ГлавнаяИсторияГ.Я. СедовЗемлякиПриродаРыбалкаПочем рыбка Отдых в Седово ФотогалереяГостевая книга


Павел Лукич Фефилов, художник, краевед, писатель

Павел Лукич Фефилов, художник, краевед, писатель

 

 Павел Фефилов  ГЕОРГИЙ СЕДОВ НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ  стр. 5

                                      
    Седов особо подчеркивает стратегическое значение Северного морского пути, ставит вопросы срочного освоения восточной части пути в Северном Ледовитом океане, достаточно обоснованно ставит вопросы об усилении обороны Дальнего Востока. В них виден  светлый ум Седова, не лишенный прозорливости и предвидения.
     В статье «Северный океанский путь» (газета «Уссурийская жизнь» №74, 3 декабря 1906 г. и № 75, 5 декабря 1906 г. он пишет: "...Теперь на очередь выступила вторая половина Северного океанского пути: от устья Енисея до Берингова пролива будем ее  называть восточной половиной. Эта половина совершенно не исследована и даже незнакома нам".   Продолжая мысль он заключает: "  Мне кажется уже настало время для наших моряков позаняться серьезнее исследованием и восточной половины пути, чтобы открыть глаза русскому обществу, которое привыкло смотреть на него, как на что-то такое страшное, недосягаемое. Можно плавать и мы , переменив свои взгляды,  благополучно поплыли до Енисея. Поплывем же и дальше до Берингова пролива, смелее моряки! Вам это  необходимо сделать ради отечественной пользы, долга перед Родиной и национальной гордости. Вы моряки, обязаны сказать своим  соотечественникам: что это за путь и можно ли им свободно проходить судам". Его мысли о развитии восточной части Северного морского пути на десяток лет опередили впоследствии принятые действия к его освоению. Далеко не все исследователи признают в этом пионерскую роль Седова, рожденную в истинно дальневосточных условиях, в далекой глубинке от центра России. Замечу, жизнь Г.Я. Седова в этот период исследователями практически не изучалась.
      В статье, озаглавленной «Значение Северного океанского пути для России», (газета «Уссурийская жизнь», 17 января 1907 года, № 104) он пишет: "Я думаю и почти уверен, что между русскими моряками уже есть охотники и они по первому зову правительства -"вызываем желающих", бросить все и охотно встанут под почетный флаг полярной экспедиции: принесут все свои личные интересы   в жертву великому делу своей Родины, несмотря ни на какие предстоящие лишения и бедствия".
     Касаясь международного положения на Дальнем Востоке, и итогов русско-японской войны, он пишет: "Между тем всевозможные  осложнения с великими державами Востока не за горами, и громко и прозрачно звучат о новой для нас беде. Теперь предположим, что над нами стряслась новая беда и нам явилась крайняя необходимость послать на Восток свой флот и войска, в каком мы тогда очутимся положении: южный путь на Восток для нашего флота почти безнадежен ибо будет находиться в руках нашего врага, а  северный будет не исследован и неизвестен нам. Тогда наш флот принужден будет болтаться без дела в Балтике, или же снова  рискнуть идти вокруг Африки, чтобы потом прямо с пути в расстроенном виде встретиться с неприятелем у его базы и достаться ему целиком в руки. Это выйдет похоже на малороссийскую поговорку: «Хоть сядь да плачь, хоть сидя плачь».
       Глубоко переживал результаты исхода битвы эскадры З.П. Рожественского при Цусиме, Седов продолжает: «Другое будет дело,  если наш флот пойдет по изученному нами заранее северному пути: неприятель его на этом пути встречать безусловно не может, а если бы, предположим, и встретил, то только в Беринговом море или проливе, где для боя у обоих флотов шансы будут равные,  если наши не лучше, так как, во-первых, бой будет вестись ближе к нашей базе (Петропавловск), а дома, как говорят малороссы: и кочерги помогают; во-вторых: все запасы у нашего флота будут в целости, расшатанности в корпусах и орудиях не будет, как  это было бы неизбежно при переходе южным путем: ибо переход флота по Северному Ледовитому океану между льдами был бы большей   частью штилевой и, кроме того, он во много раз короче южного: флот бы двигался малым ходом и поэтому запасов свободно хватило  бы для всех боевых судов до первой нашей базы - Петропавловска, команда не была бы истомлена жарой и качкой, как это наблюдается на южном переходе: на холоде же матрос будет чувствовать себя здоровее, а потребность для него тепла, насколько это будет необходимо, всегда может быть добыта на самом судне».
       Он предлагает свой вариант перехода Северным морским путем. «Плавание флота по Северному пути может быть совершено в срок  одного года и одного лета, т.е. в срок немного больший плавания по южному пути. Зиму перезимовать флот может свободно в  одной из бухт, имеющихся на этом пути: полагаю, что подходящая бухта для зимовки флота найдется на Новосибирских островах.  Бороться с крупными льдами флоту не придется, - он их должен будет обходить, как я уже ранее писал, то в ту, то в другую  сторону, по примеру того же экспедиционного торгового каравана судов на переходе  от  Мурманска до Енисея, который таким путем благополучно миновал льды, в особенности в Карском море, которые ими изобилуют. Жидкие же длинные поля флот может проходить  прямо, ломая ледоколом, которому вполне под силу будет справиться с ними».
    Используя свой личный опыт и знание Арктики, плавание на пароходе «Пахтусов» в течение 1902-1903 г. Георгий Яковлевич  утверждает возможность прохода военных кораблей Северным морским путем. Он писал: Пароход «Пахтусов», имея наружную обшивку  борта лишь в четверть дюйма и то пробился сквозь такой лед, когда являлась необходимость, о ледоколах же и броненосцах и  говорить нечего, а тем более, если все суда будут идти в строгом кильватере, тогда вся тяжесть льда будет ложиться на  передний ледокол, которых может быть при этом несколько штук».
     По своей силе и обоснованности этот вывод Седова, опубликованный в статье «Значение Северного океанского пути для России» (газета «Уссурийская жизнь», 5 декабря 1906 г. № 75, 17 января 1907 г., № 104) намного опережает события того времени,  призывает к быстрейшему освоению восточной части Северного морского пути.
     Известно, что поражение в русско-японской войне заставило царское правительство по-новому посмотреть на Север, на  Северный морской путь. Позднее было принято решение об организации гидрографической экспедиции Северного Ледовитого океана,  которая работала в 1910-1915 годах на ледокольных транспортах «Таймыр» и « Вайгач». Седов внимательно следил за ее   результатами.
       Он ратовал за преобразование Петропавловска в первоклассную крепость и военный порт, с вполне пригодной гаванью для судов любой осадки. «Без такого преобразования проход нашего флота тоже не будет достигать цели, - писал он, - так как по приходе его в Берингово море, он там нигде не найдет приюта и, следовательно, должен будет опять идти во Владивосток, мимо  неприятельской базы и флота, подставляя им свою слабую сторону. В Николаевск на Амуре флот, благодаря мелководью реки,  пройти не сможет».Преобразование базы Петропавловска Седов увязывал с исследованиями Северного океанского пути.
     Во многом сбылись мечты Георгия Яковлевича в наше время. Успешно развивается круглогодичное судоходство по Северному  морскому пути. Проводятся широкомасштабные исследования с целью дальнейшего освоения Арктики. Крупнотоннажные суда класса «река-море», построенные для Амурского речного пароходства, бороздят ныне воды лимана Амура, Татарского пролива, морей Тихого океана. Активно развивается мореплавание на Дальнем Востоке. Амур стал напряженной транспортной артерией нашей страны.
      Большой интерес представляют его статьи - «Амурский лиман», («Уссурийская жизнь», 24/7/ ноября 1906 года, № 68), подписанная Г.С. В ней Седов поднимает вопросы о безопасности плавания в Амурском лимане, о трудностях работы лоцманов, о простоях судов на мелях, об ограждении фарватеров, сроках навигации и т.п. «Беру на себя смелость предложить  выработанную мною систему ограждения Амурского лимана, - пишет Седов. Прежде всего ограждение лимана не должно зависеть от транспорта, приходящего из Владивостока вместе со  всеми другими торговыми судами, а то позднее, как например, в этом году, транспорт всегда может встать на мель или по дороге повредиться и, таким образом, оставить лиман и пароходы в безнадежном состоянии. Все средства для ограждения необходимо постоянно иметь в Николаевске. Главнейшие из них следующие: 1) сильный морской катер типа «Сокол»  Николаевской крепостной артиллерии; 2) морская железная баржа с краном грузоподъемностью около 50 тонн: 3) большой запас различных вех и баканов; 4) запас остропленных камней и сегментных якорей; 5) запас различного троса и цепей; 6) достаточное число шлюпок, в том числе два спасательных вельбота; 7) один опытный лоцмейстер, он же командир катера; 8) человек 50 лоцманской команды; и 9) два плавучих маяка. Имея все перечисленное в Николаевске, морское ведомство всегда сумеет прочно и своевременно оградить все фарватеры  до прихода судов с моря». В статье Седов поясняет как ставить вехи и баканы, а также плавучие маяки, как организовать связь с Николаевском, каким образом организовать работу лоцманов.
    К теме «Амурского лимана», он возвращается в другой своей статье, опубликованной в газете «Далекая окраина» 28 июня 1907 года {№ 75). В ней он рассказывает об изменяющемся  фарватере Амура вследствие перемещения песков, используя свой опыт промеров, выполненные им на Орловских кошках в гирле Белого моря в 1902 г. под руководством Л.И. Варнека.   Седов указывает, что находящиеся в распоряжении лоцманов карты не дают представления о фарватерах Амура. «Карт лимана существует две, -пишет он, - одна № 1532, изданная в 1857 г., другая № 558, изданная в1900 г. Как та, так и другая показывают фарватер неверно. Что касается воспитания лоцманов, - заключает Седов, - то об этом не может быть и речи, до выпуска в свет правильных карт». Его интересует техническая сторона дела. Практичностью, выдвигаемых предложений и оценок, Седов безраздельно завоевывает читателя на свою  сторону. Рассказывая о бедах существующей организации лоцманского дела в Амурском лимане, он четко выстраивает перечень работ, которые необходимо выполнить.
      Нельзя не отметить и другие публикации автора, вышедшие в свет в 1907 году. Так, например, в статье «Военный порт в Николаевске на Амуре» (газета «Далекая окраина», 4 августа  1907 г., №107), он писал: «Настало время обратить внимание на устье Амура, его лиман, оборудование крепости подвижной морской обороны. От защиты  устья зависит благополучие всей  реки.» Штабс-капитан по Адмиралтейству Г.Я. Седов поднимает вопрос об использовании Пальвинской протоки, представляющей собой обширный глубокий рукав, закрытый от всех ветров,  волнений. «Его (рукав Пальвинской протоки - П.Ф) можно назвать тихой пристанью не только для судов, но и для шлюпок», - писал Седов. Здесь он говорит о необходимой изолированности торгового порта от миноносного отряда, предлагая перенести его стоянку в район села Маго.
    В корреспонденции «По далекой окраине», (газета «Далекая окраина» (12 августа 1907 года, №111), Г.Я. Седов рассказывает о том, как горит тайга под Николаевском. «Почему не  тушим тайгу? - пишет он. - Неужели нельзя организовать партию тушильщиков? Будут затрачены рубли на тушение, а спасены - сотни тысяч. Так и здесь говорят и все смотрят - это нас не касается». А разве такое отношение к лесу, лесным богатствам не встречается в наши дни? Здесь Седов вполне созвучен настоящему времени, хотя прошло с тех пор более восьмидесяти лет? Ошибки и уроки одни и те же?
      Выступления Г.Я. Седова в дальневосточной печати позволяет сделать вывод о том, что, если его плавание в 1902-1903 гг. позволило ему познакомиться с морями Северного Ледовитого океана, то Дальний Восток направил его мысль на покорение Северного полюса.



Страница   1 2,  3 4,  5,  6,  7           далее                                           Статьи о Г.Я. Седове      П.Л. Фефилов "Рассказывает К.П. Гемп"

 

Главная История Г.Я. Седов Земляки Природа  Рыбалка Почем рыбка Отдых   Фотогалерея    Моя школа   Контакты Гостевая

Copyright © Лях В.П. Использование материалов возможно только при условии указания авторства и активной ссылки на источник