульон, господину начальнику несколько раз было дурно, и когда поспел бульон, то есть его никто не стал, потому что господину начальнику стало еще хуже. Линник сидел у него в головах и поддерживал голову, а я держал около  его груди примус и временами подымал его руки кверху, но эта печальная картина продолжалась недолго, и в 2 часа 40 минут господин начальник на руках у Линника отдал богу душу. Его последние слова были такими: «Ах, боже мой, боже мой, Линник, поддержи». После этого случая мы с Линником стояли на коленях и все смотрели друг на друга, ничего не говоря, но потом Линник снял шапку и перекрестился. Я сделал то же самое, после этого закрыли лицо господину начальнику чистым носовым платком и стали обсуждать, что нам делать. Так как керосин у нас на исходе, то мы обоюдно решили дойти до Теплиц-бая,  забрать там керосин и доставить по силе возможности тело господина начальника на судно. По предположению господина  начальника мы находились в 15 верстах от зимовки Абруццкого, и поэтому идти туда недалеко.
     21 февраля. Температура - 33, а ночью - 35°. Всю ночь сегодня, хотя и в полюсных костюмах, но мы дрожали у тела  начальника, Линник в голове, а я у ног. Утром мы ни свет, ни заря поднялись, попили чаю, и я ушел отрывать из снега нарты,  а Линник остался размещать провизию на две нарты, так как сегодня опять замерзла собака и в третью нарту запрягать некого.  Часам к 4-м вечера мы окончили всю работу, то есть вырыли нарту, переставили палатку, вынули осторожно из спального мешка тело господина начальника, завязали его в два парусиновых мешка и положили на нарту, потом привели нарту и палатку в нормальный вид, чтобы завтра с утра рано можно было двинуться в путь. Когда мы окончили работу, то сварили себе чаю, съели по куску сала и вспоминали и жалели господина начальника. Сегодня утром Линник плакал и тосковал о смерти начальника.
      22 февраля. Сегодня встали в 6 часов утра, напились какао и в 8 1/2 часов мы двумя нартами двинулись в путь. Нарта, на которой тело начальника, весит не менее 30 пудов, а вторая нарта немного легче, но зато в первую, где находилось тело,  запряжено 12 собак, а во вторую только восемь. Двигались мы медленно, и, пройдя верст 7 от места стоянки, мы снова разбили палатку на старом глетчерном льду в 300 саженях от высокого берега, на котором видно много камней. Когда мы разбили палатку, то ходили далее на север, смотреть дорогу и место, тот мыс, до которого мы шли и, по-нашему, он же и Теплиц-бай. Но, увы,  надежды наши все рухнули, когда, пройдя от палатки с версту, мы увидели солончак и далее открытую воду. Наш мыс оказался  весь в воде, и попасть к нему невозможно, ибо по льду не пройти, а у берега глетчер и внизу вода, да к тому же еще и мыс,  по рассказам начальника, не похож на тот, который нам нужен.

Страница   1,   2                                             Материалы о Г.Я. Седове        Дневник Г. Линника

Главная История Г.Я. Седов Земляки Природа  Рыбалка Почем рыбка Отдых   Фотогалерея    Моя школа   Контакты Гостевая

Copyright © Лях В.П.  Использование материалов только при указании авторства и активной ссылки на источник