|
Владимир Лях
ЗАМЕТКИ ПО ПОВОДУ СТАТЬИ
"ИСТОРИЯ ЦЕРКВИ ПЕТРА И ПАВЛА ПОСЕЛКА СЕДОВО" авторов
В.Н.
Бесчастного и Д.Д. Белого
(К 125 - летию церкви
Петра и Павла в Седово )
Церковь,
или "церква" - на украинский лад - совершенно особое место не
только в поселке Седово, но и в округе. Не только потому, что
эта церковь, освященная в честь первоверховных Святых апостолов
Петра и Павла, - одно из старейших культовых сооружений в
Донбассе - её история насчитывает более полутора веков. В первую
очередь причина в том, что под сводами этого
непритязательного в архитектурном отношении сельского храма
приобщались к святым таинствам многие поколения жителей
своеобразного края, имеющего богатейшую историю. Здесь
венчались, крестили детей, здесь же отпевали ушедших в мир иной.
В этой церкви, расположенной в конце небольшой и уютной улицы
Свердлова, крестили когда-то автора этих строк, а потом
он, уже живя вдалеке от своей улицы и своего поселка, крестил
здесь своих детей. Под сенью этого храма когда-то крестили мать,
ее братьев, отца, деда и прадеда. К этой церкви имеет
отношение известный полярный исследователь
Г.Я. Седов,
легендарный военачальник
И.И. Людников, многие другие известные
люди. Первым настоятелем церкви был С.Г. Аксёнов. Большим
уважением пользовались священники, о которых время сохранило
только их фамилии: Самотуга, Чеснок, Грузин. В 60-е годы в
приходе служил Михаил Гордиенко. В перестроечные времена и до
2012 года священником был отец Александр (Горбовский). Сейчас
настоятелем церкви является отец Феодосий (Малаховский). В 1980
году в церкви причащалось 1447 человек, крестилось 26 детей,
денежные поступления составили 16739 рублей, из них в Фонд мира
было перечислено 2400 рублей. На это время в церкви было
262 иконы.
За годы существования
Петропавловского храма сменилось много священнослужителей,
произошли интересные события, о
которых в наши дни мало что известно. Причина этого
исключительно проста: люди жили сегодняшним днем, не
задумываясь о том, чтобы вести летопись своего времени, делать
выводы, сохранять фотографии и воспоминания современников. Это
можно было сделать, но никто не сделал, не собрал воедино,
не сделал всеобщим достоянием. В Седово не нашлось своего
летописца, каким был новоазовец В.В. Венедиктов, хотя
эпизодические попытки создать какое-то подобие летописи
предпринимались. Но они никогда не были основаны на
систематической и целенаправленной работе с населением. В конце
тридцатых годов в хутор Кривая Коса приезжал житель
Ленинграда, писатель
Николай Пинегин, собиравший материалы для
романа "Георгий Седов". Он беседовал с жителями, записывал
рассказы старожилов, и в результате этого мы можем
многое почерпнуть об истории своей малой родины из первой главы
этого романа. Есть там материалы и о церкви, и о священнике тех
лет Степане Григорьевиче Аксёнове, о его сыне, тоже
Степане, учившем юного Седова в церковно-приходской школе.
Пожив несколько дней в хуторе Кривая коса , перед самой войной
ставшем поселком имени Г.Я. Седова,
Н.В. Пинегин оставил нам
бесценные свидетельства жизни наших предков.
Авторы большой статьи "История церкви Петра
и Павла посёлка Седово"
В. Бесчастный
и Д. Белый безусловно
правы: "История храма Петра и Павла в Седово удивительна, но, к
сожалению, мало изучена". Правда, и их статья,
опубликованная в районной газете "Родное Приазовье",- добавим от
себя - к известному добавляет немного. Причина проста и
привычна: статья не опирается на систематическую и
целенаправленную краеведческую работу. "Разумеется, авторы не
претендуют максимально точно и полно осветить в этой публикации
историю храма Петра и Павла, поэтому они будут очень
признательны за уточнения и дополнительные сведения о церкви".
Эти мудрые слова как раз и подвигли меня кое-что уточнить
и дополнить.
Начать я хочу с искренней
благодарности авторам, в первую очередь
В.Н. Бесчастному, за саму идею статьи, напомнившей нам о
знаменательной дате в истории дорогого нам всем Божьего Дома,
истока нашей духовности. Если бы не Виктор Николаевич, то это
обсуждение, скорее всего, не возникло бы вообще.
И все же, оставив в стороне литературные
особенности, начнем с того, что содержание и композиция статьи
оставляют вопросы. Большей частью текст, основанный на
материалах В.В. Венедиктова, посвящен истории станицы
Новониколаевской и станичной церкви Николая Чудотворца, поэтому
название статьи не совсем соответствует её содержанию и, может
быть, стоит эти темы разделить либо в рамках одной статьи, либо
изложить в разных. Но тут же отметим, что исторический фон того
времени авторы передали в целом удачно, хотя и не всегда
безупречно.
Относясь с большим уважением к
Виктору Николаевичу Бесчастному - организатору многих
хороших дел, в том числе и в плане краеведения, все же не могу
не отметить, что он вряд ли писал эту статью и даже
прочитал ее сколько нибудь внимательно. Скорее всего, он
организовал написание и публикацию, что вполне можно понять при
его занятости, и это само по себе немало. Редактор
газеты - сам хороший историк - не счел возможным, естественно,
что-то менять в авторском тексте. Мне приходилось слушать
выступление Дмитрия Дмитриевича Белого - это прекрасный знаток
истории Приазовья. Но одно дело знать историю края, а другое -
подробности исторического развития конкретного поселка и
конкретного храма. Можно только условно согласиться с фразой
уважаемых авторов: "в его истории, как в зеркале, отразилась как
история Новоазовского района, так и всего Приазовья..." В
самом общем смысле это, конечно, так, но нельзя забывать и о
том, что история поселка Седово очень и очень своеобразна, можно
сказать - уникальна, и она вовсе не вторична по отношению к
истории станицы Новониколаевской и вообще Приазовья. Историю
храма, естественно, нужно рассматривать именно в этом контексте.
В.Н. Бесчастный, чьё детство прошло в поселке Седово среди
рыбаков, конечно же, не мог написать, что "Заслышав колокол,
призывавший к службе или оповещавший о главных событиях,
работники в поле прекращали работу, а рыбаки сворачивали паруса
и спешили к берегу, чтоб успеть на церковную службу". Не спорю,
звучит вдохновенно и поэтично . Вот только как рыбаки,
"свернув паруса", спешили на тяжеленных каюках к берегу?
На самом же деле в праздничные дни в море вообще не ходили. Думаю, что
насчет полей было примерно так же.
Авторы утверждают, что "Судя по всему, основное
здание храма было основательно перестроено в хуторе Кривая Коса
стараниями и финансовой помощью Николая Аристарховича
Козлова (умер в начале XX ст.) - одного из основателей многих
рыболовецких и промышленных предприятий в хуторе Кривая Коса,
который основную часть прибыли тратил на духовное и
культурное благоустройство Кривой Косы. Так за его средства в
Кривой Косе была построена школа и возведено новое здание
перенесенного из Новониколаевской храма". Козлов,
безусловно, был незаурядным человеком, но все же любой
предприниматель скажет, что тратить " основную часть прибыли на
духовное и культурное благоустройство" невозможно.
Приведём слова из воспоминаний
И.И.
Людникова
"Дорога длиною в жизнь": "Утром отец повел меня к купцу Козлову.
В нашем хуторе Кривая Коса, что на берегу Азовского моря, Козлов
торговал мануфактурой и галантереей, лесом и рыбацкой снастью, а
больше всего - хлебом. От его хлебных складов укатанная дорога
вела к берегу. С подвод грузчики брали на попа уже
развязанные пятипудовые мешки и по мостику несли к баржам,
ссыпали зерно в трюмы. Все лето отец работал грузчиком на
пристани, а заработков хватило только, чтобы вернуть
Козлову прошлогодние долги. Когда сезонная работа на пристани
кончилась и подошла зима, нужда снова погнала отца к купцу
просить в долг продуктов. Мы вошли в контору Козлова, и отец
глухо сказал мне до боли обидные слова. Забыть их не могу до сих
пор: - Снимай шапку, Ванюша, становись на колени. - И сам, как
подкошенный, упал на колени. Долго вымаливал он у купца немного
продуктов. Получили пуд подмоченного зерна да связку тощей
воблы. Но отец и этому рад: уходя на шахты, мы хоть что-нибудь
оставим матери и малышам (в семье кроме меня пятеро
детей)". Этот эпизод, кстати, упоминается также в
книге
В.Н. Бесчастного и А.А. Попова "Полководец с Кривой Косы". Конечно, мы понимаем, что в этом отрывке частично
скрыта идеологическая подоплёка:
Людников в его время должен был
обнаруживать ненависть к "классовому врагу", да и вобла
(разновидность
плотвы)
в наших водах никогда не водилась, а её близкая "родня" тарань
тощей никогда не была. Но всё же, всё же. К тому же и сами
авторы приводят цитату: "Накануне революции 1917 года о храме
Петра и Павла хутора Кривой Косы было написано: «... построена в
1889 г. тщанием прихожан, а перестроена в 1910 г. на
попечительские и общественные средства... Здание каменное, на
каменном фундаменте с деревянной, обложенной кирпичом
колокольней... Покрыта железом». Судя по фотографиям, тяжелый
кирпич с колокольни вскоре убрали.
Школу Н.А. Козлов в хуторе Кривая Коса не
строил специально, она была размещена в построенном им для
сестры двухэтажном доме, где она содержала гостиницу для заезжих
купцов неподалеку от его основного дома. Позже этот дом
сгорел, а на этом месте разместили ледник рыбзавода и
хозяйственные постройки, а еще позже там был построен летний
кинотеатр, в перестроечные годы заброшенный. Школу же
после революции разместили в господском доме, где она
существовала много лет до того, как было построено новое здание
на месте поселкового стадиона. Заметим попутно, что
история школы тоже весьма интересна и заслуживает отдельного
рассказа.
"Вероятно, от старой Новониколаевской церкви
сохранилась только колокольня",- предполагают уважаемые авторы в
своей статье. Но уже через несколько предложений от их
сомнений не остаётся и следа: "Несомненно только одно: храм,
который сейчас находится в Седово, был заложен в 1852 году, и
колокольня при храме является наиболее сохранившеюся
частью старого храма". Последнее предложение буквально вызывает
недоумение. В поселковом музее, да и, не сомневаюсь, во многих
семейных альбомах хранятся фотографии, на которых
видно, что репрессии тридцатых годов не прошли для здания церкви
бесследно: оно стояло без купола и без колокольни. Так что
говорить о самой сохранной части здания не приходится.
Человек, живший в поселке, не мог бы этого не видеть и не знать.
Кстати, восстановленная колокольня намного проще той, которая
была изначально, это можно увидеть на фотографиях внизу.
"Храм в Седово оставался целым. Он был
закрыт, в нем было запрещено проводить богослужение, но он не
был уничтожен..." Так пишут
В. Бесчастный и Д. Белый в статье об истории
церкви в поселке Седово. Утверждение о закрытии храма не совсем
правильно. В помещении церковно-приходской школы, размещавшейся
в одном дворе с церковью, с которой тогда сбросили купол и
колокольню с крестами, был устроен клуб с аппаратом для
показа кино. Для этих целей рядом с церковью, в сторожке,
был установлен электрогенератор, приводившейся
двигателем-нефтянкой с рыбацкой фелюги. Фрагмент
фундамента с анкерами от этого генератора долго потом лежал
напротив церкви. Именно намерение использовать постройки церкви под
клуб и спасло ее от разрушения. Кстати, к электролинии
были подключены сельсовет и ближайшие дома жителей. В частности,
дом Александра Павловича
Хандюкова (ныне Свердлова, 21). Делалось это по желанию и за
плату, как, впрочем, и подключение "черных тарелок"
радиотрансляции. Они вовсе не висели в каждой хате, как
утверждается в статье. При немцах кресты снова появились на
церкви, но купола и колокольни не было еще десятки
лет. В это время были разобраны здание сторожки и бывшей
церковно-приходской школы. В 80-годы, как справедливо отмечают
авторы, в ходе реставрации церкви, купол и колокольня были
восстановлены в нынешнем виде. Но вообще ремонтные работы
проводились и ранее. В 50-е годы был установлен железный забор,
такой же как вокруг парка и вокруг кладбища, называвшегося тогда
новым. В 60 годы перестроен правый придел, который стал
таким же, как левый. Ранее там был навес, следы которого можно
определить по отсутствующему правому краю правого бокового
фронтона.
"В целом архитектура данного храма
являет совмещение элементов каменного и деревянного зодчества,
а в декоре присутствуют элементы, как Византии, так и Древней
Руси",- сообщается в статье от имени специалиста по
культуре Древней Руси П. В. Севериловой. Интервью с П.В.
Севериловой весьма интересно, но данный вывод очевиден
практически для любого православного храма: православие, пришло
на Русь именно из Византии. Церковь Петра и Павла в
Седово - это еще и пример церковного зодчества донских казаков,
которое имеет свои особенности и именно в этой плоскости стоит
анализировать его историю и особенности. На Дону много церквей,
похожих на эту. Когда я попросил известного белокалитвинского
художника В.Б. Суворова нарисовать для меня картину с
изображением нашей церкви, он спросил: - Это же церковь в Богураеве?. - Нет,- ответил я ему,- это тоже церковь Петра и
Павла, но только в поселке Седово, в Украине. - Ну, надо же как
похожи,- удивился художник. Эта картина хранится в нашей
квартире и сейчас.
"Во время реставрации основного церковного
здания в кладке храма Петра и Павла в Седово были найдены
кирпичи с датой «1874 год», что свидетельствует о том, что
подготовка к строительству церкви началась задолго
до перенесения храма из Новониколаевской в Седово, тщательно
готовилось, а основное здание храма, кроме колокольни, было
основательно перестроено",- утверждается в статье. Вряд ли
можно с этим безусловно согласиться. При строительстве церквей
на Дону жертвовали кто что мог: и деньги, и строительные
материалы, так что этот кирпич, если он в самом деле был
найден, мог иметь неоднозначное происхождение. Старожилы
вспоминали, что когда-то на Косе была небольшая деревянная
церковь, крытая камышом. Её построили еще первые
поселенцы. Позже она была перестроена в капличку, находившуюся в
районе нынешнего рыбзавода. О старой церкви есть, кстати,
упоминание и в книге "Поселок у моря" на стр. 168.
Так что старые кирпичи могли приобретаться для ремонта старой
церкви или могли быть взяты из её фундамента. Впрочем, нельзя
исключать и заблаговременную подготовку, поскольку донские
казаки - люди весьма и весьма основательные. Насчет того, что
здание церкви было серьезно перестроено авторы, скорее всего,
ошибаются. Перестройка церкви в смысле изменения планировки
потребовала бы изменения архитектурного проекта, а значит
основательных затрат времени и денег, да и смысла в этом
не было никакого. Единственная существенная перестройка -
это кирпичные стены. В этом деле вероятна помощь Н.А. Козлова,
много строившего на Косе вообще, а в это время, в частности,
строились каменные склады для зерна и жильё для работников.
Козлов любил приговаривать своим работникам: - Тебя любой
спросит, как ты, работая у такого хозяина, дом себе не нажил?!
Место для строительства новой церкви было определено колодцем с
хорошей питьевой водой, наконец-то найденной на Косе. Колодец
считали знамением свыше и регулярно освящали. К тому же
море к тому времени уже достаточно показало свой нрав: рушился
берег, вода заливала улицу и даже кладбище.
Авторы абсолютно правы, говоря, что
прихожане не раз совершали крестные ходы и всячески противились
закрытию церкви в Седово. Это были не только жители поселка:
нельзя забывать, что эта церковь долгие годы была
единственной действующей церковью в районе, и в праздники в
Седово съезжалось очень много народу. Нельзя не упомянуть, что
всегда, на протяжении многих лет, в церкви были
прекрасные певчие и это было одной из самых важных её
особенностей. На пасху, к субботней всенощной службе почти в
каждой семье на Косе были гости: родственники
и знакомые приезжали освятить куличи, яйца, домашнюю колбасу и
сало, воду. Это был весёлый праздник испокон веков. Косяне
дружно отмечали также Рождество Христово, Троицу,
престольный праздник. Ходили в гости к родне, ездили на Стрелку
- каждая семья коренных жителей имела очень много родственников.
В советские годы церкви, в угоду
коммунистической идеологии, чинились препятствия. Улицу, которую
в поселке неофициально называли Церковной официально назвали
именем безбожника и богоборца, разрушителя храмов,
организатора геноцида казачества Янкеля Мойшевича Свердлова. Это
было сделано не случайно, как и то, что в церкви в тридцатые
годы открыли клуб. Футбольное поле и рынок тоже
разместили рядом с церковью, исходя из убеждения, что религия -
это пережиток и долго существовать не сможет. Партийцы и
комсомольцы не должны были крестить детей и вообще иметь
какие-либо отношения с церковью, за это преследовали. В
праздники, особенно на пасху, около церкви дежурили специальные
люди и "брали на карандаш" пионеров и комсомольцев из
числа учеников, с ними потом проводилась работа. Но большого
усердия эти уполномоченные, надо сказать, не проявляли, и
ученики, естественно, не пропускали такого значительного
события в размеренной жизни поселка. На праздники нередко
организовывались в школе субботники и воскресники, другие
мероприятия, чаще всего на пасху. Например, были проведены
как-то на пасху стрельбы из мелкокалиберной винтовки в куту.
По-видимому такие были установки свыше. Правда, особого рвения
на таких мероприятиях ни ученики, ни учителя чаще
всего не проявляли и, как правило, отметившись,
по-быстрому расходились.
Заканчивая эти заметки, хочу, как и авторы статьи,
высказать надежду, что к материалам В.В. Венедиктова,
работавшего, кстати, некоторое время в Седовской школе,
рассмотренной нами статье и, собственно, к этим
заметкам добавятся новые материалы людей, которые неравнодушны к
отечественной истории, и совместными усилиями мы напишем
достойное исследование истории церкви Петра и Павла
в нашем поселке. В 2012 году исполнилось 160 лет с того времени,
как она была заложена в станице Новониколаевской, а в 2014 году
исполнится 125 лет ее службе в поселке Седово. Более сотни
лет исполнилось бы и спиленному серебристому тополю у церкви, от
которого "лесорубы" не оставили даже колоды на память.
Тополь этот был, судя по старым снимкам, посажен в 1910 году в
ходе реконструкции церкви и "видел"
Г.Я. Седова.
1.
Церковь Петра и Павла в поселке Седово, снимок 1921 года. Справа
сторожка, дальше за ней - церковно-приходская школа, виден
справа также молодой тополь, спиленный через 80 лет;
2.
Казачата и дети рыбаков - ученики церковно-приходской школы на
перемене. Это был последний год работы школы в этом здании
(фрагмент предыдущего снимка); 3.
Начало 60-х годов 20 века. Улица Свердлова в поселке Седово.
Антонина Спиридоновна
Хандюкова несёт воду "от церквы".
Видно, что церковь стоит без колокольни. Виден также более, чем 50-летний
серебристый тополь; 4.
Улица Свердлова, 1972 год. Виден громадный тополь у церкви.
Слева направо:
Лях П.П.,
Хандюкова
М. З.,
Хандюкова А.Н., Сальников Андрей;
5.
60-е годы. Рынок неподалеку от церкви. Константин Никитович
Болдырев (Костя Белый, Блондин); 6.
Футбольное поле рядом с церковью, 1972г. Матч только закончился.
Вдали Лёва Мыцык - знаменитый седовский вратарь
7.
17.08.1975 г Автобусная остановка около рынка на улице Свердлова;
8. Картина художника В.Б. Суворова
(г. Белая Калитва) "Церковь Петра и Павла в Седово", 2007г,
холст, масло
Виктор
Николаевич Бесчастный Статья
"История церкви Петра и Павла в Седово"
Статьи
о Г.Я. Седове |
|