Отец
Александр (Горбовский, умер в декабре 2012г) и
В.Н. Бесчастный в церкви Петра и Павла
Д.Д.
Белый, профессор кафедры украиноведения Донецкого юридического
института МВД Украины
Петропавловская церковь, 2000г Иллюстрация из книги
Деревянная колокольня церкви, 2011г
Отец
Александр освящает детскую площадку в Седово, построенную
общественной организацией "Возрождение", 2010г
Освящение отцом Александром, священником Петропавловской церкви
детской площадки в селе Обрыв, построенной ОО "Возрождение".
Сентябрь 2010г
Отец
Александр, священник Петропавловского храма совершает панихиду
по Георгию Седову в ходе
Седовских чтений, проведенных 5 мая
2010г общественной организацией "Возрождение". пос. Седово
Школьники убирают территорию около церкви. 17.11.2010г
Церковь
Святых равноапостольных Петра и Павла в Седово 19.06.2011г
|
ИСТОРИЯ
ЦЕРКВИ ПЕТРА И ПАВЛА ПОСЕЛКА СЕДОВО
После окончания эпохи воинственного атеизма, с изменением
политических, экономических и идеологических реалий наше
общество перешло от разрушения церквей к их строительству.
В больших и малых городах возводятся новые храмы. Как правило,
они каменные, высокие, богато украшены изнутри и снаружи. Но тем
ценнее те немногие из церквей, которые смогли
пережить эпоху безумной борьбы с религией. Смогли выстоять и
сохранить, несмотря на все невзгоды, то особое ощущение
намоленности, эту удивительную ауру церкви как «Дома
Божьего», созданную многими поколениями прихожан и
священников...
К сожалению, время, когда храм
являлся центром жизни в каждом городе, каждом поселке, каждом
селе, осталось в прошлом. Храм определял ритм жизни каждого
прихожанина, заботился о его помыслах и уберегал от дурных
деяний. Приходские священники вели обязательную летопись всех
значительных событий, которые происходили в приходе, старательно
заполняли метрики, фиксировали даты рождений, свадеб и похорон.
В истории каждого старинного храма отражалась история
населенного пункта, жителей, и если он был разрушен, то
безвозвратно терялась значительная часть истории. И каждый храм
имел свою собственную историю. Подчас удивительную,
величественную и славную. Восстанавливая заново историю
церкви, мы открываем для себя прошлое. Отдаем должное памяти
родного края.
Именно к таким храмам относится
уникальная церковь, одна из старейших в Донецкой области,
которая находится в поселке Седово. Расположенный рядом со
школой, невдалеке от моря, но в стороне от курортной
веселой суеты, окруженный высокими тополями, храм Петра и Павла
сразу привлекает внимание своей безыскусной, строгой, но в то же
время и теплой, притягательной красотой. Уже
находясь рядом с ним, возникает ощущение, что оказался
совершенно в особом месте, месте, в котором душу и разум
охватывает чувство причастности к непостижимой тайне
бытия, общности с теми, кто приходит сейчас и приходили на
протяжении полутора столетий в этот храм со своими горестями и
радостями.
История храма Петра и Павла в Седово удивительна,
но, к сожалению, мало изучена. В нашей статье мы попытаемся
осветить лишь основные вехи его истории, но в его истории, как
в зеркале, отразилась как история Новоазовского района, так
района, так и всего Приазовья...
Bo-многом прошлое этого храма сохранилось,
благодаря неустанному труду настоящего летописца Приазовья
Владимира Васильевича Венедиктова и кропотливой работе
сотрудников Новоазовского районного архива по
упорядочиванию и классификации его архива. Разумеется, авторы не
претендуют максимально точно и полно осветить в этой публикации
историю храма Петра и Павла, поэтому они будут
очень признательны за уточнения и дополнительные сведения о
церкви.
История церкви Петра и Павла поселка Седово
начинается в Новоазовске, тогда еще станице Новониколаевской
Миусского округа Области Войска Донского. Станица
Новониколаевская была основана в 1849 году. В Полном собрании
законов Российской империи за 1849 год в разделе «Донские казаки» за № 23368 от 4 июля 1849 года содержится
«высочайше утвержденное мнение Государственного Совета об
учреждении в войске Донском новой казачьей станицы на урочище
кривой Косы на берегу Азовского моря:
«Государственный Совет в
военном департаменте и в общем собрании, рассмотрев
представление министра об учреждении в войске Донском новой
казачьей станицы на урочище Кривой Косы на берегу
Азовского моря, согласно с представлением, мнением положил:
между городами Таганрогом и Мариуполем, на урочище Кривой Косы,
образовавшейся на берегу Азовского моря, именно на
месте, называемом Обрыв (примечание - в данном случае термин
«Обрыв» употребляется как название определенной местности, а не
одноименного хутора), основать казачью станицу
под наименованием Новониколаевская...» На данном решении
присутствует резолюция императора Николая Первого:
"Его императорское Величество во воспоследовавшее мнение в Общем
Собрании Государственного Совета по делу об учреждении в войске
Донском новой казачьей станицы на
урочище Кривой Косы на берегу Азовского моря Высочайше утвердить
соизволил и повелел исполнить».
В то время Наказным атаманом
Войска Донского был выдающийся государственный деятель Михаил
Григорьевич Хомутов (с 1839 года - начальник Штаба Войска
Донского, в 1848-1862 гг. – Наказной атаман Войска
Донского). Во многом благодаря энергичной и мудрой деятельности
М.Г. Хомутова Приазовский край быстро развивается как в
экономическом, так и в культурном плане. Сам Наказной
атаман занимался лично планировкой, строительством и
обустройством станицы. А непосредственно руководил работой
станичный атаман П.Ф. Попов. Судя по всему, именно
благодаря их совместным усилиям улицы станицы были очень четко
спланированы, и следы этого сохранились и сейчас в Новоазовске -
в расположении его прямых улиц и удобной, выверенной
планировке города.
Одной из главных задач при обустройстве
станицы и постройке основных зданий была необходимость в
строительстве церкви. Следует отметить, что казаки всегда очень
бережно относились к вопросам веры.
Соответственно казачьей исконной традиции, значительная часть
военной добычи всегда отводилась на нужды церкви. Да и сам
статус населенного пункта на казачьих землях
определялся наличием в этом населенном пункте храма. «Селом»
назывался населенный пункт, в котором преобладало не казачье
(иногороднее) население и если в нем
находилась приходская церковь, «поселением» - если в нем жили
государственные крестьяне, и была церковь или молитвенный дом,
«деревней» - простое поселение без церкви.
Строительство церкви в
Новониколаевской началось в 1852 году на высоком и крутом берегу
залива (где сейчас находится здание райгосадминистрации),
так, чтоб она была видна рыбакам, заплывшим далеко в
море, осеняя их надеждой и на удачный улов, и на успешное
возвращение к родным и близким. Недаром церковь именовалась
храмом Николая Чудотворца – покровителя
путешественников и мореплавателей, спасителя потопающих в
морских глубинах. На строительство храма была выделена большая
по тем временам сумма в 17 тысяч рублей серебром.
Однако строительство затормозила Крымская война, когда Приазовье
оказалось в эпицентре боевых действий.
Англичане планировали высадить десант
и захватить Новониколаевскую. Им удалось обстрелять и почти
полностью сжечь хутор Кривая Коса (будущий поселок Седово),
через него англичане планировали начать наступление
на станицу. Необходимо отметить, что после войны император
Александр II пожаловал жителям Кривой Косы 6 тысяч рублей на
восстановление сожженного хутора....
Станицу Новониколаевскую защищали
наспех собранные молодые, не нюхавшие пороха, казаки 76 и 70
полков под командованием опытных урядников. И они оказались
достойны воинской славы своих предков. Казакам не
только удалось сорвать высадку англо-французского десанта, но и
захватить вражеский корабль «Джаспер». И опять казаки оказались
верными своим традициям - все части медного
оборудования корабля пошли на отливку колоколов для возводимого
храма Николая Чудотворца. В 1855 году, в год окончания Крымской
войны, в Новониколаевской было завершено
строительство храма, началось служение. Согласно одним данным,
построенная церковь была деревянной. Рядом с церковью находилась
на деревянных столбах колокольня. Согласно же рапорту станичного
атамана П.Ф. Попова, в котором он называет церковь Николая
Чудотворца «Молитвенным домом», она была обложена кирпичом
(Государственный Архив Ростовской области, Ф. 55,Оп. 1,Дело 910,
Лист 42). Однако В. В. Венедиктов на основании изученных им
документов пришел к выводу, что первоначально церковь
Николая Чудотворца все-таки была полностью деревянной, и только
позже основное здание было обложено кирпичом.
Площадь в Новониколаевской, на которой была
воздвигнута церковь Николая Чудотворца, так и называлась -
«Церковная», также «Церковной» называлась и центральная улица,
которая шла от площади и вела к мужскому монастырю, который
находился на околицах станицы. Церковь сразу стала центром
духовной жизни станицы. В 1867 году при ней было открыто
церковно – приходское мужское училище. Священники, которые
служили в ней, пользовались громадным уважением станичников.
Сохранилась фамилия одного из них – Косова, который был
похоронен в церковной ограде. Над его могилой была возведена
стела из светлого мрамора.
Следует добавить, что станицу
Новониколаевскую часто посещал преподобный Гавриил Афонский,
который жил в Ильинском ските на горе Афон и был возведен в сан
архимандрита в 1891 году. В станице Новониколаевской
он скончался. И был отпет в местном храме.
Расположенная в удобном месте,
благодаря заботе Наказного атамана М.Г. Хомутова и станичного
атамана П.Ф. Попова, станица Новониколаевская быстро росла, ее
население увеличивалось. Являясь единственной
станицей в Миусском округе, благодаря своему быстрому развитию,
Новониколаевская, в том числе и как единственная станица в
округе, согласно императорскому повелению, была определена
как главный центр округа, который и был перенесен из слободы
Голодаевка в Новониколаевскую. В фундаментальном исследовании
выдающегося ученого и исследователя П.П. Семенова
«Географическо-статистический словарь Российской Империи, т. З,
СПб, 1867 г. стр. 532., так говорится о Новониколаевской
станице: «Ново-Николаевское, село земель войска Донского,
Миусского округа, близ р. Миус, центр управления округом. По
сведениям 1859 года число жителей - 2060 душ обоих полов, дворян
- 326, церковь, окружное присутственное место, две ярмарки. В
окрестностях села был найден древесный уголь вместе со шлаком и
остатками печей, что дает повод думать, что здешняя местность
была обитаема издавна, и что жители её занимались обработкой
местных железных руд».
На станичные нужды поступали значительные
средства из Новочеркасска – столицы Войска Донского. Станица
быстро росла, развивалась - количество ее жителей быстро
увеличивалось. Церковь уже не могла вместить всех прихожан. И
тогда было принято решение о строительстве нового храма.
Строительство продолжалось 9 лет и закончилось в 1873 году.
На новый храм Николая Чудотворца было выделено 46998 рублей.
Новый высокий, белокаменный храм, находясь на возвышенности, был
хорошо виден любому, кто приближался к Новониколаевской как по
суше, так и по морю. Звонница, в отличие от старой церкви,
находилась в одном храмовом здании. Одной из отличительных черт
нового храма было два уникальных колокола, отлитых из предметов
медной отделки захваченного казаками английского корабля.
Главный колокол весил 197 пудов (более 3 тонн) и являлся одним
из наибольших колоколов, которые когда-либо были в храмах
Приазовья. Вторым по размеру был колокол в 95 пудов. Их
величественный звон дополняли меньшие по весу колокола.
Согласно рассказам старожилов
звон главного колокол был слышен далеко за пределами станицы –
жителям окрестных хуторов и рыбакам в море. Заслышав колокол,
призывавший к службе или оповещавший о главных
событиях, работники в поле прекращали работу, а рыбаки
сворачивали паруса и спешили к берегу, чтоб успеть на церковную
службу. При церкви была собрана уникальная
библиотека, в которой находились ценные и редкие издания.
А для рыбаков храм Николая Чудотворца служил, кроме духовного и
культурного центра, своеобразным маяком: на его куполе
возвышался каменный фонарь, свет которого был по
ночам виден далеко в море. Позже, в 1913 году, в храме Николая
Чудотворца В Новониколаевской бы произведен ремонт из-за трещин,
которые появились на куполе под тяжестью каменного
фонаря. Фонарь не убрали, но заменили на более легкий –
деревянный. Накануне революции 1917 года в станице
Новониколаевской насчитывалось 4276 прихожан мужского пола и
4157 – женского. Кроме этого, в станице находилось 109
староверов, у которых была своя церковь.
В то же время Новониколаевская станица
являлась далеко не самым первым населенным пунктом в Миусском
округе. Само расположение новоучреждённой станицы было
обусловлено тем, что прибрежная зона была давно уже обжита
поселенцами окрестных хуторов, среди которых выделялся хутор
(«поселение» в первоисточниках, хотя на географической
карте 1820 года Кривая Коса уже именовалась как «хутор») –
Кривая Коса (ныне - поселок Седово). Основанный еще в середине
XVIII века, хутор быстро развивался, во многом
благодаря своему стратегическому расположению в «урочище» Кривая
Коса на берегу Азовского моря в 7 верстах от Новониколаевской,
выделялся среди других поселений Приазовья и
по количеству жителей, и по своему экономическому развитию.
Жители Кривой Косы отличались набожностью, трудолюбием и
стремлением к духовному развитию.
Как вспоминают старожилы, в хуторе уже в 60-70 гг. XIX века была
каплица, в которой находились иконы, и над которой возвышался
крест. Однако многочисленные жители Кривой Косы -
переселенцы из украинских и российских губерний – рыбаки,
хлебопашцы, охотники, как казаки, так и простые иногородние
крестьяне, искренне стремились к тому, чтоб в их хуторе
был собственный храм. Именно по инициативе хуторян, с разрешения
представителей высшей церковной иерархии, старая церковь в 1889
году была перенесена из Новониколаевской в хутор Кривая
Коса.
В одном из статистико-географических
описаний Российской империи в конце XIX века упоминалось
следующее: «В хуторе Кривокосском имеется церковь, перенесенная
сюда из станицы; она деревянная, обложенная кирпичом,
освящена во имя св. апостолов Петра и Павла в 1889 году, но до
1891 года числилась приписною к станичной Новониколаевской
церкви, а с этого года при ней открыт особый
приход, с присоединенным к оному находящегося от него в 3-x
верстах хутора Обрывского. С образованием особого прихода в 1892
году основано в этом хуторе начальное
приходское училище...»
Вероятно, от старой Новониколаевской церкви
сохранилась только колокольня. Судя по всему, основное здание
храма было основательно перестроено в хуторе Кривая Коса
стараниями и финансовой помощью Николая Аристарховича Козлова
(умер в начале XX ст.) - одного из основателей многих
рыболовецких и промышленных предприятий в хуторе
Кривая Коса, который основную часть прибыли тратил на духовное и
культурное благоустройство Кривой Косы. Так за его средства в
Кривой Косе была построена школа и возведено новое здание
перенесенного из Новониколаевской храма.
Во время реставрации основного
церковного здания в кладке храма Петра и Павла в Седово были
найдены кирпичи с датой «1874 год», что свидетельствует о том,
что подготовка к строительству церкви началась
задолго до перенесения храма из Новониколаевской в Седово,
тщательно готовилось, а основное здание храма, кроме колокольни,
было основательно перестроено. В связи с этим возникает
несколько вопросов, которые требуют продолжения исследований об
истории храма в поселке Седово: основное здание храма было
воздвигнуто на месте каплицы или его стройка началась за 15 лет
до переноса церкви из Новониколаевской? Какое строение
находилось на месте основного здания храма - было ли оно
перестроено или на erо месте воздвигнуто новое? Где были
отлиты колокола для колокольни?
Несомненно только одно: храм, который сейчас
находится в Седово, был заложен в 1852 году, и колокольня при
храме является наиболее сохранившеюся частью старого храма.
Необходимо продолжение тщательных исследований, чтобы более
точно ответить на эти вопросы, которые остаются открытыми...
Так, в 1889 году в хуторе Кривая Коса
был возведен храм, который уже имел свою уникальную историю.
Возможно, это удивительное «странствие» храма и спасло его от
уничтожения, в отличие от храма, который воздвигли в
1873 году в Новониколаевской. В эпоху борьбы с «религиозным
дурманом» церковь в Буденновке (в прошлом - станица
Новониколаевская) закрыли, уникальная библиотека была
утрачена, ценнейшие иконы и ризы - осквернены.
В январе 1930 года церковь была закрыта, а
главный колокол сброшен с колокольни и отправлен на переплавку
(для нужд индустриализации). Его долго и безуспешно пытались
отвезти в Мариуполь на металлоплавильные заводы, но вот сани, на
которых пытались увезти колокол, смогли проехать не больше 200
метров и просто развалились под трехтонной тяжестью...
В.В. Венедиктов, который был непосредственным
свидетелем этого кощунственного действа, так описывал увиденное:
«Зима была холодной, снежной. Сделали большие деревянные сани.
Лебедкой погрузили колокол на сани. Но довезли его только до
бывшей тюрьмы, т.е. метров двести. Там он простоял на санях
некоторое время. После этого обложили его чурками, зажгли,
грели и рубили на части...» (Архивный отдел Новоазовской РГА,
личный фонд В.В. Венедиктова).
С этого времени повседневную
жизнь как станичников, так и хуторян стал определять не звон
колокола, а громкоговорители -«тарелки», которые зазвучали и на
площадях всех поселений, и в каждой хате... А в июне 1936
года было принято решение об окончательной ликвидации остатков
храма Николая Чудотворца в Новоазовске. Храм был взорван...
... Но храм уцелел... Храмы не могут
исчезнуть, как не может исчезнуть место присутствия Бога на
земле... Храм в Седово оставался целым. Он был закрыт, в нем
было запрещено проводить богослужение, но он не был
уничтожен...
А ведь при этом храме действовало
церковноприходское училище, при нем была открыта первая школа на
Кривой Косе. Выдающийся ученый, мореплаватель, исследователь
Георгий Седов в детских летах своих, когда был
еще никому не известным пареньком с Кривой Косы, пел в церковном
хоре, и когда отправлялся в свою последнюю экспедицию на
Северный полюс, выстоял службу в церкви Петра и Павла и
отправился в путешествие в Бессмертие. Накануне революции 1917
года о храме Петра и Павла хутора Кривой Косы было написано:
«... построена в 1889 г. тщанием прихожан, а
перестроена в 1910 г. на попечительские и общественные... Здание
каменное, на каменном фундаменте с деревянной, обложенной
кирпичом колокольней... Покрыта железом».
Во время войны в храме было
возобновлено богослужение, которое уже не прекращалось все
последующие годы. С конца 80-х годов прошлого века седовцы
взялись за восстановление и реставрацию церкви. Так храм,
заложенный в 1852 году, продолжает уже два последних десятилетия
свое новое рождение. По поводу внешнего вида храма Петра и
Павла, его внутренней отделки, в каком виде они дошли до
сегодняшних дней, мы беседуем с кандидатом философских наук,
доцентом кафедры истории и философии Донбасской
Национальной академии строительства и архитектуры, специалистом
по культуре Древней Руси Полиной Вячеславовной Севериловой. –
Полина Вячеславовна, какие архитектурные особенности
строения придают храму Петра и Павла особые, уникальные черты?
- Судя по размеру – это небольшой храм
приходского типа. Основной задачей строителей стало, очевидно,
воссоздание объемно-планировочной структуры церкви
крестово-купольного типа. Здание имеет форму креста, и его
внешний облик свидетельствует, что это крестово-купольный храм,
по форме соответствующий одному из его вариантов, типу – «с
обнаженным крестом», хотя внутреннее устройство
свидетельствует и о присутствии черт традиционного для Византии
и Руси варианта храма со «вписанным крестом», одной из основных
особенностей которого является наличие четырех
массивных столпов или колонн, которые поддерживают купол,
находящийся в центре. В данном храме мы видим несоответствие
внешнего вида и внутреннего устроения, сочетание черт как
одного, так и второго вариантов традиционного
крестово-купольного храма. Неповторимый облик храму
придает сочетание в материале, архитектуре и системе декора
традиционных черт как деревянного, так и каменного зодчества.
Вероятнее всего,
создатели ориентировались на образцы древнерусского деревянного
зодчества. Предположительно речь может идти о храмах клетского
типа, которые наиболее близки к жилым зданиям.
В основе архитектурной композиции таких
храмов лежала клеть с системой прирубов – крещатая. Об общности
с деревянным зодчеством свидетельствует и само расположение
массивной колокольни, и шатровая пирамидальная форма ее
покрытия, завершающаяся маленькой луковичной главкой. – А
внутреннее оформление храма? Внутренний вид храма также
напоминает деревянные храмы Руси. Нетрадиционным для
иконографического оформления подкупольного
пространства является помещение композиции Богородицы с
младенцем Христом, расположенной ниже изображения 4-х
Евангелистов. В классической системе росписей образ Божией
Матери, олицетворяющей земную Церковь, располагался, как
правило, в конце апсиды, в алтаре (хотя здесь нужно заметить,
что росписи алтаря всегда были связаны с росписями
купола, с видимым явлением образа земной Церкви и, с точки
зрения иерархии образов, расположение композиции Богоматери с
младенцем может быть вполне оправдано). К
нетрадиционным для системы иерархического следования и
расположения иконографических сюжетов можно назвать и
изображение в верхнем ярусе Образа Святого Герасима рядом с
Евангельской сиеной. Несколько замечаний по поводу внешнего
декора храма. С боковых сторон, под фронтоном располагаются:
карниз, украшенный кирпичными сухариками
(дентикула), и стена, декорированная подобием пилястр (подобное
декорирование можно увидеть в оформлении жилых домов, например,
старой Юзовки). Третье окно и окно колокольни – полуциркульные
арки, они характерны для архитектуры каменных церквей. На
центральном барабане располагаются арки килевидной формы,
характерной для внешнего декорирования храмов более
позднего периода развития каменного зодчества Руси XVI-XVII
века. Вы считаете, что в храме сочетаются уникальные элементы,
почти не сохранившиеся ныне в первозданном виде старинной
церковной архитектуры?
– В целом архитектура данного храма являет совмещение
элементов каменного и деревянного зодчества, а в декоре
присутствуют элементы, как Византии, так и Древней Руси.
В 2012 году исполняется сто шестьдесят лет со дня
закладки этого храма. Надеемся, что славные традиции меценатов,
радетелей духовности, прошлого и истории нашего Приазовья
останутся такими же стойкими, как и храм, осеняющий поселок в
«урочище» Кривая Коса.
Виктор БЕСЧАСТНЫЙ, начальник Донецкого
юридического института, заслуженный юрист Украины, доцент,
доктор наук по государственному управлению.
Дмитрий БЕЛЫЙ, профессор кафедры украиноведения Донецкого
юридического института МВД Украины, доцент, доктор исторических
наук
1.
Церковь Святых Равноапостольных Петра и Павла в Седово относится
к Украинской православной церкви Московского патриархата; 2. Отец Александр,
настоятель церкви Петра и Павла освящает памятный знак Г.Я.
Седову на въезде
в п. Седово, сооруженный общественной организацией "Возрождение"
В.Лях Заметки к статье
Земляки
Статьи
об истории поселка Седово |
|