ГлавнаяИсторияГ.Я. СедовЗемлякиПриродаРыбалкаПочем рыбка Отдых в СедовоФотогалереяГостевая книга

ДНЕВНИК МАТРОСА АЛЕКСАНДРА ПУСТОШНОГО стр. 2

Убитые духом, мы вернулись в палатку, попили кофе, измерили керосин, его оказалось около 10 фунтов, и мы решили завтра же готовиться в обратный путь. Тело начальника решили предать  земле, и вечером сегодня выбрали для могилы место. Часть провизии решили выбросить и оставить только себе и собакам на полтора месяца и с одной нартой, запряженной 12-ю или 14-ю собаками, как можно скорее двигаться на судно. Вечером с согласия нас обоих старшинство по путешествию Линник взял на себя, а дело делать с обоюдного согласия, а то иначе мы можем запутаться и не попасть на судно. Сегодня вечером у нас догорел последний огарок свечи, и с сегодняшнего дня мы решили один раз в сутки варить на примусе еду.
    28 февраля. Ночь стояла холодная, минимум показал - 38°, и сильная метель, так что едва только держалась палатка, несмотря на то, что она хорошо поставлена и засыпана снегом. Утром мы проснулись в 7 часов, полежали еще немного в мешке, но так как вьюга стала затихать и на воздухе стало уже светло, то мы встали из мешка, взяли в рот по 2 - 3 штуки монпансье и  вышли из палатки. Сначала мы немного согрелись, походив взад и вперед около палатки, потом принялись за работу. Но скоро мы разгрузили первую нарту, разбросали собакам много галет и роздали Скорикова бульон, а хорошую провизию сложили отдельно.  После этого мы осторожно переложили тело господина начальника на пустую нарту и начали разгружать второй каяк. К 12 часам  дня мы разобрали и уложили на нарту всю провизию, какая нам понадобится, пока мы доберемся до судна.
   24 февраля. Мороз стал от - 33° до - 35°. Легкий восточный ветер с туманом около земли. Солнце видно хорошо целый день. Сегодня встали около 5 часов утра. Наскоро вылезли из мешков и ходили около палатки для того, чтобы согреться, а потом взяли тело господина начальника и повезли на себе предавать земле. К 10 часам утра предали земле тело начальника, прочитали  молитвы, какие мы знали по христианскому обряду. Тело начальника положили не меньше 5-6 саженей высоты над уровнем моря и заложили камнями, в головах мы поставили крест, сделанный из лыж, а рядом, с левого боку мы положили около могилы кирку, а с правой стороны осталась нарта и топорик.  В могилу положили его, в чем он скончался. Вместо гроба - два парусиновых мешка.  Флаг полюсный мы положили в могилу. Когда окончили погребение, то взяли по три маленьких камешка в карман с могилы нашего  дорогого начальника, перекрестились и чуть не плача, со слезами на глазах двинулись к палатке. Когда пришли в палатку, то наскоро съели по куску сала, запрягли 14 собак и двинулись в обратный путь. Остальные собаки бежали без запряжки - их три  штуки. В четыре часа вечера мы разбили палатку и прошли расстояние не менее как 15 верст. Сегодня хорошо поужинали. Сварили банку гороха, прибавив к ней 1/4 фунта сала и две банки воды, потом для поминок господина начальника мы сварили компот,  выпили по кружке воды и легли спать.
     25 февраля. Встали сегодня в 7 часов утра, а в 8 уже двинулись в путь. Дорога сначала стояла хорошая, но к вечеру попали в такие ропаки, что завтра не знаю, как и будем двигаться. Погода стояла скверная, сильный туман и мороз - 35 - 38°. Несмотря на все это мы двигались хорошо, и до 4-х часов вечера мы прошли верст 20, не меньше, и стали на ночевку.
    26 февраля. Сегодня мы двинулись в путь в 8 S часов утра, погода стояла хорошая, температура воздуха - 35° до - 39°. С  утра дорога была ужасно скверная, а под вечер снова опять зашли в такие ропаки, что одну версту двигались около двух часов.  В 4 часа мы стали на ночевку, пройдя за день верст пятнадцать. Сегодня мне ужасно было тяжело идти, и к вечеру я еле  передвигаю ноги.
    27 февраля. Сегодня мы встали в 7 часов утра, а в 8 часов уже были в дороге. Дорога была хорошая, и мы не обращали  внимания на трещины, которые нам приходилось переходить много. Погода с утра стояла тихая, но был туман, а к часу дня  поднялась такая вьюга, что нам пришлось разбить палатку. Место, где остановились на ночевку, находилось среди пролива между  зимовкой Нансена, и маленьким островом впереди нас. Остров лежит на юге, а зимовье Нансена на севере. Спальный мешок наш одинаково выглядит, что внутри, что снаружи. Он покрыт слоем льда, и этот лед не вышибешь, разве только возле огня, а его у нас мало и хотя бы хватило только согревать воду. Керосину хватит дня на два, на три, а там уже доберемся, может быть, до  судна.
   28 февраля. Сегодня мы, как мученики, проворочались весь день в холодном сыром мешке. На дворе завывает ветер из  пролива и метель и туман. Около 12 часов дня мы уже больше не могли переносить мороз и принуждены были разогреться одной  банкой керосина, так как варили чай и сушили носки и оленьи чулки, а затем снова забрались в мешок.
    1 марта. Сегодня исполнилось 9 дней со смерти господина начальника. Боль в моей груди сегодня меня окончательно  свалила, и когда мы собирали нарту, то я несколько раз падал без чувств, а при движении еле-еле переводил дыхание и более всего я сидел на нарте. Дорога была хорошая, и мы прошли не менее 25 верст, несмотря на то, что вечером обходили еще не замерзшую трещину. Температура воздуха - 20°. С утра показался туман, а после обеда прояснилось, но к вечеру снова затянуло все туманом. Сегодня на ужин у нас варится бульон для того, чтобы поддержать наши слабые силы, так как и Линник тоже  жалуется на одышку и слабость. Сегодня мы, наверное, последний раз пьем кипяченую воду, так как керосину осталось не более одного фунта, а расстояние до судна еще большое, да мы ничем не гарантированы от вьюг и, наверное, еще придется иметь немало горя в мерзлом и кислом мешке. Мой полюсный костюм возле воротника начал ползти, и весь он мокрый.
    2 марта. Сегодня с утра была метель, а к обеду немного утихло, и мы двинулись в путь, но, пройдя версты две, снова  поднялась вьюга, и мы должны были встать на ночевку. С большим трудом поставили на сильном ветру мерзлую и твердую, как  листовое железо, палатку, накормили собак, дав им десять фунтов Скорикова бульона, так как галеты собачьи вышли уже все.  После всего этого мы забрались в палатку, сознавая, что она хотя немного, да защитит нас от ветра. Сегодня мы уже пили не горячий чай, а чуть тепленькую воду с клюквенным экстрактом, а после этого нехотя забрались в мокрый мешок. Ночью я мерз   адски, а больше всего мерзли больные пальцы у ног и вся спина. Наши полюсные костюмы мокры и издают от себя кислый и удушливый запах, что будет дальше, я не знаю, но думаю, что придется поотморозить и руки и ноги. Уже теперь часть пальцев на руках и ногах отморожена у меня и у Линника. Собаки наши тоже упали духом, да их и осталось только 14 штук, из которых половина плохи. Один Варнак не падает духом и терпеливо переносит свою участь: день в хомуте, а ночь на карауле у нарты на привязи.
     3 марта. Сегодня мы прошли верст около тридцати. Дорога стояла хорошая. Температура воздуха - 35°. Керосин у нас сегодня окончился, и поэтому уже нами взяты по банке муки «Нестле» и по плитке шоколада да по кружке холодной воды.
     4 марта. Сегодня у нас с утра стало закрадываться сомнение, что мы идем не ладно, и действительно к вечеру мы убедились, что попали между островами около своей зимовки. Сегодня вечером мы почти ничего не ели, а только дрожали в  палатке и забрались в одежде в мешок. Шерсть на моем полюсном костюме почти вся вылезла, и рубашки, которые на мне одеты, все мокры. Холод ужасный, палец на ноге болит адски, а ноготь уже слез с него, а тело почернело, и весь он загнил, и я боюсь, чтобы у меня не очутился Антонов огонь -ну тогда беда. Духом мы не падаем, так как у нас много патронов на тот случай, если бы мы заблудились. Мы можем еще жить охотой. Сегодня мы прошли верст 25 и остановились на ночь в 4 часа вечера, и только потому, что навалился сильный туман, и идти дальше было невозможно. Мороз стоит - 32°.
     5 марта. Сегодня мы поднялись в 9 часов утра, и на дворе стояла сильная вьюга. Мы сначала закусили немного холодной  пищей, а затем, в 12 часов дня начали собираться в путь. Двинулись на SW, и, идя по проливу, мы случайно наткнулись в  3 1/2 часа вечера на арку айсберга, которую снимал начальник на фотографическую пластинку на второй день нашего путешествия. Тут мы радостно обнялись и поцеловались, поздравляя друг друга с благополучным исходом нашего печального путешествия, и тут возле арки мы разбили палатку, так как навалился сильный туман, и идти дальше было невозможно.
    6 марта. Сегодня мы встали в 4 часа утра и двинулись в путь. К 9 1/2 часам утра мы были у судна, и тут мы всем товарищам и членам экспедиции рассказали свое горе, а они нам свое. У них на судне тоже 1-го марта скончался механик и  четыре человека сильно больны. Вечером сегодня Линник читал в салоне свой дневник всем членам экспедиции, а я сразу после  ужина лег спать, забравшись в малицу.  Цитируется по
 изданию  Пустошный А.М. Дневник М., "Известия", 1964г

Страница 1,   2                                              Материалы о Г.Я. Седове        Дневник Г. Линника

Главная История Г.Я. Седов Земляки Природа  Рыбалка Почем рыбка Отдых   Фотогалерея    Моя школа   Контакты Гостевая

Copyright © Лях В.П. Использование материалов только при указании авторства и активной ссылки на источник