Картина Виктора Пономарева "Я помню
море пред грозою"
Таганрогский тракт (карта 1821г,
фрагмент)
Вероятный маршрут А.С.
Пушкина от г. Мариуполя до села Платово
М.И.Платов (1751-1818), атаман Войска Донского
А.И. Чернышев (1786-1857), генерал-адъютант, генерал от
кавалерии
Море вблизи села Безыменное
В окрестностях села Весело-Вознесенка (бывшее Платово)
Новая картина мариупольского художника - вклад в Пушкиниану
(Пушкин в Безыменном) -
статья в "Приазовском рабочем" |
БОРИС БЕРЕЖНОЙ ЗАГАДКИ
ТАГАНРОГСКОГО ТРАКТА
стр.5
ЗАГАДКА
ТАГАНРОГСКОГО ТРАКТА
Южной ссылке А.С. Пушкина посвящены десятки книг и сотни
публикаций, однако полной ясности по некоторым вопросам нет и до
сих пор. Целью этой публикации является уточнение маршрута и
места первой встречи поэта с Азовским морем, а также анализ
различных версий, высказанных в свое время писателями и
краеведами по этим вопросам.
Рано утром 29 мая 1820 года (данные М. Цявловского
по старому стилю) к Мариуполю со стороны Белосарайской косы
подъезжал кортеж генерала Н. Раевского, легендарного героя
Отечественной войны 1812 года. С ним ехали две дочери - Софья и
Мария - вместе с компаньонкой, гувернанткой и няней, младший сын
Николай с Пушкиным и доктором Рудьковским, а также прислуга.
После суток утомительной езды от Екатеринослава (ныне
город Днепропетровск) по пыльному Мариупольскому тракту они
увидели Азовское море в районе конно-почтовой станции
Ялта-Камышеватая с расстояния 3-4 верст (по данным мариупольских
краеведов). Генерал делает запись в путевом журнале:
«Открыли глаза наши - Азовское море». На этом основании они
считают, что именно здесь произошла первая встреча Пушкина
с Азовским морем, а также известный эпизод, описанный поэтом в
стихах: «Я помню море пред грозою».
Для доказательства этой
версии краеведы Л. Яруцкий и А. Проценко приводят цитаты из книг
известных писателей А. Гроссмана, В. Мануйлова, Вс.
Воеводина и других. Но эти исследователи не указывают конкретное
место встречи с Азовским морем, а лишь предполагают, что это
могло произойти в районе Мариуполя. Ссылки на эти предположения
не могут служить весомыми аргументами в пользу
ялтинско-мариупольской версии.
Более серьезный подход - это
анализ первоисточников, каковыми являются путевые записки
генерала Н. Раевского. Из записок генерала следует, что на пути
к Таганрогу он спешил на «первую почту за Мариуполем», так как
знал (из сообщений по эстафете), что там для него
приготовлена смена почтовых лошадей. Поэтому генерал не мог в
этом месте сделать «крюк» около 6-8 верст только для того,
чтобы полюбоваться морем на берегу. Кроме того, было около 6
часов утра, и в каретах все дремали после суточного
марафона длиной 250 верст от Екатеринослава.
Эти факты говорят о том, что в
районе станции Ялта-Камышеватая наши герои ограничились только
«визуальной встречей» с морем на расстоянии нескольких
верст в течение 15 минут, пока перепрягали лошадей. Кортеж
генерала Раевского поворачивает на Мариуполь и около 9 часов
утра выезжает на базарную площадь, ныне площадь Освобождения
(где находилась почтовая станция). Прогулявшись по базару
и поинтересовавшись ценами на хлеб, генерал делает короткую
запись о Мариуполе.
После переправы через
Кальмиус дорога пошла в земли Войска Донского, и примерно через
два часа Раевские подъезжают к хутору Пикуз (современное
село Коминтерново), где находилась первая почтовая станция после
Мариуполя - Широкая. Название этой станции и ее
местоположение установлены мариупольскими краеведами. Об этой
станции в дневнике генерала имеется запись: «На первой почте за
Мариуполем мы встретили жену Гаевского, которая дожидалась меня
трое суток и отправилась к мужу; ей не давали лошадей, для меня
приготовленных. Она зато приготовила нам завтрак. Мы поели, я
написал вам письма (адресованы жене и дочери в Крым. -
Б.Б.), и поехали». Можно предположить, что, отдохнув пару часов
в тени во время полуденного зноя, Раевский с Пушкиным тронулись
в путь около 3 часов пополудни. До Таганрога оставалось около
100 верст, что составляло 8-9 часов нормальной езды на
перекладных. При этом раскладе они должны были прибыть в
Таганрог до полуночи. Однако в записках генерала сказано:
«В Таганрог приехал утром». Такое расхождение в датах прибытия в
Таганрог до сих пор не имеет объяснения и вызывает сразу
несколько вопросов:
1. По какому маршруту ехал поезд Раевских после станции Широкой?
2. Какова была причина задержки в пути?
3. Где ночевали наши герои?
Пока это - тайна под названием «Загадка Таганрогского тракта».
Решить эту загадку
нам поможет логика здравого смысла, основанная на доскональном
знании топографии и топонимики окружающей местности,
исторической эпохи конца XVIII и начала XIX вв. и личных качеств
участников экспедиции, в первую очередь - генерала
Раевского, от которого зависели маршрут и график передвижения.
Прежде чем перейти к изложению нашей
версии обратимся к предыдущим работам пушкинистов. Ростовский
исследователь творчества поэта А. Линин пишет, что во время
путешествия А.С. Пушкина Сальские слободы, Миусское начальство и
Ростовский уезд были охвачены мощным крестьянским
восстанием. Безрассудство бедноты доходило до того, что они
нападали на почтовые станции и угоняли лошадей. Подавление
восстания возглавлял генерал Чернышев, в распоряжении которого
были казачьи и пехотные полки с артиллерией. В такой обстановке
проходило путешествие Пушкина с Раевскими по землям Войска
Донского.
Некоторые авторы вообще ничего не
пишут об этом участке пути, а кое-кто высказывает предположение,
что генерал Раевский был вынужден с дочерьми заночевать на
небольшой станции Мокро-Еланчикской, не имевшей элементарных
условий для ночлега. Ну а если серьезно? Надо полагать, что
генерал, в силу своего высокого положения в военных кругах, был
посвящен в эти события и заранее мог наметить адекватные
меры, чтобы обеспечить безопасный проезд до Таганрога.
Находясь в течение нескольких
часов на станции Широкой (хутор Пикуз), генерал Раевский не
терял времени, а уточнял обстановку на Таганрогском
тракте, опрашивая ямщиков и пассажиров. По-видимому, убедившись,
что ехать в ночь по тракту до Таганрога небезопасно, он
принимает единственно правильное в опасной обстановке решение:
свернуть с тракта и при свете дня проехать по берегу моря до
имения графа Платова; далее после ночлега в Еланчикской слободе
рано утром выехать на тракт и оставшиеся 50-60 верст
проехать, опять же при свете дня, до Таганрога по тракту от
станции Мокро-Еланчикской. Кратчайший путь в Платово идет через
Безыменное, которое расположено прямо на берегу моря (платовская
версия). Следовательно, здесь по ходу маршрута и состоялся
знаменитый эпизод первой встречи с Азовским морем, описанный М.
Раевской в воспоминаниях, а великим поэтом - в стихах.
Хочется надеяться, что
наконец поставлена точка в затянувшейся почти на полтора
столетия полемике пушкинистов и «место встречи»
установлено. Знаменательно, что село Безыменное оказалось в
«эпицентре» всех предложенных версий: это и «близ
Мариуполя» (А. Проценко, Л. Яруцкий); это и
сравнительно«недалеко от Таганрога» (М.Цявловский); это и совсем
рядом с тем местом, где «позднее была построена станица
Ново-Николаевская» (А. Линин, П. Филевский).
Будем надеяться, что такой расклад
устраивает всех, а местный патриотизм пушкинистов этих городов
не пострадал. Платовскую версию поддержал заслуженный художник
Украины житель Мариуполя Виктор Пономарев, который недавно
написал картину «Я помню море пред грозою», где в своей
оригинальной трактовке воспроизвел знаменитый эпизод на
безыменском берегу. При этом художник использовал документальные
материалы, в частности, учел записки лицейского друга поэта И.
Пущина о том, что май 1820 года был очень жарким, и Пушкин
ехал на юг в поярковой шляпе и в красной рубашке. Думаю, что это
полотно по красоте замысла и мастерству исполнения
является одним из шедевров современной пушкинианы.
Согласно платовской версии,
первая встреча великого поэта с Азовским морем на безыменском
берегу была мимолетной, однако он ничего не забыл и через
несколько лет написал великолепные стихи, в которых через
столетия донес до нас очарование первой любви и первой встречи с
морем. Перечитывая классические строки 20-летнего поэта, мы в
который раз восхищаемся его гениальным дарованием:
«Я помню море пред грозою.
Как я завидовал волнам,
Бегущим бурной чередою
С любовью лечь к ее ногам».
Эти стихи были написаны позже и вошли в
первую главу «Евгения Онегина» как память великого поэта об
Азовском море. В с. Широкино бытует легенда о том, как Пушкин,
поднявшись на вершину одного из холмов, любовался морем. Эту
вершину здесь назвали «пиком Пушкина».
После первой встречи с морем
кортеж Раевских двинулся вдоль берега на восток и, пройдя около
10 верст, остановился в тени огромного дуба в с. Безыменное.
Согласно местной легенде этот столетний великан описан поэтом в
знаменитом прологе к «Руслану и Людмиле». Проехав Новоазовское
Лукоморье, экипажи оставляют справа Кривую косу и по прямой
через села Обрыв и Холодное к вечеру подъезжают к имению
графа Платова в Еланчикской слободе, где их, вероятно,
встретили близкие донского атамана. Почтив его светлую
память и переночевав в гостеприимной усадьбе, рано утром
Раевские с Пушкиным выезжают на Таганрогский тракт.
Пик Пушкина на Кавказе
Страница
1,
2,
3,
4,
5,
6,
7,
8
продолжение |
|