Павел Лукич Фефилов, художник,
краевед, писатель
|
Павел
Фефилов
ГЕОРГИЙ СЕДОВ НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ
стр. 7
Дальнейшие
наблюдения над льдами в течение всего лета показали, что к
востоку от Каменки до мыса Баранова лед был взломан лишь
29 июня сильным северным ветром, так что с этого времени весь
прилегающий к устью Колымы лед находился в движении, подчиняясь
исключительно дующим ветрам. В своих записках Седов вспоминает
случай едва не стоивший ему жизни: «Как то раз я с командой на
карбасе уехал верст за 12 строить знак, рассчитывая к 9
часам (к заводу хронометров) вернуться в лагерь, но работа так
затянулась долго, что я желая во что бы то ни стало закончить
постройку знака (геодезического знака - П.Ф.) оставив
казаков с карбасом работать, а сам пешком пустился по берегу в
лагерь. Времени оставалось у меня до завода хронометров около
2-х часов. Имея завод хронометров на 24 часа, они не
давали мне никакой возможности отлучиться от лагеря более, чем
на сутки. Бегу это, я, радуюсь за свою изобретательность, что и
знак будет построен и хронометры будут во время
заведены, но вот на пути речка. Я спустился вброд - глубоко. Я
побежал вверх версты 2-3, а конца все не видно и глубина не
уменьшается. Я кинулся назад к устью, чтобы по бару перейти, но
и тут глубина, а течением чуть не оторвало меня от берега. Что
делать? Скатил в речку два бревна, связал их толстым шнурком от
часов (другого ничего не было), вскинул ружье на плечо,
верхнюю одежду и сапоги взял в левую руку, а в правую взял
длинный шест, сел на бревна верхом и поплыл на другой берег.
Вскоре шест не достал дна. Бревно понесло по течению.
Шнурок лопнул и я со всем своим скарбом очутился в воде,
уцепившись одной рукой за бревна и придерживая ею одежды, второй
рукой я выгребал к берегу. Таким образом, мне удалось причалить
к желаемому берегу у самого устья, зацепившись за песчаную косу.
Отсюда я бежал как угорелый, домой и волей судьбы спас свое
дорогое время».
16 августа группа Седова собрала лагерь и поплыла
в Нижне-Колымск, производя попутно маршрутную съемку. 10
сентября они прибыли в Средне-Колымск. 29 сентября встала река
Колыма. 27 октября Седов и Жуков прибыли в Верхоянск, а с 7
ноября до 15 ноября ожидали когда будет сообщение по Лене. В
Петербург Седов вернулся 15 декабря 1909 года.
Какие выводы по результатам экспедиции были сделаны
Седовым. Приведу выдержки из отчета, написанного им после
завершения экспедиции: Плавание морских судов через бар в
реку до Нижне-Колымска может сделать переворот в жизни
колымского края. До сих пор на Колыме не знали ни ремесла, ни
мастерства, ни вообще культуры. Ловили рыбу первобытным
способом, промышляли зверя как бог на душу положит, без
мало-мальски сносного оружия и умения. Питание жителей
заключалось исключительно в рыбе и отчасти в мясе, при полном
почти отсутствии хлеба. Голодовки случались почти каждый год.
Привозные продукты первой необходимости так дорого стоили, что
бедному населению не было никакой возможности ими
пользоваться. Главной причиной дороговизны и вообще тяжелых
условий жизни края является, конечно, отсутствие путей
сообщения, так что, при самых лучших условиях дороги сюда
доставка грузов сухим путем обходится 5-6 рублей с пуда; И вот,
теперь с выяснением возможности плавания морских судов через бар
в реку открывается полная возможность все дешево получить, как
жизненные продукты, так и орудия для занятий. Вслед за этим
придут и люди культурные, и опытные, и научат бедное
полуголодное, полудикое население обеспеченно и вместе с
тем, более плодотворно трудиться и жить по-человечески. Поэтому,
принимая в соображение возможность таким образом улучшения быта
колымского края, надо думать, что русское торговое мореплавание
к берегам Колымы не замедлит развиться на общую пользу дела, тем
более, что наблюдения за погодой и льдами в море показали, что
плавание в этой части Ледовитого океана для морских судов
возможно в течение по крайней мере около двух месяцев. С другой
стороны, центр населения края - Средне-Колымск расположен далеко
от устья реки и, следовательно, от привозимых пароходами
товаров. Вполне подходящим местом для столицы Колымы может
служить Шалаурово. Здесь и промысел лучше и климат мягче,
а также соседство с чукчами и непосредственное общение с
приходящими пароходами. В крайнем случае, необходимо завести
речное пароходство до Средне-Колымска и выше, проследовав всю
реку до Верхне-Колымска.
Георгий Яковлевич верен себе. Вновь он здесь на
Колыме, как и на Дальнем Востоке, он пытается анализировать
народные, мирские проблемы людей, пытается разглядеть и понять
проблемы с учетом местных условий. Он снова, как и на Амуре,
пишет о развитии пароходного сообщения, как единственном пока
средстве связи между отдаленными населенными пунктами.
Любознательность Седова просто поражает! Его интересуют орудия
лова рыбы и зверя, обычаи, нравы, социальные беды людей. Ему
удается разглядеть забитость и неравноправность
женщины-хранительницы очага, в застылом и заснеженном крае. И
это не случайно. Необходимо заметить, что проблемы положения
женщины в обществе глубоко заинтересовали его раньше. В 1908 г.
Седов издал брошюру, которая называется «Право женщин на море»,
в которой восстал против предрассудков, принижающих труд и
достоинство женщин. Плавая на Черном море, будучи в
Константинополе, Седов встречал американскую яхту, которую
целиком обслуживали женщины. На Белом море в Архангельске он
дважды побывал на шхуне поморки Василисы, которая
возглавляла промысловую мужскую команду. Тогда он и задумался о
том, что женщины могут иметь штурманское образование, могут быть
капитанами, могут иметь право на штурманский диплом. К
международному конгрессу по судоходству, который проводился в
Петербурге в 1907 году как утверждает Н.В. Пинегин, Г.Я.
Седов якобы подготовил доклад и передал его в организационный
комитет. Доклад вызвал недоумение морского офицерства
постановкой в нем женского вопроса. Когда отпечатали
тезисы докладов, темы о женщинах-морячках не оказалось, хотя ее
собирались и обещали обсудить. Седов был крайне расстроен. Тут
же он переписал доклад и передал его печатать в типографию
за свой счет. Так, вышла эта брошюра. Кстати, в конце 1908 года
Седов был в Петербурге, тогда-то он и мог передать свой доклад
лично, А мы уже знаем, что весь 1907 год он еще служил на
Дальнем Востоке. Таким образом, дата проведения конгресса также
требует уточнения.
О чем мечтает Седов во время колымской
экспедиции? 8 ноября 1909 года газета «Далекая окраина»
опубликовала его письмо под инициалами Н.М. с мыса Медвежьего,
написанное 26 июня 1909 года. Седов, рассказывая в ней о
трудностях Колымской экспедиции, пишет, что мечтает в следующем
1910 г. пойти экспедицией в восточный сектор Арктики. «Эта
работа, - говорит он, - вызвана тем, что на будущий год есть
предложение послать из Владивостока в Колыму, через Берингов
пролив морскую экспедицию Главного Гидрографического управления
с торговым караваном судов для колымского края. Таким образом,
моя экспедиция является подготовительной экспедицией по
исследованию морского пути для будущей, в которой, вероятно, и я
буду участвовать». Из письма следует, что Седов
собирался вновь вернуться на Дальний Восток, с тем чтобы пойти
отсюда в малоизученный район Арктики.
Краевед Н.Н. Кошелев в статье, опубликованной 9
апреля 1986 г. в газете «Дальневосточный моряк», пишет: «В
апреле 1908 года для надобностей Гидрографической экспедиции
Восточного океана в списки судов флота был зачислен транспорт
«Охотск». Узнав об этом, Седов подал рапорт с просьбой зачислить
его в состав офицеров этого судна, но М.Е. Жданко наложил
резолюцию с категорическим отказом и возвращение Седова во
Владивосток не состоялось».
Генерал, по-видимому, всерьез изменил свое мнение
о Седове, именно он сыграл неприглядную роль в судьбе Седова, не
только в 1908 году, но и в 1914, когда организовывался
поиск полярной экспедиции. Тогда он не смог найти офицера в
своем ведомстве, который бы мог возглавить поиск. По всей
вероятности, здесь сказывались публикации Седова о качестве
морских карт, его смелые выступления в прессе, которые знали и
читали в Петербурге и начальство не могло простить Седову,
«вынос сора из избы», как говорит русская пословица».
Архангельский краевед и ученый К.П. Гемп в
подтверждение этой мысли писала: Георгий Седов зимой 1911 года
составил проект экспедиции в восточные моря Арктики». Это еще
раз подтверждает, что Седов мечтал о возвращении на
Дальний Восток.
В апреле 1910 года вскоре после экспедиции на Колыму,
Седов был избран действительным членом Русского географического
общества, затем ему был вручен диплом действительного
члена Русского астрономического общества. Эти акты
свидетельствуют о признании научных трудов. Он также получил
благодарность от Академии наук за ценные геологические и
палеонтологические коллекции. После смерти Георгия Яковлевича,
его жена Вера Валерьяновна Седова передала в 1915 году в Главное
Гидрографическое управление рукопись "Отчета экспедиции в
устье реки Колымы".
Особое место в жизни Седова, имеет полярная
экспедиция к Северному полюсу. С его именем на географической
карте связано 11 географических названий. Именем Г.Я. Седова
названы бухты, заливы, мысы, остров, ледник - все они имеют
отношение к Новой Земле, Земле Франца-Иосифа, к острову Вайгач,
Баренцеву и Карскому морям.
Страница
1,
2,
3,
4,
5,
6,
7
Статьи
о Г.Я. Седове
П.Л. Фефилов "Рассказывает К.П. Гемп"
|
|