Новости
Сброс колоколов с церкви Николая Чудотворца в
поселке Буденновка (ныне г. Новоазовск), 1.01.1934г
Подрыв здания церкви Николая Чудотворца в
поселке Буденновка (ныне г. Новоазовск) с целью заготовки строй
материалов для строительства школы 1.06.1936г |
ПАРНАС,
ПЕГАС И ПЕЛЕНГАС
стр. 29
Новоазовскую школу основали комсомольцы и пьяницы?
История
этой школы мне попалась на глаза случайно.
Искал информацию о своей малой родине, и вдруг выскочил этот
текст на заброшенной веб-странице одной из школ города
Новоазовска. Потом этот же текст, практически без
изменений, я увидел и на действующем сайте этого учреждения.
Материал вызвал весьма неоднозначные чувства.
Школа, где
целый этаж, если верить сайту, отведен под музейные экспозиции, позиционирует себя,
и не без оснований, в качестве центра краеведения, но случается,
как гласит народная мудрость, что сапожник сам бывает без сапог.
Материал,
как можно судить, написан давно, потом в связи с
«демократическими ценностями» он был пару раз отредактирован и в
таком винегретном виде служит визитной карточкой учреждения и
поныне. Проблема, первой бросающаяся в глаза, это вопиющее
несовершенство литературной записи.
Стоило бы начать
с расстановки знаков препинания, приведения в соответствие
родов, падежей и чисел, а затем стоило бы
взяться и за стилистику.
Возьмем для примера один абзац и подробно поговорим о его
содержании.
«В июне 1936 г. была взорвана
большая каменная церковь, которая стояла на берегу моря. В этот
момент антирелигиозная программа достигла своего пика. Церковь
была закрыта чуть раньше и превращена частично в склад, частично
в место для проведения новогодних елок. Она была построена в
1873 г. Ее позолоченный купол был виден далеко с моря.
После
разгрома церкви (сжигание икон, растягивание ковров,
растаскивание склепов, что были под полом церкви и т. д.) в ней
сделали, как сказано выше, для детей место отдыха. Но через год
из нее сделали комсомольский клуб.
Церковь
была огорожена забором, внутри ограды было большое количество
цветов. Ее центральный вход
располагался как раз от улицы Энгельса. Существует информация,
что колокол церкви был отлит из меди, снятой с разбитого
английского военного корабля у Кривой Косы в ходе Крымской
войны. Говорят, что снять колокол долгое время не могли – люди
боялись совершать святотатство. Но при помощи местных пьяниц
комсомольцы сбросили колокол. Многие старожилы утверждают, что в
момент снятия колокола кто-то из комсомольцев упал с колокольни
и разбился насмерть. Когда церковь
взорвали, из оставшихся груд камней и кирпичей построили новое
здание школы. Это было типовое здание. 1 сентября 1938 года
произошло открытие этой школы».
Читаем
буквально: церковь была взорвана, и в этот момент
антирелигиозная программа достигла своего пика». Мощный прорыв
сознания, ну просто песня! А дальше идет
дерганый возврат в историю пока еще
целого культового сооружения: «Церковь была закрыта чуть раньше
и превращена частично в склад, частично в место для проведения
новогодних елок. Она была построена в 1873 г. Ее позолоченный
купол был виден далеко с моря». Как говорится, в огороде бузина,
а в Киеве дядька. Церковь была сначала закрыта, превращена в
склад, а потом построена в 1873 году. Нестандартно мыслит
писавший этот удивительный текст!
Исследуем
дальше. «После разгрома церкви (сжигание икон, растягивание
ковров, растаскивание склепов, что были под полом церкви и т.
д.) в ней сделали, как сказано выше, для детей место отдыха. Но
через год из нее сделали комсомольский клуб».
Иконы сжигали (кто?),
ковры «растягивали», а склепы «растаскивали» (кто?). Невозможно
представить под полом «склепы», вероятно, речь идет о гробницах.
Но если со «склепами» хоть что-то понятно, то с растяжкой
ковров не совсем. Тесную обувь, как известно, тоже подвергают
растяжке. Кстати, потом «растянутые» ковры вдруг обнаружились в
школе, хотя и снова под грифом «говорят»: «Говорят, в ней были
даже ковровые дорожки, зеркала и цветы».
Дальше, паче
чаяния, снова нестройно живописуется еще не растасканная
церковь. «Церковь была огорожена забором, внутри ограды было
большое количество цветов. Ее центральный вход располагался как
раз от улицы Энгельса». Что значит «как раз от улицы Энгельса»?
Речь об этой улице вроде вообще не шла. Ну, разве что «история»
– это сугубо провинциальное творение для местного употребления.
Кто знает – тот поймёт.
Но буквально
вишенкой на торте выглядит следующее предложение. «Говорят, что
снять колокол долгое время не могли – люди боялись совершать
святотатство. Но при помощи местных пьяниц комсомольцы сбросили
колокол. Многие старожилы утверждают, что в момент снятия
колокола кто-то из комсомольцев упал с колокольни и разбился
насмерть».
Давайте,
наконец, задумаемся: кто именно боялся совершить святотатство и
кто не боялся. Начнем с того что большевиков на всю бывшую
империю в начале XX века было всего около 10 тысяч. Поэтому и в
Ново-Николаевской станице, и в других местах советскую власть
устанавливали сами жители, а вовсе не какие-то заезжие
«большевики». Теперь поговорим о боязни святотатства.
Писавший,
видимо, не знает о зверствах головорезов Дроздовского. 17 марта
1918 года, ушедшее в подполье казачье правление призвало казаков
станицы Ново-Николаевской к восстанию. В это время, со стороны
Мариуполя на Дон двигался отряд Дроздовского. Навстречу ему были
посланы делегаты от казаков станицы с просьбой о помощи. Войдя в
станицу, отряд тогда еще полковника Дроздовского ликвидировал
совет, 15 членов этого совета были тут же расстреляны. Можно
пойти в сквер около Аллеи независимости и посмотреть их имена,
которые историку забывать негоже.
Среди членов
Совета, расстрелянных дроздовцами, между прочим, был мой
родственник. А что церковь? Благоговела, освящала и
благословляла. Вот давайте и подумаем, боялись ли
«святотатства»
родственники и знакомые зверски
убитых людей, а это были не только члены Совета, если его
не боялись служители в рясах?
В марте 1920
года, пытаясь поднять восстание на Дону, барон Врангель
сформировал десант под руководством полковника Назарова (1750
штыков, 25 шашек, 30 пулеметов, 2 пушки). Высаживался этот
десант на Кривой Косе, а вовсе не на Обрыве, как написано в
«истории школы». На Косе была грузовая пристань, и было
достаточно глубоко, чтобы судам подойти к берегу. Назаров –
уроженец станицы Ново-Николаевской, и именно туда он и
направился после высадки десанта.
Назаров,
кстати, неизвестно когда и кем произведённый в полковники, тоже
проводил репрессии. Опричники этого
«полковника» оборвали, в частности, жизнь матроса с линкора «Три
святителя» Ивана Ковальчука. Он как раз был в отпуске в родном
хуторе Обрывском. Назаров приказал арестовать матроса,
рассказывавшего односельчанам о советской власти и о положении в
стране. Домой матрос уже не вернулся, назаровцы расстреляли его
у поворота на хутор Маркин. Матрос не имел оружия и ни с кем не
воевал. А что церковь? Благоговела, освящала и благословляла.
А теперь
поговорим о самом закрытии церкви. Можно предположить, читая
«историю», что свирепые большевики ворвались в святилище и
«именем революции» всех расстреляли, а на храм навесили большой
революционный замок. Но на деле всё было совершенно иначе.
Еще
Временное правительство опубликовало 3 марта 1917 года
Декларацию, где гарантировалась, кроме прочих свобод, отмена
всех сословных, вероисповедных и национальных ограничений. А это
значило упразднение всех льгот дворянства, казачества,
духовенства и т.д. Естественно, что советская власть продолжила
это демократическое начинание и отделила церковь от государства.
Так было в странах Европы, это было логично и неизбежно.
Отсутствие
средств на содержание храмов и государственного жалования
священникам привело к тому, что многие храмы просто закрылись.
Их не закрывали насильно суровые чекисты в кожанках. Нет, церкви
закрывались сами, без посторонней «помощи». Ну, а те храмы,
которые пустовали, по решению местных советов, так или иначе,
использовали для насущных нужд, что вполне резонно.
Смотрим в
«историю школы»: здание взорвали в июне 1936 года, а в сентябре
1938 года школа, построенная из «груд» церковного кирпича,
(а не из самого кирпича?!),
уже приняла учеников. Впечатляющие темпы, хотя строили школу
наверняка те самые «пьяницы», о которых без всякого уважения
вещает теперь «история» построенной этими людьми школы!
Получается, что
пустующую церковь и разрушили, чтобы получить материал для
строительства типовой школы,
к возведению которой готовились с 1934 года, когда был сброшен
колокол. И это вполне богоугодная цель! Верить нужно в
душе, молиться можно где угодно, а искоренять вековую
неграмотность возможно только в школе. Через пять лет начнется
жестокая война, и наличие грамотной молодежи будет жизненно
важно для Победы. А вообще, авторы могли бы еще посетовать, что
постройки купца И.А. Козлова отвели под больницу – хотя дело
тоже вполне богоугодное.
Ну,
и последнее. «Говорят, что снять колокол долгое время не могли –
люди боялись совершать святотатство. Но, при помощи местных
пьяниц, комсомольцы сбросили колокол. Многие старожилы
утверждают, что в момент снятия колокола кто-то из комсомольцев
упал с колокольни и разбился насмерть».
Для нормального
исторического текста источник «говорят», да еще анонимный,
совершенно неприемлем, но здесь мы его постоянно встречаем. А
ведь «говорят, что в Москве кур доят!»
Да и как же так, «многие старожилы» утверждают, а ни
одного нет с именем?! Да и вообще, оценивать исторические
события следует в историческом контексте, а не прикладывать к
ним каждый раз новое конъюнктурное лекало. Ну ладно, не будем
придираться, всё уже и так понятно. Поговорим насчет «пьяниц».
Да, тут попутно надо заметить, что колокола, как и пушки,
лили не из меди, а из специальной бронзы, это «историкам» стоило
бы учесть.
Итак, колокол помогли
снять «местные пьяницы». Уже в этом утверждении просматривается
вполне определенная конъюнктурная позиция писавшего текст
«истории школы». Ну как же: те, кто поднимал на колокольню
пулеметы и выкатывал к морю орудия – это, естественно, светлые
эльфы добра и справедливости, а их противники, ясное дело,
пьяницы и бездельники. Позиция не новая, она знакома нам по
белогвардейским плакатам и по словесному поносу нынешних
завзятых лгунов-монархистов.
Но позвольте,
откуда известно, что эти люди, явно вознамерившиеся строить
школу, были пьяницами, назовите источник сего утверждения. И
откуда известно, что богобоязненные зеваки, якобы, боявшиеся
дернуть за веревку, не были пьяницами и вели
сугубо здоровый образ жизни? Да и потом, разве мало
примеров, когда пьяницами были «уважаемые» люди? Например,
композитор Модест Мусоргский. Достаточно взглянуть хотя бы на
картину, написанную Ильёй Репиным в начале марта 1881 года в
Николаевском военном госпитале в Петербурге, куда композитор
Модест Мусоргский попал с белой горячкой. Через 10 дней после
написания картины Мусоргский умер в возрасте 42 лет. Столько же,
кстати, было в конце жизненного пути и Владимиру Высоцкому.
Разрушитель Советского Союза Борис Ельцин в алкогольной
прострации дирижировал оркестром, исполнял неподобающие танцы,
публично мочился на шасси самолёта и благословлял Америку.
Однако заслужил кучу наград от новой власти и даже огромный и
супердорогой мемориальный дворец в Екатеринбурге.
Реформатор
российской экономики Егор Тимурович Гайдар тоже не отличался
трезвостью. По иронии судьбы этот либеральный реформатор
разделил судьбу миллионов сограждан, загнанных им в нищету и в
отчаяние. Как и многие из этих несчастных, он умер от
последствий хронического алкоголизма в возрасте 53 лет. По
свидетельству Бориса Немцова, Гайдар «приходовал» по бутылке
виски за вечер. По словам подчиненных – такое бывало и
ежедневно.
Но это не помешало открыть
алкоголику
Гайдару бюст
в вестибюле корпуса "Г" Высшей школы экономики
на Покровском бульваре, 11 в Москве.
Да что там алкоголизм, высокопоставленные труженики ВШЭ широко
прославились и как резвые шалунишки под весёлым радужным
флагом, совершенно не популярным в России. А вы говорите
о каких-то мифических «местных пьяницах». Несовременно как-то
и не масштабно. И это мы еще не упоминаем
знаменитый аргентинский чемодан и высокопоставленных поклонников волшебного
порошка!
В этом месте, пожалуй,
можно и закончить наши записки не
исключая возможности дальнейших рассуждений по поводу прорывов
сознания авторов «истории» одной из новоазовских школ,
напичкавших свое сочинение эклектичным набором всевозможных
«сведений», иногда слабо относящихся, а часто и совсем не
относящихся к теме.
«Задача,
которая ставилась большевиками перед образованием, была
благородна – дать возможность получить образование. Как и все
другие стороны жизни, оно не смогло избежать налета заидеологизированности», – вот такой посыл из «истории
школы» мы оставим на будущее. Отметим только напоследок, что
автором настолько мощно удалось избежать этого страшного
многобуквенного явления, что трудно понять вообще смысл и
сверхзадачу
их творения. Но об этом в следующий раз.
Владимир Лях
НАЗАД
ВПЕРЕД
Литературная
страница
ОГЛАВЛЕНИЕ СТРАНИЦ АВТОРА
Владимир Лях
Стихи.ру
Проза.ру
Новости |
|