Павел Лукич Фефилов, художник,
краевед, писатель
Русско-Японская война 1904-1905гг.
Карта.
Адмирал Николай Илларионович Скрыдлов, командующий флотом Тихого
океана
Вице-адмирал Степан Осипович Макаров
Крейсер "Новик", потопленный японцами
Поднятый крейсер "Новик" японцы восстановили и назвали "Судзуя"
Орден
Святого Станислава III степени
|
Павел
Фефилов
ГЕОРГИЙ СЕДОВ НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ
стр. 3
Молодой
офицер здесь проявляет себя истинным патриотом, заявившим
командованию готовность пойти на верную смерть! В готовности на
смерть и мужестве решался этот несостоявшийся подвиг Седова. И
не вина Георгия Яковлевича в том, что одобренный Скрыдловым план
не был реализован.Следует заметить, что сообщение о рапорте
Седова в адрес адмирала, к сожалению, пока не подтверждено
документально. Об этом пишет Н. В. Пинегин. Он мог об этом знать
лишь со слов самого Седова, или по рассказам тех, кто
служил в тот период с Г.Я. Седовым. Есть об этом сообщение и у
других авторов, писавших о нем.
2 апреля 1905 года Седов Высочайшим приказом по
морскому ведомству № 670 производится в штабс-капитаны, а 2 мая
1905 года Всемилостивейше награжден орденом Святого Станислава 3
степени. Приказом Начальника подвижной обороны крепости
Николаевск 31 мая 1905 года он назначается командиром миноноски
№ 48, с оставлением в должности ревизора отряда, вместо
лейтенанта Рыжова, отчисленного на транспорт «Тунгус». Приказом
№73 от 24 июня 1905 г. Седову поручается ревизорское наблюдение
за миноноской № 18.Служба военного времени требовала от ревизора
забот, связанных с решением многих хозяйственных вопросов. Не
раз офицеры заградительного отряда направлялись в командировки
по Амуру. В приказе №106 от 26 июля говорится о возвращении
Седова из командировки. Вместе с другими офицерами он
побывал в Софийском, Мариинском, Богородском, куда выезжал для
закупки скота и сена. Мало кто знает теперь, что эти места также
связаны со службой Седова и его товарищей.
Рассматривая фотографии в фондах Военно-Морского музея
в Ленинграде, мне удалось обнаружить фотографию дома крестьянина
Рудакова в селе Софийское, где пекли хлеб для флотилии. Седов
бывал в этом доме, в пекарне крестьянина. Наверное и сегодня
возможно найти и обозначить это место, возможно уцелел и сам
дом, который представляет интерес для истории края.
30 октября 1905 года приказом Командира
Владивостокского порта №1808, Седов назначается помощником
распорядителя по постановке вех и баканов в Тихом океане. Новое
назначение позволило ему полнее изучить географические
особенности края и глубже осознать его нужды и заботы.
Русско-японская война ускорила наступление революции в России.
Седов стал свидетелем революционных событий 1905-1907гг. во
Владивостоке. Нет прямых доказательств о его участии в
революционном движении. Однако политические митинги матросов и
солдат, вооруженные столкновения с правительственными войсками в
октябре 1905 года, расстрел демонстрации солдат и матросов,
присоединение к восставшим артиллеристов Иннокентьевской
батареи, похороны жертв расстрела, в которых участвовало до 30
тыс. человек в январе 1906 г., многочисленные выступления
экипажей в 1907 г. кораблей, базирующихся во Владивостоке, все
это не могло не отразиться в сознании молодого флотского
офицера. Об этом свидетельствуют материалы, взятые мною из
экспозиции Военно-морского музея в Ленинграде в 1985 году.
В эти годы по приговору царского суда за участие в революционных
выступлениях во Владивостоке было казнено 75, сослано на каторгу
- 122, осуждено к тюремному заключению и другим мерам наказаний
-1700 матросов, солдат и рабочих.
Инициативы
Седова в развитии пароходного сообщения в низовьях Амура
Проходя службу в Николаевской-на-Амуре крепости, Г.Я. Седов
много сил и времени отдает прежде всего военному делу, но, надо
сказать, этим только не ограничивается. В этот период он,
используя свой беломорский опыт, организует проведение
промеров фарватеров Амура и Амурского лимана и на этой основе
производит очень важные уточнения лоцманских карт по
Нижнеамурскому судоходному району. В процессе этой, в общем-то,
очень нелегкой работы у Седова рождается мысль помочь местным
силам организовать рабочее пароходное сообщение между рыбалками
Сахалина и низовьем Амура. Упорядочить вылов, засолку и вывоз
рыбы в отдаленные центры России. С этой целью 29 сентября 1905
г. он обращается (документ №44) с прошением в адрес
генерал-губернатора Приамурского края Флуга. Вот его текст:
«Состоя в отряде миноносок в Николаевске-на-Амуре в должности
ревизора отряда и командира миноноски № 48 полтора года я не мог
не заметить, попутно с прямым своим делом службы тех
недостатков в развитии рыбных промыслов и торговли в устье
Амура, которые так бросаются в глаза мало-мальски наблюдающего
человека. В устье Амура, а также на северной части Сахалина
имеется в настоящее время около 100 рыбалок, которые вылавливают
ежегодно около 900000 пудов. - Поэтому главнейшей задачей
амурской рыбопромышленности является развитие ее в самом широком
смысле слова и дать максимальный выход рыбы. Наиболее веские
причины, влияющие на развитие рыбопромышленности следующие:
1.Отсутствие какого бы то ни было постоянного сообщения между
рыбалками, разбросанными почти на 300 верст по всему лиману и по
берегу северного Сахалина.
2. Отсутствие достаточного количества рабочих рук не позволяет
промышленнику выполнить указанную цель в отсутствие в
Николаевске официального учреждения рыбопромышленности».
Обращаясь к генерал-губернатору, Седов,
предлагая свои услуги, просит разрешить ему в ближайшем будущем
открыть срочное пассажирское сообщение между всеми рыбалками,
городом Николаевском и Сахалином. Для этого считает он стоит
приобрести два быстроходных катера морского типа. Пароход с
осадкой до 3 футов он хочет пустить между указанными выше
пунктами, перевозя пассажиров и рабочих, и буксируя баржи с
грузом, предполагая, что таким образом, рыбопромышленное дело в
крае получит огромный импульс к развитию. На приобретение
судов, пишет он, потребуется капитал около 150000 рублей. «Не
обладая средствами в таком размере и принимая во внимание то
обстоятельство, что первоначальные шаги всякого дела несут за
собой убытки, принося в данном случае большую пользу
правительству, рыбопромышленникам и всему делу, прошу Ваше
Высокопревосходительство,- говорит Седов,- вместе с разрешением,
если таковое последует, не отказать мне на это дело денежной
поддержки на покрытие годичных убытков (в субсидии) и в
единовременной ссуде в 50000 рублей от правительства.
Донося о всем вышеизложенном, прошу Ваше
превосходительство не оставить мой проект Вашим вниманием,
который как видно из прилагаемых документов, всеми крайне
желателен.
Приложение: 1) Свидетельство общества
рыбопромышленников; 2) Отзыв заведующего рыбными промыслами.
Поручик по Адмиралтейству Седов».
Препровождая прошение № 4747 от 4 ноября 1905 г.в
адрес Приамурского генерал-губернатора, Приамурское управление
государственных имуществ признавало, что «в настоящее время лишь
немногие рыбопромышленники Нижнего Амура располагают своими
паровыми судами, большинство же для обслуживания рыбалок,
имеют или японской конструкции кунгасы или гиляцкого типа лодки,
поэтому установление постоянного пароходного движения принесло
бы существенную пользу рыбопромышленникам, облегчив доставку
промысловых грузов и перевозку пассажиров, кроме того рыбалки
стали бы доступнее для общеполицейского надзора. Что же
касается надзора за правильностью производства рыбного промысла
на амурских участках, то таковой надзор может быть
действительным только при посредстве специальных паровых судов,
каковые в не продолжительном будущем и поступят в распоряжение
управления, так как на сооружение их ассигнованы надлежащие
средства и самые суда уже заказаны. Рассчитывать же на
использование коммерческих судов для целей контроля за
производством рыбного промысла нет ни малейшего основания».
И далее. «Управление считает долгом
присовокупить, что ходатайство поручика Седова в виду
чрезвычайного напряжение платежных сил государственного
казначейства надлежит признать несвоевременным». Если Седов был
бы поддержан в тот момент, постоянное пароходное сообщение на
Нижнем Амуре между рыбалками появилось бы на десятилетие раньше.
Однако этого тогда не случилось. 11 апреля 1906 г. военный
Губернатор Приамурской области (Владивосток, документ №18007)
писал в адрес Приамурского генерал-губернатора: «Имею
честь сообщить, что по данному отзыву Николаевской Городской
Думы, установление постоянного сообщения между рыбалками в
устье Амура дело вообще полезное и могущее оказать влияние на
развитие и упорядочение этого рода промышленности... В
интересах самого дела и самих рыбопромышленников, то таковое
могло бы организоваться и по частной инициативе и без
субсидии от казны тем более еще потому, что казна и так понесет
немалые расходы на содержание
специальных паровых судов по надзору за рыбалками и, кроме того,
по состоянию Государственного казначейства в данное время, едва
ли возможно и хлопотать о такой значительной субсидии как в
50000 рублей».
6 июля 1906 г. Седов обращается с письмом
(№ 57) в канцелярию генерал-губернатора Приамурского военного
округа, где пишет: «В каком положении находится мое прошение и
одобрен ли проект Его Превосходительством и куда он в настоящее
время направлен..?» Седов пытается выяснить продвижение по
официальным ведомствам задуманного им предприятия, проявляя
настойчивость, напористость предприимчивого человека, «будил»
своей инициативой официальные власти, до последнего момента
верил в их поддержку.
12 июля 1906 г. он обращается с более
подробной докладной запиской в адрес коменданта Николаевской на
Амуре крепости: «Я заметил попутно с прямыми своими
обязанностями полное отсутствие в укрепленном водном районе
какого бы то ни было правильного сообщения берегов Амурского
лимана с крепостью и крепости с островом Сахалином, тормозящего
как развитие в крае промышленности, так и необходимую
постоянную связь между воинскими пунктами лимана и крепости.
Постоянные шторма лимана до того разводят на его глубоких
фарватерах крупную к тому же неправильную волну, что плавание по
ним не только парусным шампункам, но и шхунам бывает
недоступно и их заменить могут только паровые суда. Для этой
цели я предлагаю на одной из русских верфей (вероятно, в
торговом мореплавании) заказать два паровых катера полуморского
типа с осадкой не более трех футов, плоскодонные, с боковыми
фальшкилями: двухмашинные и двухвинтовые с приспособлением для
буксировки легких шаланд, с расчетом скорости хода не менее
девяти узлов, на которых будет два пассажирских отделения:
отделение 1 класса на 15 человек и отделение 3 класса на 30
человек. Катера будут отапливаться углем и грузов на себя
принимать не будут (всякий раз, в случае надобности в отправке
груза, имеется в виду брать на буксир небольшую баржонку). Один
из катеров будет поддерживать срочные рейсы (ежедневные)
по южному фарватеру, доходя, с заходом на все промежуточные
пункты, до мыса Джаоре и другой будет поддерживать с таким
же расчетом рейсы по фарватеру Невельского, доходя до острова
Лангр».
Седов предполагал заказать катера с тем, чтобы
они были доставлены по железной дороге до Сретенска. И уже в
1907 г, с первой весенней водой привести их по воде в
Николаевск. Этот путь ему был известен. Он прошел его сам в 1904
г. Предлагал он также заказать для товаропассажирских рейсов
пароход морского типа с осадкой не более 8 футов и
грузоподъемностью не менее 300 тонн. Идея организации
пароходного сообщения захватила Седова. В заключение докладной,
он пишет: «Требуется капитал около 150000 рублей. Имея
небольшие свои средства и одного товарища компаньона, мичмана
барона Клодта, вкладывающего в это дело 20000 рублей, а
также имея ввиду рассрочку платежа на верфи, я для осуществления
моего проекта нуждаюсь в единовременной ссуде лишь в
50000 рублей, которую предполагаю выплачивать в течение 10 лет,
считая с 1908 по 5000 в г. Кроме того, предполагаемое мною
пароходное предприятие необходимо субсидировать ежегодной
субсидией, так как во всяком новом деле, а тем более в
местах малонаселенных, безусловно, предприниматель будет в
ущербе, принося в данном случае, огромную пользу интересам
государства. Ввиду всего вышеизложенного прошу ходатайства
Вашего Высокоблагородия перед Его Превосходительством
Генерал-губернатором о разрешении мне открыть проектируемое
пароходство и о выдаче мне необходимого, в сем упомянутого,
денежного пособия. Приложение:
1) Свидетельство Николаевских рыбопромышленников;
2) Отзыв Николаевского лесничества и заведующего рыбными
промыслами;
3) Постановление Николаевской Городской Думы;
4) Карты части Амурского лимана».
25 июля 1906 г. ровно через две недели
после подписания предыдущей докладной записки штаб-с- капитан
Г.Я. Седов вновь обращается к коменданту Николаевской
крепости. Он пишет: «В дополнение моей докладной записке от 13
июля, имею честь еще доложить, что по назревшему вопросу
пароходство мною проектируемое может быть открыто и другим
предпринимателем, более солидным чем я, но этот
предприниматель может быть заинтересован лишь коммерческой
стороной и поэтому может получиться сильная эксплуатация
края, а не поддержка его жизни. Предприниматель может по своему
происхождению оказаться человеком не русским, между тем
срочные и ежедневные рейсы катеров тесно соприкасаются со всеми
секретными углами крепости и укрепленного водного района, дают
ему и его служащим полную возможность детально изучить как все
укрепления, так и фарватеры Амурского лимана, что с
возникновением войны может отразиться пагубно на крепости. Я же
как морской офицер и истинно русский человек, любящий свою
Родину, намереваюсь только в интересах дорогой своей Родины и с
возникновением войны со всеми своими пароходами перехожу в
распоряжение крепости, которой могу служить лучшим разведчиком в
лимане и вообще поддерживать различные сообщения в нем».
25 июля 1906 года, он посылает прошение в
адрес Николаевской Городской Управы (документ № 1202), где
указывает: «Испрашиваемая мною ссуда от правительства в 50000
рублей может быть обеспечена с моей стороны недвижимым
имуществом, заключающемся в участке земли в 945 квадратных
саженей (т.е. 43 сотки земли), дом с фруктовым садом,
находящемся на участке, а также других хозяйственных постройках,
стоимостью около 15000 рублей. Все
имение находится в городе
Полтаве по улице Загородной №33».
Откуда появилось имение у Седова? Возможно, дом
принадлежал его сестре или его племянникам? Такое предположение
возможно, однако, утверждать точно нельзя. Вопрос требует
дополнительного изучения. Возможно, обычный участок земли был
искусственно усилен и назван словом «имение» самим
Седовым? Поисками этого дома в городе Полтаве, выяснением
подробностей, связанных с домом в 1986-1988 годах в
краеведческом музее Полтавы занималась Галина Федоровна
Мезенцева, работающая на заводе имени Ленинского комсомола
в Комсомольске-на-Амуре. Таких документов в Полтаве обнаружить
ей не удалось. Однако было установлено, что дом на улице
Загородной № 33 цел. Теперь эта улица называется улицей Зыгина,
а дом остался за тем же номером 33. По присланной
фотографии этого здания видно, что это обыкновенный одноэтажный
дом, шесть окон со ставнями которого выходят на улицу (два из
них теперь заколочены) и три окна с торцов. За большим забором
видны деревья, о которых, как о саде, возможно, и писал Седов.
Далее в прошении Седов указывает:« Рыбопромышленники в своем
свидетельстве хотя и выразили готовность прийти мне на помощь,
но едва ли это возможно скоро осуществить, в виду их
разбросанности могущих всегда возникнуть разногласий: ввиду
этого я рассчитываю на поддержку исключительно от правительства,
которое незаметным путем скоро пополнит свою затрату, т.к. с
появлением пароходства между рыбалками цены на казенные
рыболовные участки быстро поднимутся: кроме того такое
пароходство могущее проникнуть во все части лимана безусловно
воспитывает достаточное количество хороших лоцманов, которыми
теперь так нуждается Приамурский край.
Для осуществления своих замыслов Седов
нуждался в средствах. И как явствует из документов для решения
этих вопросов выходил на богатых людей, делая попытки
вовлечь их деньги в его инициативы, в задуманные им планы и
проекты.
Медаль за Русско-Японскую войну
Страница
1,
2,
3,
4,
5,
6,
7 далее
Статьи
о Г.Я. Седове
П.Л. Фефилов "Рассказывает К.П. Гемп"
|
|