с. Обрыв,
памятник павшим в 60-е годы
Учетная карточка
мемориала в 60-е годы
Памятник погибшим
воинам в селе Обрыв
Могила
военинженера II ранга Б.М. Шишмарева
Лилия, жена
Дмитрия с детьми
Шишмаревы: Леша
(внук), Лиля (невестка), Маша (внучка)
|
МЕМОРИАЛ В СЕЛЕ
ОБРЫВ
БОРИС МИХАЙЛОВИЧ ШИШМАРЁВ
Все дальше уходят в историю события Великой Отечественной войны,
все меньше остается среди живущих участников и очевидцев событий
тех лет. Уже правнуки поколения победителей несут по жизни
внешние черты своих героических предков, иногда, к сожалению,
забывая их имена.
Наверное, это закономерно, когда стремительный,
все нарастающий поток информации нашего беспокойного времени
незаметно стирает из памяти какие-то детали и подробности
прошлых событий. Но во все времена остаются справедливыми слова
о том, что народ, не знающий прошлого, лишен будущего. Мы не
должны забывать о войне, страшной по своей жестокости,
числу людских потерь, нечеловеческому напряжению физических и
душевных сил народа уже хотя бы потому, чтобы она никогда
не повторилась.
В небольшом украинском селе Обрыв на крутом и
обрывистом берегу Таганрогского залива Азовского моря, в уютном
скверике стоит небольшой опрятный памятник, на котором выбито
имя "Шишмарев Б.М." и годы жизни "1910-1941". Эти даты
безошибочно связывают с войной судьбу молодого человека в
военной форме, внимательно глядящего на нас с выбитого на
мраморе портрета. Кто он, как судьба занесла его в эти края,-
немногие, наверное только самые пожилые обрывяне, знают об этом.
Общественная организация "Возрождение",
действующая в соседнем поселке Седово, взялась восстановить
детали военной судьбы Б.М. Шишмарева, отдавшего жизнь за
нашу сегодняшнюю мирную жизнь.
Еще до начала войны около села Обрыв
была выбрана подходящая по площади ровная площадка, и там
размещен полевой аэродром, по-видимому в рамках подготовки
к грядущей войне, которая казалась неизбежной. С началом войны
на аэродром прибыли еще самолеты, в основном новые истребители
МиГ-3 и малоэффективные истребители И-153, имевшие задачу
сдерживать наступление немецких войск. В помещении местной школы
разместился штаб.
На этом аэродроме Борис Михайлович Шишмарев
служил инженером, имея воинское звание военинженер II ранга.
Биография его интересна и полна загадок, которые в
наше время, наверное, разрешить уже сложно. Родился 20 января
1910 года в городе Париже. Это с очевидностью свидетельствует о
"благородном" происхождении, поскольку роды за границей могли
себе позволить только люди с положением.
В биографических изданиях можно найти
фамилию Шишмарева Михаила Михайловича. Сведений о нем
немного, но можно узнать, что это один из первых русских
авиаконструкторов. После революции - генерал-майор и профессор
Военно-воздушной академии имени Жуковского. В 1916 г. он
сконструировал биплан ГАСН (СОН), один из первых морских
торпедоносцев. Учитывая, что и Борис Шишмарев тоже оказался в
авиации, к тому же в морской авиации, мы сразу
предположили, что он был сыном известного военного конструктора
и ученого М.М. Шишмарева. Позже внучка Бориса Маша, с которой
завязалась переписка, подтвердила этот факт.
В Москве у Б.М. Шишмарева, к началу войны
бывшего, как свидетельствуют документы, учащимся, осталась жена
с не слишком распространенной фамилией Гименфорт, звали ее,
впрочем, вполне ординарно: Тамара Сергеевна. Жили они на Беговой
улице в доме №20, квартира №5.
На фронт Борис Шишмарев, кандидат в
члены ВКП(б), ушел добровольцем, что отмечено во всех
документах, это позволяет предположить, что данное
обстоятельство казалось ему важным. Но ушел он на фронт не из
Москвы, где по-видимому учился, и где после революции жили его
родители, а из Ленинграда, где, как можно предположить,
жили родственники.
Конец тридцатых годов - это было
время индустриализации страны, интенсивного развития
промышленности, авиации, морского флота, укрепления армии. Это
было время необычайного подъема патриотизма, развития
военно-прикладного спорта. Борис Шишмарев был одним из многих
молодых людей, ушедших на фронт в первые дни войны
добровольно. Они как-будто боялись опоздать, будучи увереными,
что "от тайги до Британских морей Красная Армия всех сильней".
Все, как мы знаем, на деле оказалось несколько иначе,
гораздо более тяжело и трагично.
Официально Шишмарев был старшим инженером 4
отделения 1 отдела 1 управления ГУ ВВС Красной Армии, служил в
20 смешанной авиадивизии, входившей а состав 9 Армии Одесского
военного округа. Смешанные авиадивизии, как правило, тогда
состояли из нескольких авиаполков различного назначения:
штурмовые, истребительные, бомбардировочные. 20 же авиадивизия
состояла из двух истребительных полков: 4-го, впоследствии
переформированного в 16 гвардейский, и 55-го, в котором
эскадрильей Миг-3 командовал легендарный впоследствии летчик
А.И. Покрышкин. На территории полевого аэродрома был большой
склад авиабомб, который и сыграл впоследствии роковую роль
в судьбе Б.М. Шишмарева.
В начале октября 1941 года, когда стало понятно,
что немецкие войска прорвали оборону и их выход к Азовскому морю
с украинской стороны предрешен, аэродром в районе Обрыва стали
готовить к эвакуации. Именно Б.М. Шишмареву было поручено
уничтожить бомбосклад и остатки горюче-смазочных материалов. С
комдивом генерал-майором А.С. Осипенко, человеком
грубым и склонным к догматизму, спорить было бесполезно, но
логики в этом решении было мало. Нет сомнений, что Борис
Шишмарев разбирался в инженерных вопросах авиации, но вряд ли
он, прослуживший всего каких-то три месяца, был опытным сапером.
Времени, однако, было мало, решили взрывать все
сразу. Склад подожгли, используя бочки с горючим, остатки
горючего оставили там же. Последний самолет не дождался
военинженера II ранга. Сдетонировавшие бомбы разбросали бочки с
горючим, создав вокруг море огня, в этом огненном аду Борис
Михайлович погиб. Как написано в военном донесении о
безвозвратных потерях, сгорел. Останки Б.М. Шишмарева захоронили
на сельском кладбище, а в 60-е годы прах
перезахоронили в сквере, в центре села. Там был установлен
типовой гипсовый памятник, перенесенный из поселка Седово, позже
мемориал был перестроен.
Несмотря на молодость, у Бориса Шишмарева
осталось трое детей, два сына – Сергей и Дмитрий и дочь –
Ксения. В послевоенные годы ученики Обрывской восьмилетней школы
вели поисковую работу, нашли родню Шишмарева в Москве.
Родственники Бориса Михайловича потом приезжали в Обрыв на
перезахоронение. Останавливалась родня Шишмарева у семьи
Науменко Ольги, она рассказала, что дети Шишмарева приезжали к
ней гостить в течение 10 лет. Сын Бориса Михайловича Дмитрий,
тоже авиационный инженер, работал в секретной лаборатории
какого-то авиазавода. Впоследствии, в начале 80-х он погиб в
результате несчастного случая в Московском метро, со слов его
жены Лилии его, возможно, «убрали» спецслужбы, так
как до него при различных обстоятельствах ушли из жизни
несколько сотрудников этой лаборатории, чье местно он
занимал. Он предчувствовал, что это должно было случиться,
говорил об этом своей жене.
После смерти Дмитрия Шишмарева , его жена Лилия осталась с
двумя маленькими детьми (внуки Бориса Михайловича). Пыталась
искать правды, но так ничего и не добилась.
Последний адрес Шишмаревых , который дала Науменко Ольга: г.
Москва, ул. Нежинская, д. 13, кв. 177 . Другой сын Бориса
Шишмарева Сергей - тоже был выдающейся личностью, работал
геологом.
А аэродром, после того, как война пошла вспять,
опять был размещен на Обрыве. Об этом можно найти упоминание в
книжке Константина Сухова "Эскадрилья ведет бой": "Вновь
перебазирование. Не успели привыкнуть к аэродрому у села Русский
Колодец, как поступает приказ перелететь к самому Азовскому
морю.
Очередным пристанищем стало село Обрыв.
Село имеет такое необычное название совсем не случайно: оно
расположено на крутом, обрывистом берегу моря. Станешь
лицом к воде, сколько видит глаз — необъятная, какая-то серая и
загадочная гладь морского простора. Если долго смотреть в степь
— тоже морем покажется.
Выходим в район Мариуполя и со стороны
моря. Летать над водой сложно, особенно молодым летчикам. Мне,
окончившему морское авиаучилище и уже имевшему некоторый опыт
полетов над водным простором, и то надо как бы заново привыкнуть
к обстановке. А каково «сухопутным» ребятам?
— Все сливается — и небо, и вода. Горизонта не видно — только
серая пелена вокруг, — сетует Михаил Новиков. — Даже гул
двигателя какой-то иной, — добавляет Иван Руденко.
Он говорит правду, по-иному слышишь «свой»
мотор: так распространяются и отражаются от водной поверхности
звуковые волны. Акустика иная — сказал бы специалист. Эти
размышления прервал чей-то возглас: — Мы вернулись, ребята!..
Да это ведь механик по вооружению Валериан Германишвили радостно
произнес: вспомнил, как два года тому назад наш полк стоял на
этом же месте и вел тяжелые бои с численно превосходящим
противником."
В батальоне аэродромного обеспечения
служили и местные жители, в частности Ф.В. Матвейчук и братья
Боярко. Вскоре их фронтовые пути-дороги разошлись.
Матвейчук дошел с боями до Германии, где и погиб. Борис Боярко в
составе III Украинского фронта закончил войну в Болгарии.
Николай Боярко через месяц после призыва пересел в кабину
штурмовика ИЛ-10 в качестве стрелка-радиста. Аэродром на Обрыве
просуществовал до конца войны, затем эта земля долго была в
резерве, не пахалась. В 60-е годы она была передана
частями рыбколхозу "Заветы Ильича" и племзаводу имени Розы
Люксембург.
Владимир Лях
О чем мечтает село Обрыв
Военная память Обрыва
Матрос Иван Ковальчук
Наш День Победы
Максим
Онищенко, краевед села Обрыв |
|