ГлавнаяИсторияГ.Я. СедовЗемлякиПриродаРыбалкаПочем рыбка Отдых в Седово ФотогалереяГостевая книга


Павел Лукич Фефилов, художник, краевед, писатель

Павел Лукич Фефилов, художник, краевед, писатель

Павел Лукич Фефилов, живописец российского Севера

Павел Лукич Фефилов, живописец российского Севера

Краевед Павел Фефилов много ездит, встречается с людьми

Краевед Павел Фефилов много ездит, встречается с людьми

Обложка книги "Путь в бессмертие" Е.В. Пригоровского

Обложка книги "Путь в бессмертие" Е.В. Пригоровского

Оглавление книги Е.В. Пригоровского "Путь в бессмертие"

Оглавление книги Е.В. Пригоровского "Путь в бессмертие"

Миноноска №9, завод Берда

Миноноска №9, завод Берда

Миноноска №18 "Чайка"

Миноноска №18 "Чайка"

Миноноска №48 "Утка" на параде на Неве, до переброски в Амурский залив

Миноноска №48 "Утка" на параде на Неве, до переброски в Амурский залив

 Павел Фефилов  ГЕОРГИЙ СЕДОВ НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ  стр. 1

                                      
ВВПавел Лукич Фефилов. Ноябрь 2011гЕДЕНИЕ

Япония, стремившаяся к вооруженным захватам новых рынков сырья и сбыта, начала войну против царской России вероломно, внезапно без объявления войны напав на русскую эскадру в Порт-Артуре в ночь на 27 января 1904 г. Военные действия охватили огромную территорию России. В этих условиях необходимо было срочно принять меры по укреплению ее границ, баз на тихоокеанском побережье, организовать строительство новых и т.д. Потребовалось организовать действенную защиту устья Амура,  Амурского лимана и залива Де-Кастри от возможного нападения японцев. Тогда-то в Николаевскую-на-Амуре крепость для прохождения службы в только что организованном заградительном отряде вместе с другими офицерами флота прибыл Г.Я. Седов - в  будущем прославленный русский полярный исследователь.

СЛУЖБА НА МИНОНОСЦАХ НА АМУРЕ


    
12 апреля 1904 г. в соответствии с предписанием Главного Морского штаба и затем предписанием № 126 Главного Гидрографического управления на Дальний Восток для сопровождения с Петербургского порта по железной дороге 10 миноносок (первый эшелон) был  командирован поручик по Адмиралтейству Г.Я. Седов. Так он оказался в Николаевской-на-Амуре крепости. До мая 1905 г. Седов  исполнял казначейские и интендантские обязанности ревизора отряда, а с этого времени по его просьбе был он определен на  миноноску № 7 морской подвижной обороны. Затем ему пришлось служить на миноносках №18 и 48. Во множестве публикаций о службе Г.Я. Седова в Николаевске-на-Амуре упоминается только миноноска № 48. Документы Адмиралтейства и сохранившиеся одни приказы по Николаевской-на-Амуре крепости уточняют этот вопрос. Коротко остановимся на вопросе: что представляли собой эти миноноски,  ибо в имеющихся на этот счет публикациях о них или ничего не говорится, или сообщается слишком немногое, или даже есть  неверная информация (например, миноноски путаются с миноносцами).
       Отожествлять миноносец с миноносками амурского отряда нельзя. Это совершенно разные типы кораблей. С помощью  ленинградского коллекционера, капитана 1 ранга Н.А. Залесского мне из его архива удалось получить фотографию миноноски №61. Мы теперь хорошо представляем себе внешний вид такого корабля. Краевед из Николаевска-на-Амуре Н.Н. Кошелев в газете  "Ленинское знамя" дал описание этого типа миноноски. Он, например, сообщает: "Миноноски - малые носители метательных и  самодвижущихся мин предназначались для береговой обороны. Одной из миноносок, построенной  на Балтийском заводе  в 1878 году  дали мирное имя "Утка". Я не могу в настоящем издании предложить читателям фотографию и поэтому ограничусь лишь кратким, но  тем не менее, на мой взгляд, ее достаточным описанием: "Миноноска "Утка" имела корпус длиной 22 метра, водоизмещение - 23  тонны. Паровая машина типа "Компаунд" позволяла развивать ей скорость до 30 узлов. Для атаки неприятельских кораблей "Утка" имела два аппарата для метания мин.
      Управление кораблем производилось из небольшой башенки, смещенной к корме. Мачты на миноноске не полагалось, и андреевский флаг поднимался на флагштоке. Экипаж миноноски составляли командир и шесть матросов". Фотография, присланная Н.А. Залесским  и описание Н.Н. Кошелева имеют значительное сходство. В "кратком морском словаре для юношества" приведены следующие данные:  "Миноноска - боевой корабль прибрежного плавания водоизмещением от 11 до 35 тонн, со скоростью хода до 20 узлов. Вооружались они вначале шестовыми и буксируемыми минами, а затем торпедами или, как они тогда назывались минами Уайтхеда, и одной пушкой.  В русском флоте миноноски существовали с 1877по 1908г.". Оба примера дают возможность представить отличительные  особенности этого типа русских боевых кораблей.
      Долгое время мне не был известен офицерский состав амурского отряда. Очень интересными сведениями на этот счет поделился со мной опять таки Н.Н. Кошелев. Они позволят мне в дальнейшем выяснить в каком качестве, звании и как служили в дальнейшем  эти люди, словом, больше узнать о тех, кто защищал низовья Амура в начале века. Перечислю номера миноносок и фамилии их  командиров: №3- А. Остен-Сакен, №6- Д. Неежмаков, N° 7-Д.Синявский, № 9 - К. Павлов, № 18 - Я. фон Бонедорф, № 47 -  М. Пещуров, № 48 - В. Анжу, № 61 - П. Шутов, № 64 - М. Зузин, № 70 - С. Любимов, № 91 - И. Денисов, № 92 - А. Ломан, № 93 - Г. Греве, № 95 - Б. Кузьмин-Караваев, ревизор отряда - Г.Я. Седов, заведующий механизмами миноносок, старший инженер механик  В. Иванов, флаг - офицер В. Яковлев, лоцмейстер Амурского лимана М. Чепелев, инженер - механик Э. Мроз, отрядный врач Е. Яблонский, комендант крепости Николаевска-на-Амуре - генерал-майор Жуков.
      В обеспечение амурского отряда для перевозок и производства гидрографических работ было несколько транспортных судов:  транспорт "Тунгус" (командир капитан 2 ранга Тундерман), транспорт "Камчадал" (командир лейтенант Килященко), транспорт  "Охотск" (командир, прапорщик по Адмиралтейству Елишкевич), транспорт "Монгугай", "Якут", пароход "Неронов" и другие.
      Выходы миноносок в Амурский лиман сразу показали их недостаточные мореходные качества. В море на этих судах выходить  было еще более рискованно. Тогда офицеры отряда подняли перед командованием вопрос о замене миноносок малыми миноносцами  типа "Циклон". До конца войны этот вопрос так и не был решен. Миноноски со своими экипажами проводили отработку учебно-минных  атак на глади Пальвинской протоки.


АРХИП  БОГОДАЙКО И ДРУГИЕ...


     
В период русско-японской войны 1904-1905 гг. на Амуре также была проведена мобилизация частного гражданского флотов. Многие пароходы вошли в состав заградительного отряда, в том числе "Неронов", "Хабаровск", "Благовещенск", "Чита". Большое  количество барж переоборудовали под плавучие батареи, несущие на себе артиллерийское вооружение. Были переоборудованы и  канонерские лодки и коммерческие буксиры Амурского пароходства. К охране устья Амура, чтобы не допустить прорыва японских  сил в устье реки было привлечено большое количество судов разного назначения.
    Проходя службу на Нижнем амуре, Г.Я. Седов подружился с капитаном буксира "Неронов" Архипом Моисеевичем Богодайко. На  сегодня в печати имеется немного воспоминаний об их совместной работе и дружеских отношениях, которые складывались в военное  время в Николаевске-на-Амуре. Об этом рассказано, например, в заметках А. Трошина "Я околдован рекой", опубликованных в  журнале "Дальний Восток". В них сообщается: "В начале века Николаевск на Амуре представлял захолустный, сплошь деревянный  городишко, где проживало несколько тысяч военных: ссыльных, казаков и малая толика амурского и амгуньского купечества и  золотопромышленников. Из военных, кроме отрада моряков, был небольшой гарнизон пехоты и артиллеристов, обслуживающих форты и  батареи.
     Особую известность приобрел Архип Моисеевич, как непревзойденный знаток лоций Амурского лимана. Часами простаивал он на мостике, отыскивая среди многочисленных отмелей, "банок", извилистый судоходный путь - судовой ход. На своем колесном буксире  Богодайко неоднократно хаживал на Сахалин, спускался на юг, к заливу Де-Кастри. Лиман и бухты побережья, интересовали в те  времена не только торговых, но и военных моряков. Офицеры Сибирской флотилии, корабли которой в то время защищали устье Амура, иногда пользовались консультациями капитана "Неронова", как знатока лоций лимана.
     Построенный в Англии фирмой «Аллей Маклелан» в 1896 году, «Неронов» имел два пролетных котла и шестисотсильную машину  «Компаунд. В этом пароходе сочетались мощь и высокая проходимость - при шестидесятиметровой длине буксир имел удивительно малую для очень мощного по тем временам судна осадку: менее трех футов, что позволяло ему работать даже по обмелевшему Амуру  и мелководному лиману.
       Седову пришелся по душе гражданский командир «Неронова» и, если основная часть офицерства коротала свободное от службы в  гостях у начальника порта, лоцмейстера и местного купечества, где конечно, не обходилось без обильных винных возлияний «по северному обычаю», то Георгий Яковлевич сторонился пирушек и свободное время отдавал чтению. Любил читать и командир  «Неронова» Богодайко, которому регулярно посылали новые книги, главным образом, исторические романы, родственники и друзья  из Благовещенска. Сблизило их и постоянное стремление к совершенству, любовь к избранной профессии, острое чувство тревоги за судьбы России. Узнав, что Архип Моисеевич неплохо знает лоции Амурского лимана и ходил на «Неронове» до Сахалина и  Де-Кастри, Седов задался целью с его помощью уточнить несовершенные лоцманские карты, которыми располагал миноносный отряд.
      Нельзя не отметить, в подтверждение изложенного А. Трошиным, что Седова впоследствии будут интересовать проблемы речных  отмелей-баров, перемещения песков, изменения фарватера, он будет приводить примеры из своего опыта, особенно песков на  Орловских кошках в горле Белого моря, где сам занимался их исследованием под руководством Варнека. О проблемах Амурского лимана Седов напишет в 1907 г. несколько обстоятельных статей и опубликует их на Дальнем Востоке.
       Не менее интересна другая статья А.Трошина «Георгий Седов на Амуре», опубликованная в книге «Приамурье мое». Приведу  несколько выдержек из нее: «Военный 1905 год был особенно тяжким для Приамурья: к неудачам на фронте присоединились  неблагоприятные климатические условия. Зимой снег почти не выпал, уровень воды в Шилке и Амуре очень низок. Обмелели речные  затоны в Благовещенске и даже в Хабаровске. К началу навигации в Сретенск по железной дороге пришло более двухсот тысяч  пудов различных грузов для Приамурья, но с середины мая судоходство на линии Сретенск-Благовещенск из-за мелководья Шилки  прекратилось до самого августа. Грузы лежали на складах, приречные села голодали. Ощущали недостаток продовольствия и в  Николаевской крепости. Из-за малых запасов пороха и ружейных припасов учебные стрельбы прекратились. Боеприпасы берегли на  случай нападения Японии. 22 июня, неожиданно для команд крепости, в Амурский лиман зашел пароход «Центеннибаля» под  американским флагом. Он доставил из Сан-Франциско девять тысяч пудов муки и соли. Ни трудности плавания по навигационным условиям Охотского моря, ни возможность захвата парохода пиратствующими японцами не остановили предприимчивого янки, потому что дело пахло громадными прибылями.
      Начали приходить и другие пароходы. Разгрузиться во Владивостоке судам не удавалось. Пароходы «Бианка»и «Сурабайя» под германским флагом везли грузы из Гамбурга, их японцы пока не трогали, а какой важный для армии груз они везли, офицеры  знали. По судовым документам: запасные части для сельскохозяйственных машин, отличные немецкие лопаты, ящики и прочее.  Решение полковника Ельшина - начальника военных сообщений Приамурского округа было таково: провести суда северным фарватером, не разгружая суда в море, прямо к причалам Николаевска и скрытно, ночью перегрузить груз в береговые склады». Автор подробно описывает проводку судов по лиману Амура, указывая, что в ней принимали участие Иван Евлагин -капитан буксира «Хабаровск», Архип Богодайко - капитан буксира «Неронов», офицеры Георгий Седов и Владимир Анжу, а возглавил проводки полковник Ельшин».
      Вместе с тем, как мне недавно удалось выяснить, в заметках А.Трошина, где рассказывается о проводке парохода "Бианка", имеют место неточности. Действительно, в июле 1904 г. по северному фарватеру, именуемому  фарватером Невельского, был проведен  пароход «Бианка» при осадке 16 футов. Плавание совершалось при самых неблагоприятных условиях, т.к. вся обстановка в лимане (буи, бакены, вехи) была снята, ввиду военных действий. Впереди « Бианки» с промерами глубин и поиском судового хода шел  пароход «Владивосток-1», под командованием лоцмана-гидрографа Управления водных путей амурского бассейна Бориса Викторовича  Гамалея. Об этом, в свое время было сообщено начальником работ П.П. Чубинским на общем собрании членов Приамурского отдела Императорского русского географического общества в докладе «Бар реки Амур и его низовое течение, как водный путь для судов  большой осадки».
     Еще более убедительное подтверждение факту проводки мне удалось найти недавно во Владивостоке в семье ветерана-краеведа  В.Б. Гамалея (сына), который показал документы отца, в том числе фотокопию следующей телеграммы: «Благовещенск, Управлению водных путей. Начальнику управления генерал-майору Антону Антоновичу Березовскому. 23 июля 1904 из Николаевска в Благовещенск через Хабаровск провел п/х Бианка осадкой 16 фут северным фарватером беспрепятственно точка. Завтра почтовым выезжаю  Хабаровск. Гамалей.» Из приведенных материалов следует, что проводку «Бианки» осуществил лоцман Б.В. Гамалей, работавший  в военно-морском ведомстве, под руководством М.Е. Жданко, возглавлявшего в те годы, гидрографические экспедиции Восточного  Тихого океана. Мог ли самостоятельно в тот момент осуществить проводку по лиману судов Седов? К тому времени, он прослужил на Амуре всего три месяца. Естественно, за столь короткий период он не смог еще познать особенности Амурского лимана. Эти   знания к нему придут позднее. Северный фарватер тогда еще не был по-настоящему освоен, им мало водили суда, т.к. пользовались для проводки судов в основном южным фарватером. Трудно понять какими документами обосновывает А. Трошин главенствующую роль Седова, в проводке «Бианки», хотя последний в ней явно не нуждался? Документы свидетельствуют обратное. Наверное, будет  справедливым предположить, что офицеры Георгий Седов, Владимир Анжу, полковник Ельшин, а также капитаны буксиров «Неронов»  - Архип Богодайко, «Хабаровск» - Иван Евлагин - все они могли участвовать и участвовали в проводках судов, чем внесли большой вклад в развитие судоходства в лимане.

Г.Я. Седов во время службы на Дальнем Востоке

Г.Я. Седов во время службы на Дальнем Востоке



Страница  1234567             далее                                    Статьи о Г.Я. Седове      П.Л. Фефилов "Рассказывает К.П. Гемп"

 

Главная История Г.Я. Седов Земляки Природа  Рыбалка Почем рыбка Отдых   Фотогалерея    Моя школа   Контакты Гостевая

Copyright © Лях В.П.  Использование материалов возможно только при условии указания авторства и активной ссылки на источник