Передняя и задняя обложки книжки
Виктора Бережного "Загадки Таганрогского тракта"
Так выглядел Мариуполь. Иллюстрация
из книги
Известный портрет неизвестного художника
Николай Николаевич Раевский (старший)
Н.Н.
Раевский (сын генерала)
Дочь
Н.Н. Раевского Мария, впоследствии княгиня Волконская |
БОРИС БЕРЕЖНОЙ ЗАГАДКИ
ТАГАНРОГСКОГО ТРАКТА
стр.1
ББК
83.34 РОС1 Б48
Бережной Б.М.
Б 23 «Загадки Таганрогского тракта» Сост. Б. Бережной Мариуполь:
ЧП «СВБ-ЛКЖС», 2010 г. - 52 стр. Тираж 50 экз.
ISBN 978-966-8980-04-6
В данной книге краеведа Бориса Михайловича Бережного
представлен ряд статей научно-публицистического характера. Цель
автора - уточнить место встречи А.С. Пушкина с Азовским морем, а
также проанализировать различные версии, высказанные в свое
время писателями и краеведами по данному вопросу.
Книга будет интересна всем, кто хочет узнать больше о пребывании
великого поэта в Приазовье, а также познакомиться с
некоторыми новыми биографическими фактами из жизни великого
классика.
ББК 83.34 РУС 1
Б48 ISBN 978-966-8980-04-6
ВЕЛИКИЙ ПОЭТ В
УКРАИНЕ
За вольнолюбивые стихи и дерзкие эпиграммы на царя Александра I
Пушкин 6 мая 1820 года был выслан из Петербурга и направлен
в г. Екатеринослав (современный Днепропетровск) под предлогом
службы в канцелярии попечительного комитета генерала Инзова.
По свидетельству лицейского друга поэта И.И.
Пущина, он ехал на перекладных в красной русской рубашке и белой
поярковой шляпе. В статье «Известный портрет неизвестного
художника» («Приазовский Рабочий» от 10.02.04) я попытался
ответить на вопрос, как вероятнее всего выглядел А.С. Пушкин в
Мариуполе, и поэтому в данной публикации приводится этот редкий
портрет неизвестного профессионального художника, наиболее
близкий к облику поэта в тот период не по дате, а по его
духовной сути и характерному дорожному костюму поэта.
По свидетельству одного из современников, канцелярию
попечительного комитета Пушкин поприезде в Екатеринослав (16
мая) навестил раза три, из которых раз представился генералу
Инзову, все же время пребывания в городе посвящал катанию на
лодке по Днепру и гулянию по лесам. Об этом же поэт писал
своему брату Льву: «Приехав в Екатеринослав, я соскучился,
поехал кататься по Днепру, выкупался и схватил горячку, по
своему обыкновению».
Пушкин поселился в доме Краконини, находящемся на
Мандрыновке. Усадьба прилегала к Днепру, а еще ниже находилась
тюрьма, из которой во время прогулки поэта бежали два
брата-арестанта, побочные дети помещика Засорина. Пушкин
наблюдал эту сцену, и позже она послужила сюжетом для поэмы
«Братья-разбойники», написанной в Кишиневе в 1822 г. Как видим,
наблюдаемый эпизод отразился в творчестве великого поэта,
хотя он пробыл в городе всего около двух недель.
Везде, где появлялся А.С. Пушкин, его сопровождали
различные легенды и анекдоты, и хотя они не всегда достоверны,
однако характерны именно для его личности и воссоздают колорит,
темперамент и эксцентричность его характера. Так, один из его
сослуживцев по канцелярии A.M. Фадеев в своих воспоминаниях
воспроизводит комическую сцену: однажды губернатор Шемиот
пригласил Пушкина на обед. Присутствовали и другие лица. Это
было в самую жаркую пору. Собрались гости, явился и Пушкин и с
первых же минут своего появления привел все общество в большое
замешательство необыкновенной эксцентричностью своего костюма:
он был в кисейных прозрачных панталонах и без всякого исподнего
белья. Близорукая госпожа Шемиот, не допуская возможности такого
неприличия, уверяла, что у Пушкина просто такие панталоны
телесного цвета; наконец, вооружившись лорнетом, она
удостоверилась в горькой истине и немедленно выпроводила своих
взрослых дочерей из комнаты. Хотя все были очень возмущены и
сконфужены, но постарались сделать вид, будто ничего не
замечают, и Пушкину эта проделка сошла с рук.
Возможно, Фадеев сгущает краски в этом эпизоде,
т.к. недоброжелательно относился к Пушкину, а может быть, такая
небрежность в одежде была связана с болезнью поэта или его
рассеянностью, часто сопровождающей гениальность. Однако
комментариев к этим воспоминаниям современника поэта мы не
имеем.
26 мая 1820 года (в день рождения А.С. Пушкина по
старому стилю) поздно вечером в Екатеринослав заехал генерал
Н.Н. Раевский по просьбе своего сына, который хотел повидаться с
Пушкиным. Об этом эпизоде поэт пишет в письме к брату:
«Генерал Раевский, который ехал на Кавказ с сыном и двумя
дочерьми, нашел меня в жидовской хате в бреду, без лекаря, за
кружкой оледенелого лимонада». Раевские остановились в доме
губернатора, где на другой день состоялся обед. Генерал Раевский
уговорил Инзова отпустить с ними на Кавказ больного Пушкина для
поправки здоровья на лечебных водах. Рано утром 28 мая Пушкин
вместе с Раевскими выехал по почтовому тракту на Мариуполь.
Почтовый тракт от Екатеринослава шел через Александровск
(ныне Запорожье), Орехов и далее на Мариуполь. После переправы
через Днепр при Неенбурге (Малашевка, поселение, основанное
немцами - меннонитами) дорога углубилась в бескрайние
степи, сплошь поросшие ковылем. Эту картину генерал Раевский
описал в своих путевых заметках весьма поэтично; их просто
нельзя не процитировать: «...при восходе или заходе солнца,
когда смотришь на траву (ковыль. - Б.Б.) против оного, то
представляется тебе чистого серебра волнующееся море». Сутки
непрерывной езды без сна и отдыха - и поезд Раевских с Пушкиным
рано утром 29 мая приближается к Мариуполю со стороны
Белосарайской косы.
Наконец после однообразного степного пейзажа наши герои при подъезде к
ст. Ялта-Камышеватая издали увидели Азовское море -
легендарную Меотиду, история которой уходит в глубь веков.
Здесь, по сути, состоялась «визуальная встреча» с Азовским морем
на расстоянии 3-4 верст от него. Генерал делает запись в
дневнике: «...открыли глаза наши - Азовское море».
К сожалению, в иконографии
Пушкина нет прижизненного профессионального портрета периода
южной ссылки. Однако существует портрет «Пушкин в
поярковой шляпе» работы неизвестного художника, который резко
отличается по стилю от академических кабинетных портретов
поэта. На нем изображен молодой Пушкин в белой войлочной шляпе с
бакенбардами и темно-русой волнистой шевелюрой. Особенно
привлекают внимание его большие выразительные глаза. Наш особый
интерес к этому портрету объясняется тем, что, по свидетельству
лицейского друга поэта И.И. Пущина, Пушкин выехал в южную ссылку
из Петербурга именно в белой поярковой шляпе; вполне возможно,
что примерно так он выглядел в Мариуполе.
Пушкин много путешествовал по России. Нам, живущим в век
комфортабельных автомобилей и авиалайнеров, трудно вообразить
все сложности путешествия на перекладных почтовых лошадях. В
этом деле нужны были хорошая закалка и выносливость, не
последнюю роль играл также дорожный костюм. Начиная с 1820 г.
дорожный костюм Пушкина состоял из черного сюртука и белой
поярковой шляпы. Такой образ поэта-изгнанника за долгие годы
запечатлелся в сознании его современников, и таким периодически
он встречается в их воспоминаниях.
Изгнание Пушкина продолжается более шести лет:
сначала это была южная ссылка - в Кишиневе и Одессе, а затем -
село Михайловское, где поэт безвыездно провел два года под
надзором полиции вплоть до 4 сентября 1826 г. В этот день из
Москвы неожиданно прискакал фельдъегерь по фамилии Вальш.
Оказалось, что сразу после коронации молодой царь Николай I
приказал срочно доставить опального поэта во дворец.
Не дав Пушкину толком собраться, Вальш усадил его в
коляску и тут же среди ночи выехал по бездорожью в губернский
город, где, на ходу перекусив в дрянном трактире, они двинулись
дальше и за четверо суток проскакали на перекладных более 700
верст по скверным дорогам почти без сна и отдыха. Наконец 8
сентября во второй половине дня они прибыли в Москву, и
Пушкина, как он был, в забрызганном грязью сюртуке, озябшего и
голодного, прямо с дороги доставили в царские апартаменты.
Николай I (почти ровесник поэта) при закрытых дверях дает
поэту личную, почти двухчасовую (!) аудиенцию, а после беседы
освобождает его от ссылки и представляет двору как «нового
Пушкина». В частной беседе царь сказал, что беседовал с
самым умным человеком в России. Все это было похоже на сказку:
после долгих лет опалы - неожиданное триумфальное возвращение в
Москву. В Большом театре все взоры и бинокли были обращены не на
сцену, а на возвращенного поэта. Вот запись
очевидца: «У разъезда Большого театра все толпились около него и
издали узнавали по бывшей на нем светлой пуховой шляпе». Как
видим из этих записей, Пушкин прибыл в царский дворец в своем
обычном дорожном костюме - черном сюртуке и белой шляпе.
Младшая
дочь Н.Н. Раевского Софья
Страница
1,
2,
3,
4,
5,
6,
7,
8
продолжение
Все его дочери - прелесть
|
|